Главная страница

Мы в соцсетях











Песни родной Сербии







.......................




/26.2.2011/

Отстоим наши Святыни



     Крах социалистической системы, приведший к освобождению Русской и Сербской Церквей из-под гнета коммунистической идеологии и партийного диктата, одновременно привел народы русско-славянской цивилизации к страшной геополитической катастрофе. Особенно сильно пострадали русские и сербы, как народы в наибольшей степени сохранившие имперский менталитет. Размышляя о последствиях краха социалистической системы, известный русский философ-диссидент, Александр Зиновьев афористично заметил: «Целили в коммунизм, а попали в Россию». Не менее справедливо будет сказать: «Целили в коммунизм, а попали в Сербию».

     Впрочем, в последнее время появляется все больше оснований полагать, что целили именно в Россию и Сербию, а антикоммунистическая риторика была лишь операцией прикрытия.

     Как бы то ни было результат налицо - кризис 80-90-х гг. прошлого века привел к тому, что русские и сербы превратились в два самых крупных разделенных народа Европы. И это притом, что в результате того же кризиса произошло воссоединение немецкого народа, разделенного государственными границами со времен окончания Второй мировой войны. Таковы гримасы истории: немцы объединились, а внесшие немалый вклад в победу над немецким фашизмом русские и сербы, словно проигравшие в войне, разделены границами. И пока этот факт не желает признавать мировое общественное мнение. Но что самое прискорбное, - об этом факте боится громко говорить и политическая элита России и Сербии.

     Как это не раз бывало в истории, ослаблением православных народов воспользовался Ватикан, чтобы в очередной раз попытаться установить духовный контроль над нашими народами, подчинить наши земли своему влиянию. Но если раньше передовым отрядом Ватикана были немецкие рыцарские ордена (Ливонский и Тевтонский) либо австрияки, то теперь «черновую работу» поручено исполнять нашим бывшим братьям - славянским народам, ранее совращенным католиками в свою веру. И они исполняли: жестоко, не церемонясь, не слыша мольбы о пощаде, как это и делают обычно предатели. Мы помним с какой ожесточенностью изгоняли хорваты своих братьев по крови сербов из Сербской Краины, а униаты-галичане устроили настоящий погром православного населения на Западной Украине, в результате чего были уничтожены три епархии Русской Православной Церкви, пролилась кровь, многие православные русские люди были убиты, покалечены и избиты.

     Католический прозелитизм с конца прошлого века стал реальной угрозой для наших Церквей, а территория России впервые в нашей истории была разделена на католические епархии, что вызвало негодование у православных.

     Прискорбно, что католическая экспансия происходила при равнодушии, а то и поощрении (к примеру, на Украине) государственной власти. В ходу были наивные аргументы, что нам надо «дружить с католиками», поскольку мы - христиане. К сожалению, история ничему не учит наших власть имущих. И вот уже раздаются голоса, что нам надо искать поддержку у Папы Римского, чтобы совместно противостоять натиску ислама. Напрочь забыта судьба последнего императора Византии Константина XII, который тоже хотел получить помощь от Ватикана в обмен на уступки в вопросах вероучения, но в результате стал жертвой обмана католиков и потерял власть и жизнь. К сожалению, нынешняя политическая элита и в Сербии, и в России не желает учить уроки истории. А, как известно, тот, кто не извлекает уроков, обречен на повторение ошибок.

     Но самое печальное, - в Сербской и Русской Церквях в последнее время возникло довольно влиятельное филокатолическое лобби. Все чаще можно услышать сегодня разговоры о необходимости союза наших Церквей с Ватиканом в деле борьбы за нравственность. Адепты филокатолицизма делают вид, что искажение католиками христианской догматики не является серьезным препятствием для взаимодействия. Если Патриарх Московский и всея Руси Пимен (Извеков) любил повторять, что с католиками можно разве что вместе чайку попить, то теперь все более популярными становятся иные изречения. Под идею союза с Ватиканом подводится уже философское обоснование, - иные борзописцы пишут о том, что важнейшей задачей Православия становится помощь Ватикану в рехристианизации Европы. Во-первых, еще неясно, а нужна ли самому Ватикану рехристианизация Европы. А во-вторых, помогать в качестве кого? Таскать каштаны из огня?

     На самом деле за всеми этими измышлениями скрывается пропаганда экуменизма, который известный сербский подвижник благочестия преподобный Иустин Челийский как нельзя более точно назвал «ересью ересей».

     Впрочем, новый всплеск «любви к Европе» для нас, русских, не удивителен. Это проявление застарелой болезни русской интеллигенции – западничества, которое подвергли уничтожающей критике русские национальные мыслители от славянофилов до Ивана Ильина. Однако эта заразная духовная болезнь вновь проявила себя в конце 20 – начале 21 века. Сто лет назад западничество поразившее русскую политическую и интеллектуальную элиту (в том числе и священнослужителей) привело Россию к страшной катастрофе – революции 1917 года. Трагедия может повториться…

     Самое надежное лекарство от этой болезни – пробуждение исторической памяти. Именно поэтому по инициативе научной и православной общественности Санкт-Петербурга и при информационной поддержке «Русской народной линии» (www.ruskline.ru) на историческом факультете Санкт-Петербургского государственного университета в минувшем году были организованы две международные историко-богословские конференции. 4 февраля прошла конференция «Русская цивилизация и Ватикан: неизбежен ли конфликт?», в которой приняли участие ученые и публицисты из России, Украины, Беларуси, Казахстана и Сербии. Участники конференции обсудили процессы, происходящие внутри Римо-католической церкви, историю непростых отношений Ватикана с Православным миром, опасности, которые могут нас ожидать в организации диалога с католиками.

