Главная страница

Мы в соцсетях











Песни родной Сербии







.......................




/2.8.2011/

Карел Живный и Православие в Чехии



     

     

     Наша память иногда весьма избирательна. Бывает, что имена выдающихся людей, в своё время потрудившихся для сохранения корневой системы славянства, его общинного духа и объединяющей политической практики - забываются, и стоит больших усилий восстановить их жизненный путь.

     

     Одно из таких имён - имя доктора Карела Живного (Karel Zivny). Русскому читателю Живный известен по книге Николая Яковлевича Данилевского "Россия и Европа", однако современные комментаторы её в справке по фразе "Процессы о. Иоанна Наумовича, доктора Живного и других" дают совершенно неверную информацию. Карел Живный не участвовал, в отличие от действительно замечательного русинского исповедника о . Иоанна Наумовича, в политической и религиозной жизни Закарпатья и Галичины. Но он имеет не меньшие, чем о. Иоанн, заслуги перед Чешской Православной Церковью.

     

     Карел Живный получил юридическое образование. Большое значение для его жизненного пути имела женитьба на одной из шести дочерей Яна Станислава Скрейшовского (1831-1883), влиятельного участника старочешской партии, издателя и редактора нескольких газет на чешском и немецком языках. Скрейшовский был последовательным панславистом и русофилом, приветствовал освобождение Болгарии в 1878 году. За свои убеждения ему не раз приходилось терпеть стеснения от венской полиции.

     

     Звезда Карела Живного восходит на чешском политическом небосклоне в 1883-1885 годах: он редактирует издание Parlamentar, участвует в создании Первого Чешского политического общества в Вене. Варшавская газета Prawda в номере от 21 мая 1888 года приводит фрагмент беседы Живного с корреспондентом петербургского "Нового Времени" Молчановым. Чешский панславист выразил в этой беседе разочарование по поводу охлаждения отношений между славянскими народами, но подтвердил свою уверенность в необходимости объединения славян вокруг Кирилло-Мефодиевской традиции.

     

     В 1897 году Живный основал в Вене "Чешское Православное взаимно-вспомогательное общество", которое вместе с Обществом "Горазд" и при поддержке сербских ревнителей Православия занималось обращением чехов в Кирилло-Мефодиевское исповедание (Monika Glettler. Die Wiener Tchechen um 1900. Wien. 1972. P. 120)

     

     В 1901 году официальная газета Святейшего Синода "Церковные Ведомости" так описывала положение Живного и его единомышленников:"В Вене у православных чехов нет ещё своей церкви: их проповедника доктора Живного арестуют в их собрании по обвинению в оскорблении величества и присуждают к тяжкому заключению, к лишению учёного звания и всех гражданских прав. Однако, этого мало: правительству известно, что несколько сот чехов-рабочих выразили решимость перейти в православие; в виду этого венским правительством приняты меры, что бы окончательно терроризировать маленькое чешское православное общество и отбить у посторонних лиц всякую охоту примкнуть к нему. На днях председатель общества Ф.Шогай уволен со службы в Венском арсенале. Деятельный помощник Живного, недавно принявший православие Юрий Стрибный, редактор чешского радикального журнала, также присужден к тяжкому тюремному заключению… . Принято, одним словом, все меры к тому, чтобы погубить единственную за границей (земель Короны Чешской - А.П.) чешскую православную общину…"

     

     После 1914 года люди, указанные в членских списках "русофильских" обществ, подлежали гласному полицейскому надзору, поощрялись доносительство и аресты православных чехов. Но Чешская Церковь не погибла. Благодаря помощи Сербского Короля, принявшего эстафету из рук Царя-Мученика Николая, православные чехи через 900 лет вновь получили своих Епископов. А затем, совместными усилиями Сербской и Русской Православных Церквей, Чешская Церковь достигла такой степени зрелости, когда можно было говорить и об автокефалии. В настоящее время в Чехии и Словакии Православие - не только часть истории национальной культуры, но и важное явление современного национального самосознания.


Комментарии (1)