Главная страница

Мы в соцсетях











Песни родной Сербии







.......................




/17.11.2004/

Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство социалистической Сербии



     

      После создания Федеративной Народной Республики Югославии (1945; с 1963 — Социалистическая Федеративная Республика Югославия) демократические традиции сербской художественной культуры получают новое развитие.

      Архитектура. Создание государственных научно–исследоват. и проектных институтов, привлечение к вопросам строительства широких слоев населения способствовали подъёму и демократизации архитектуры. Восстановив разрушенные немецко–фашистскими оккупантами города и сёла, зодчие Сербии приступили к реконструкции городов, многие из которых до середины XX в. сохраняли вид полусельских поселений с малоэтажной застройкой и были лишены элементарного благоустройства. В 1946—50 были разработаны генеральные планы городов Лесковац, Неготин, Крупань, Нови–Сад, Титово–Ужице, Шабац и других. Генеральный план реконструкции и развития Белграда (1947—1950, архитекторы Н.Добрович, М.Сомборский, р.1902, и другие.) предусматривал рост территории города почти вдвое, сооружение на левом берегу Савы комплекса Нового Белграда, создание на окраинах новых жилых районов, размещение промышленности в особых зонах, возведение парков и спортивных комплексов на берегах Савы и Дуная. Этот план явился школой градостроительства и для архитекторов других югославских республик. В конце 1940 — начале 1950–х гг. на ряду со строительством заводов и фабрик развернулось сооружение рабочих посёлков, школ, больниц, спортивных центров. В застройке преобладали 2—6–этажные кирпичные дома, частично сооружавшиеся по типовым проектам (дома близ завода «Ястребац» в Нише, дома в г.Бор).

      С начала 1950–х гг. в Белграде, Нови–Саде, Крагуеваце возникают крупные промышленные предприятия. Распространяется сборное строительство. Лучшие из промышленных зданий (химический завод в Панчево, 1960—1962, архитекторы Р.Драшкович, К.Мартинович, р.1912; научно–исследовательский институт в Винче, с 1956, архитектор Б.Бон, р.1912, и другие.) отличаются пластической выразительностью простых и ясных по членениям фасадов, функциональной оправданностью композиции, тщательностью отделки. Прогресс строительной техники в 1950 — начале 1960–х гг. находит выражение в комплексе павильонов Белградской промышленной ярмарки (1950—1957, архитектор М.Пантович, р.1910, и другие.), перекрытых тонкостенными сводами–оболочками, в телевизионной башне на горе Авала близ Белграда (архитекторы М.Кристич, У.Богунович, р.1922), в большепролётном мосте через Дунай в Нови–Саде (инженер Б.Жежель, р.1910).

      Создание в конце 1950–х гг. строительной индустрии подготовило условия для типизации жилищного строительства, повышения этажности зданий. Получили распространение сборные металлические и железобетонные каркасы. В конце 1950 — начале 1960–х гг. в Новом Белграде и Нови–Саде были сооружены многоэтажные башенные дома из сборных элементов (инженер Б.Жежель, архитекторы Б.Петричич, р.1911, И.Антич, р.1923, Л.Кабильо, р.1910, и др.). Квадратные или крестообразные в плане, с подчёркнутыми горизонталями балконов или лоджий в центре фасадов, они отличаются ясностью пропорций, строгой отточенностью линий, сдержанностью окраски панелей, выдержанной в серых, бежевых и коричневых тонах. В их нижних, полностью остеклённых этажах расположены торговые и обслуживающие учреждения. Башенные дома, живописно сочетающиеся с группами горизонтальных по протяжённости зданий, являются композиционными доминантами в застройке новых районов. С конца 1960–х гг. в жилищном строительстве усилилось стремление к большей пластической выразительности и декоративности, к использованию фактурных контрастов, например, плоскостей необработанного бетона, камня, кирпича с металлическими и стеклянными деталями зданий (дома архитектора М.Митровича, р.1922, в г.Чачак, 1973, и Белграде, 1975). Получила распространение полихромная мозаичная отделка лоджий и фасадов (дома в р–не Шумице в Белграде). Начали сооружаться горизонтальные по протяжённости дома ступенчатых очертаний (Новый Белград). Выразительной пластичностью форм выделяются дома в квартале Златибор в г.Титово–Ужице (1970, архитектор С.Мандич, р.1915) и р–не Юлино–Брдо в Белграде (1967—1970, архитекторы М.Лояница, Б.Йованович и др.).

      Большие успехи достигнуты в строительстве школ, больниц и домов культуры, как правило сооружаемых из сборных железобетонных элементов. Они отличаются ясностью планировки, простыми формами фасадов, использованием местных материалов в отделке (школа в г.Лазаревац, архитекторы И.Антич, К.Мартинович, Д.Стефанович; психиатрическая больница в г.Ковин, 1959, архитектор Д.Ристич, р.1909; рабочий университет в Нови–Саде, 1965, архитекторы М.Джокич, р.1920, и В.Мидич, р.1911). В общественных зданиях, являющихся композиционными центрами жилых массивов, лаконизм и простота форм сочетаются со стремлением к гибкости планировки и индивидуализации облика постройки. Таковы в Новом Белграде здания Союзного исполнительного веча (конец 1950–х гг.), где к главнему корпусу примыкают изогнутые в плане боковые корпуса, здание Президиума Союза коммунистов Югославии (1960–е гг., архитектор М.Янкович, р.1911) — господствующая над районом вертикальная призма из железобетона и стекла. Музей современного искусства (1965, архитекторы И.Антич и И.Распопович, р.1923) представляет собой компактное сочетание усечённых бетонных призм, покоящихся на железобетонных опорах. Достижением сербского градостроительства является ансамбль площади Партизан в г. Титово–Ужице (1957—1961, архитекторы С.Мандич и М.Пантович), включающий наряду с 10–этажными башенными домами группу строгих по форме 6–этажных деловых зданий, универмаг, театр (свободная пространственная композиция из компактных геометрических объёмов с целостными плоскостями стен и узкими горизонтальными окнами), а также мемориальный архитектурно–скульптурный ансамбль со статуей маршала И.Броз Тито. В 1970–х гг. в архитектуре общественных зданий из сложно профилированных сборных типовых звеньев проявляется стремление к пластической выразительности фасадов, к ритмической ясности композиции, многообразию отделочных материалов (гостиница «Путник» в Новом Белграде, 1972, Сербский градостроительный институт, 1971, спортивный центр «25 Мая», 1973, — в Белграде). Ряд архитекторов обращается к традициям национальной сербской архитектуры (Народная библиотека в Белграде, 1973, архитекторы И.Куртович, р.1910, и др.).

     

      Достижения в области синтеза искусств нашли воплощение в многочисленных мемориальных ансамблях (братское кладбище советских и югославских воинов в Белграде, архитектор Б.Бон, скульптор Р.Станкович, р.1905). Выделяются работы Б.Богдановича (Мемориальный комплекс в честь павших в годы борьбы с фашизмом в Сремска–Митровице, 1959—1960, и др.), которым свойственны динамизм пространственной организации, органическая связь с ландшафтом, стремление к символической трактовке мотивов классической и народной архитектуры.