Главная страница

Мы в соцсетях











Песни родной Сербии







.......................




/30.10.2009/

Высокопреосвященный изгнанник



     Митрополит Сербский и архиепископ Белградский Михаил — одна из самых крупных фигур в церковной и гражданской истории Сербии второй половины XIX века. Много сделавший для укрепления Сербской Православной Церкви, он до архиерейского рукоположения некоторое время являлся архимандритом Студеницы.

     Будущий знаменитый архиерей родился в 1826 году в местечке Соко-Баня и носил в миру имя Милое Йованович. В 1842 году он поступил в Белградскую богословскую школу, которую с успехом окончил четыре года спустя. Именно в это время на него обратил внимание тогдашний глава Сербской Православной Церкви митрополит Петр Йованович. Он разглядел в юном провинциале незаурядные способности и стал покровителем однофамильца. В 1846 году Милое по рекомендации митрополита Петра прибыл в Российскую империю, где начал учиться в Киевской духовной семинарии. Окончив ее с отличием, через три года он поступил в Киевскую духовную академию. В академии Милое защитил диссертацию на соискание степени кандидата богословия по теме «Обзор истории Сербской Церкви». 29 марта 1853 года он принял монашеский постриг с именем Михаил. На следующий год молодой инок вернулся на родину, где сделал стремительную духовную карьеру. В октябре 1854 года он был рукоположен в архимандриты Студеницы. Возведение новоначального монаха в сан архимандрита с назначением в настоятели обители, считающейся первопрестольной матерью Сербской Церкви и самого государства, много говорило о талантах Михаила (Иовановича). Вскоре архимандрит Михаил был хиротонисан во епископы Шабацкой епархии, а уже 25 июля 1859 года, когда ему еще не исполнилось и 33-х лет, избран на сербский митрополичий престол. Выдающийся государственный сербский деятель Милош Обренович, с чьим именем связаны крупные успехи Сербии в борьбе за независимость, сказал во время рукоположения Михаила в митрополиты, что это «человек, которого нам сам Бог послал». До самой своей смерти в 1898 году, с одним лишь восьмилетним перерывом, митрополит Михаил бессменно возглавлял Сербскую Православную Церковь.

     


     Деятельность митрополита не ограничивалась исключительно церковным служением. Он активно вмешивался в политическую борьбу, при этом всегда занимая русофильские позиции. Культурно-религиозную и политическую связь с Россией владыка Михаил полагал непременным и необходимым условием самого существования и раз¬вития Сербии как православного сла¬вянского государства. Это, по мнению митрополита, было единственной воз¬можностью сохранения сербской самобытности в условиях мусульманского и католического окружения. Архиерей имел огромное число друзей и почитателей в России среди славянофилов, ученых-славистов, церковных деятелей и политиков.

     

     С 1880 года в настроениях правящей сербской элиты начали происходить серьезные перемены. Она взяла курс на сближение с Австрией, противопоставив Петербургу Вену. Многие оппоненты были отправлены в отставку. Несогласие с переменами выражал и предстоятель Сербской Церкви. Предлог для смещения митрополита Михаила быстро нашли, и 18 октября 1881 года появился указ правящего монарха Милана Обреновича, согласно которому владыка лишался митрополичьего сана, а вместе с ним и первосвятительского престола. Демарш политического руководства Сербии вызвал огромное недовольство в официальном Петербурге. Такое обхождение с большим другом России, к тому же недавно получив в награду престижный орден святого Александра Невского от трагически погибшего государя Александра II, Петербург не мог оставить незамеченным. Исследователь А. Л. Шемякин, посвятивший отдельную работу истории изгнания митрополита Михаила, писал: «На долгие восемь лет вплоть до отречения теперь уже самого Милана Обреновича от королевского престола, так называемый „церковный вопрос", превратившийся из чисто религиозного в острополитический и принципиальный, отбросил российско-сербские отношения к точке почти абсолютного замерзания...»

     Изгнанный владыка несколько лет путешествовал, проведя паломничества в Константинополь, Палестину, на Святую Гору Афон. В 1884 году он прибыл в Россию, где оставался пять лет — вплоть до своего возвращения в Сербию, которое состоялось в мае 1889 гола. Михаил обитал то в Киеве — городе его молодости, то в Москве, то в Петербурге. Эти годы были наполнены неутомимой деятельностью, если не сказать больше — борьбой. Влады¬ка-изгнанник прилагал значительные усилия для того, чтобы освободить Сербию от режима Милана Обреновича. Он вступил в контакты с одним из главных противником короля Николой Пашичем, эмигрировавшим из Сербии в Болгарию. Обращался Михаил и к своим друзьям: вождю московских славянофилов И. С. Аксакову, профессору И. Ламанскому, секретарю славянского благотворительного общества в Санкт-Петербурге Б. И. Аристову. Владыка подчеркивал: «Несчастную Сербию злодеи ведут к пропасти, от которой нужно ее спасти и возвратить ее православному славянству». Между тем, режим Обреновича подточил себя изнутри. В начале 1889 года сербский король отрекся от престола. Владыка Михаил триумфально вернулся в Сербию, где вновь занял престол предстоятеля Сербской Церкви.

     

     

     

     

     
Россия и Сербия: взгляд в прошлое


     История культурных связей России и Сербии уходят корнями в глубины Средневековья. Два славянских народа, принявших Православие, тянулись друг к другу. Письменность, литература, архитектура, живопись, прикладное искусство — во всех этих проявлениях культурной жизни России и Сербии можно увидеть общие черты, обусловленные едиными корнями и взаимовлиянием. После османского завоевания и установления турецкого господства над Сербией многие сербы находили в России свою вторую роди¬ну. Это вливание сербских, а так¬же болгарских культурных элементов, распространившееся на Руси с конца XIV века, получило в нау¬ке название «второго южнославянского влияния». (Первое южнославянское влияние пронизало культурную жизнь Древней Руси после принятия христианства.) Среди сербских эмигрантов, оставивших яркие следы в жизни Руси в период «второго южнославянского влияния», особенно выделяется выдающийся книжник Пахомий Логофет (Серб), который трудился в XV веке и прославил себя многими знаменитыми памятниками литературы, включая Житие преподобного Сергия Радонежского. В свою очередь, из России в Сербию неизменно шла помощь — материальная и духовная: денежные пожертвование, книги, произведения искусства. Особенно частыми такие пожертвования стали с XVI века, после образования в России единого государства, когда русские правители стали считать себя покровителями православных народов.

     

     Источник: журнал "Православные монастыри. Студеница, Сербия"