     Еще более сильный резонанс вызвала вторая конференция «Православно-католический диалог после Ясеноваца», которая состоялась 28 октября 2010 года и в которой приняли участие ученые и публицисты из России, Сербии, Великобритании, Украины, Боснии и Герцеговины. Конференция была приурочена к выходу в свет русского издания книги итальянского ученого Марко Аурелио «Архиепископ геноцида», посвященной личности главы Хорватской католической церкви архиепископа Алоизия Степинаца. Материалы этой конференции и предлагаются вниманию сербского читателя в настоящей книге.

     Главная идея конференции была выражена уже в самом ее названии. Современный православно-католический диалог, о чем сейчас стало модно говорить на всевозможных встречах и форумах, имеет право на существование только после признания Ватиканом преступлений католиков-усташей против православных сербов, принесения извинения потомкам и родственникам жертв и всему сербскому народу. Вести диалог будто не было геноцида сербов в системе лагерей Ясеновац, или будто преступления совершали кучки маргиналов без ведома церковного начальства Независимого государства Хорватия, недопустимо. Это не только противоречит истине, но и означает предательство памяти сербских новомучеников, всех невинных жертв террора.

     Сегодня в церковное сознание активно внедряется изобретенный недавно термин «церкви-сестры», означающий особый характер отношений Православных Церквей и римо-католиков. Но чтобы он наполнился смыслом, Ватикан должен как минимум осудить преступления своих епископов и прелатов, организовавших геноцид сербов, а также и другие преступления, совершенные по благословению Римского понтифика против православных. Этого, увы, не происходит. Ватикан делает вид, что его это не касается, а у православных участников диалога с католиками не хватает духу таким образом поставить вопрос.

     Более того, «архиепископ геноцида» Алоизий Степинац канонизирован Римо-католической церковью и в нынешнем году ожидается визит в Хорватию Папы Римского Бенедикта XVI по случаю торжеств по беатификации Степинаца. А если вспомнить, что в последнее время активно обсуждается идея переноса останков убитого в белорусском Полоцке отступника-униата Иоасафата Кунцевича из Рима в Витебск, то впору говорить не о сестринских отношениях, а об агрессивном католическом прозелитизме, сопровождающемся объятиями. По-русски это называется «держать камень за пазухой». Получается, что улыбающийся Папа Римский и его кардиналы «держат камень за пазухой», прославляя лютых ненавистников Православия.

     В книге представлены наиболее интересные доклады, прозвучавшие на конференции. Сербскому читателю известны имена сербских участников конференции: академика, доктора Срболюба Живановича, режиссера, музейного советника Симо Брдара и издателя Ранко Гойковича. Среди русских авторов также представлены известные ученые и публицисты: один из лучших современных русских православных публицистов, директор Центра этно-конфессиональных исследований Владимир Семенко; историк-медиевист, доцент Санкт-Петербургского университета диакон Владимир Василик; историк, профессор Харьковского национального университета им. В.Н.Каразина Александр Каплин; историк, доцент Московского государственного института международных отношений МИД России Ольга Четверикова; политолог, профессор Дипломатической академии МИД России Анастасия Митрофанова; историки, специалисты по истории Сербии, научные сотрудники Института славяноведения Российской Академии Наук Анна Филимонова и Михаил Ямбаев; философ, профессор Санкт-Петербургского университета технологии и дизайна Алексей Швечиков.

     

     + + +

     

     По итогам конференции «Православно-католический диалог после Ясеноваца» была принята резолюция «Диалог возможен только после де-беатификации «архиепископа геноцида» Алоизия Степинаца», текст которой хотелось бы привести полностью в силу ее важности.

     

     «Нет истины без любви и любви без истины»

     прп. Иустин Попович

     В последнее время активизировался православно-католический диалог. Однако его параметры вызывают законное недоумение многих православных, поскольку в нем замалчиваются существеннейшие догматические различия, а с высоких трибун можно услышать утверждения о том, что догматы - не главное и догматические противоречия можно преодолеть в «диалоге любви». Утверждается, что главное для нас с католиками - общие нравственные ценности, в которых мы можем найти единство.

     Подобные утверждения выглядят странно, ведь нравственное начало и нравственные ценности воплощаются в святых. А ведь в 1998 г. папа Иоанн Павел II беатифицировал архиепископа Загребского Алоизия Степинаца, при деятельном участии которого происходил геноцид православных сербов в Хорватии в 1941-1944 гг. Только в системе концлагерей Ясеновац было истреблено 700 000 человек, из них не менее 500 000 православных сербов, которых убивали с особой жестокостью.

