Главная страница

Мы в соцсетях











Песни родной Сербии







.......................




/3.8.2009/

Слово "црква" в сербском языке

Е, баш си нашао у којој ћеш цркви да се помолиш! Нашел, в какой церкви помолиться! – говорится тому, кто с определенным требованием, просьбой, ожиданием обратился «не по адресу», к неответственному лицу или учреждению, так, что нет шанса, что они будут удовлетворены. Кроме этого, в сербском языке с существительным церковь не так уж много выражений: можно услышать еще и не хтети ни у цркву (в церковь не хотеть) в смысле «не желать иметь ни с кем дел». Знаменитое сравнение "бедный, как церковная мышь" наверное возникло потому, что церковь в народе была понятием чистоты, о чем нам говорит сравнение чистый, как церковь (вероятно потому, что дома не были чистыми). Так дубровский поэт Марин Држич пишет: ДОМ НАРЯДНЫЙ, КАК ЦЕРКОВЬ БЛЕСТИТ

     

     Существительное црква не означает только здание, в котором совершаются религиозные обряды, это еще и люди которые ей принадлежат – как духовенство, церковная власть и церковный порядок, так и все верующие. Кроме того, под церковью подразумевается и соответствующая работа этих людей, например, церковная служба. Если стоит перед прилагательным греческая и/или римская, существительное церковь означает «православие» соответственно и «католичество». Занимательно, что только в одном значении церковь имеет синонимы (частичные, как обычно и бывает), например, храм, богомолья, мечеть, синагога, базилика, кафедральный собор, пока в остальных переносных значениях, это существительное практически одно, незаменимое в сербском языке. Црква - главное слово в сербском языке для обозначения «Дома Божьего», обозначающего в первую очередь «христианское богомолье (православное, католическое…). Общее, нейтральное название храм, старое славянское слово, сегодня в первую очередь используется для языческих и многобожеских святилищ (античные, буддистские, синтоистские и другие).

     

     Немного позднее, это существительное появляется в других обличиях, также женского рода цр(ь)ков (с 13 до 15 века) и цркви (c 14 до 16 века). Рано засвидетельствованы и основные производные: деминутивы црквица и црковца (13 век), а затем и прилагательные црковни и црквени (13 - 14 века). И они, в свою очередь, имеют свои производные, первый например црковник (13 века) «человек церкви» (так в Студеничcком типикt св. Савs написано: Црковником да дајет се свEште ради по 2 златици), от этого же прилагательного позже и имеет тоже значение слово црковњак, со времен Вука и црковина «церковное добро». От другого прилагательного появилось существительное црквењак (засвидетильтвено в 16 веке) «служитель в церкви», чье положение показывает народная пословица: Поп заповеди ђаку, а ђак црквењаку (Поп приказывает ученику, а ученик црквеняку). По этому занятию, появилась фамилия Црквењаков, в то время как фамилия Црквенац появилась от происхождения определенной семьи из одноименного места (например село около Чуприи и около Борка, гора около Княжевца и так далее).

     

     Относительно вышеприведенных производных основного существительного црквиште (с 14 века) «место где была церковь», позднее црквина (с 17 века), как увеличительный суффикс или пейоратив, но и «место где была церковь, стены церкви», тогда и «сорт травы (которая растет на таких местах), дренак». Всего несколько веков производному црквари «люди, идущие по церквям или монастырям о великим годовима» : В Сербию приходят црквари из дальних сел на ночлег накануне празника, а из ближних придут к утру, и будут тут и пополудни…, - так пишет Вук Караджич, в то время как у Миличевича в его описаниях славянских обычаев написано: на многие места свештеник и црквари иду за крестоносцами тихо на конях; оттуда и Црквари как название села в Славонии около Джакова. В Бачке можно услышать и цркварош «тот, кто часто ходит в церковь». Очень много топонимов, с основным словом, или с производными от него: Б(иј)елацрква на большинству мест, Пет цркава в Венгрии, по другому Печуј, Четрдесет цркава место около Враня, Црквено поље около Ключа, Црквено село около Карловца и около Огулина, Црквењак село около Сарајева, вблизи Крешева, Црковац село около Вараждина...

     

     Есть и многозначные как: Црковница место около Злетова (уже с 14 века), село около Ниша, река в Черногории, и даже «сорт груш» в Хорватии. В течение нашего бурного прошлого церкви нередко разрушались, появилась потребность обозначить действующую церковь. Тогда говорится црква поје (церковь поет) или црква служи (церковь служит), это иллюстрируют примеры из народной песни: И пусть поет церковь Росалия…Это церковь и сейчас стоит в нижнем городе, но не служит. Потому, что турки держат в ней порох. Был обычай когда церковь называлась по имени святого, которому была посвящена: Петровская церковь под Пазаром ... Около бијеле Господней (т.е. Богородичной) церкви ...или даже именем упомянутого святого: СЬзда ... светую богородицу на Топлици... в Призреную церковь светую Петку... до этого была церковь София... перед бијелом Врачевима церковью т.д., можно встретить в народных песнях и у старых писателей.

     

     Насколько важным фактором был защита церкви на надежном месте, говорят нам наши многочисленные топонимы холмов и возвышенностей: Црквенац (около Књажевца), Црквенско брдо (около Крагујевца), Црквина (около Шапца)... из всех этих примеров мы видим, как слова могут свидетельствовать о материальной и культурной истории народа.

     

     


Комментарии (1)