     Значительную часть из них умертвили холодным оружием - взрезали горло специальными ножами-«серборезами», разбивали головы молотами, отрезали руки, ноги, пальцы, уши, губы, выкалывали глаза, женщинам отрезали груди.

     Во всех этих злодеяниях активнейшее участие принимали представители римо-католического духовенства: международные комиссии установили факт причастности полутора тысяч хорватских священнослужителей, монахов и монахинь к геноциду, проводимому Независимой Хорватской Державой. Алоизий Степинац практически ничего не сделал, чтобы остановить злодеяния вверенного ему клира и паствы.

     Отметим, что и папа Пий XII никак не реагировал на террор в Хорватии, хотя знал о нем все. Не отлучил палачей от Церкви, хотя в 1949 году отлучил всех коммунистов. Более того, принимал делегации усташей в Ватикане, а после войны Католическая церковь по т.н. «крысиной тропе» обеспечила бегство многих хорватских палачей.

     Ватикан в ХХ - начале ХХI в. покаялся перед многими, только не перед православными, не перед сербами. Иоанн Павел II так и не нашел времени, чтобы посетить Ясеновац, помолиться за сотни тысяч жертв геноцида и принести покаяние перед православным сербским народом. В следующем году, как сообщили недавно СМИ, папа Бенедикт XVI намеревается посетить Хорватию с официальным визитом, чтобы принять участие в торжественной беатификации Алоизия Степинаца. Мы полагаем, что беатификация «архиепископа геноцида» означает признание ответственности Ватикана за преступления против православных сербов. О каких тогда общих нравственных ценностях с католиками мы можем говорить?!

      Вызывает озабоченность, что и с православной стороны тема Ясеноваца никак не поднималась. Говорится о чем угодно - о захватах храмов на Украине, о прозелитизме - только не о страшных преступлениях, имевших ярко выраженный конфессиональный характер. Исследователи справедливо говорят о хорватском клирофашизме, который острием своим был направлен против православных, когда были истреблены сотни православных священнослужителей. Подобная забывчивость страшна, ибо говорит о нашем духовном беспамятстве, равнодушии к нашим святым и может привести и к отречению от них и от сотен тысяч жертв.

      Надеемся, что на православно-католических собеседованиях тема Ясеноваца, усташского геноцида и религиозных преступлений во время Второй Мировой Войны будет поднята со всей твердостью и определенностью и т.н. «диалог» будет продолжен не ранее, чем Ватикан признает преступления прошлого и де-беатифицирует Алоизия Степинаца.

     

     + + +

     

     Два года назад на российском телевидении было организовано шоу «Имя России». Телезрителям было предложено выбрать наиболее популярных исторических деятелей. Телешоу однако вскоре превратилось в настоящее общенациональное событие, за которым наблюдали миллионы граждан страны. По итогам голосования самым популярным исторически деятелем России был избран святой благоверный великий князь Александр Невский, которого обществу представлял митрополит Кирилл (Гундяев), который вскоре был избран Святейшим Патриархом Московским и всея Руси. Это телешоу широко освещалось в СМИ, многие аналитики отмечали, что хотя популярность в народе святого князя Александра Невского стала для них неожиданностью, но она весьма показательна. Ведь с его именем ассоциируется активное сопротивление Руси экспансии передовых отрядов Запада - шведских и немецких рыцарей, получивших благословение Римского понтифика истреблять русских «схизматиков». И не просто сопротивление, но - победа над шведами на реке Неве и тевтонами на льду Чудского озера (последняя получила в истории название «Ледовое побоище»).

     Святой благоверный князь Александр Невский отверг предложение посланника Римского папы принять из рук Понтифика корону в обмен на переход в католицизм и изгнал католического посла из пределов своей державы. Он отстоял духовную независимость Руси, преклонившись перед внешней властью Орды. Этот выбор Святого князя предопределил в будущем возрождение Руси, превращение конгломерата славянских княжеств в крупнейшую державу мира.

     Святой благоверный великий князь Александр Ярославич Невский указывает и нам путь и образец поведения в нынешних условиях, когда и русскому и сербскому народам грозит духовное порабощение. Этому же учил сербов и Святитель Савва. Они учили отстаивать Святыни Веры. Если мы отстоим наши Святыни, у наших народов сохранится шанс на возрождение. Ведь у Святынь соберутся люди, которые станут в полном смысле Народом, т.е. единым телом с единым духом, единой общностью, готовой даже перед угрозой лишения жизни отстаивать свои Святыни. Не сохраним свою самобытность – растворимся в плавильном котле безбожного глобализма, куда семимильными шагами дружно шагает расхристианизировавшийся Запад, за которым в хвосте плетется и Ватикан.

     Союз с Ватиканом – страшный соблазн для Православных Церквей, для народов православной цивилизации. Надеюсь, что книга «Православно-католический диалог после Ясеноваца» поможет лучше увидеть этот соблазн, подвигнет нас на его преодоление.

     Анатолий Степанов, главный редактор Информационно-аналитической службы «Русская народная линия»