Главная страница

Мы в соцсетях











Песни родной Сербии







.......................




/6.9.2011/

Пилоты МиГ-29. Забытые защитники сербского неба



     

     Пилоты МиГ-29, взлетевшие ночью 24 марта 1999 года на бой с самолетами НАТО проводили Илью Аризанова в последний путь.

     

     В почетный караул возле гроба с телом подполковника Ильи Аризанова встали пилоты МиГ-29, которые 12 лет назад, ночью 24 марта 1999 года взлетели вместе с ним на защиту неба Союзной Республики Югославия. Затем ветеранов сменили молодые пилоты сербских МиГ-ов, отдавая последние почести одному из последних великих пилотов истребителей сербских ВВС.

     

     Илья Аризанов, умерший от инфаркта, был похоронен в Белграде МиГ-и не пролетели над Бежанийским кладбищем в его честь, хотя Министерство Обороны и обещало это днем ранее. Почему – никто официально объяснить не смог. Одна из друзей пилота истребителя, взлетевшего с нишского аэродрома и сбитого над Косово в неравном бою с истребителями НАТО, разочарованно сказала, вытирая слезы:

     

     - Илья заслужил, чтобы его похоронили на Алее великих на Новом кладбище!

     Но Илье такие почести не нужны. Он и без них был героем.

     

     «Он взлетел на бой против во много раз более сильного врага, как и подобает защитникам свободы и неба своего народа», - заявил потрясенный подполковник Драган Миленкович из когда-то славной 127-й истребительной авиационной эскадрильи 204-го авиационного полка Армии Югославии.

     

     Это была эскадрилья, составленная исключительно из МиГ-29. Драган – единственной из той группы пилотов, все еще остающийся на службе. Сейчас он занимает высокий пост начальника оперативного центра командования ВВС и ПВО.

      «Я взлетел 8 апреля из Кралево, ушел от четырех вражеских ракет и приземлился. Но это было ничто по сравнению с подвигом Ильи », - рассказывает Миленкович.

     

     Бывший заместитель по разведке командира 204-го полка Драган Илич должен был взлететь той ночью 24 марта 1999 года вместо Ильи. Они вместе базировались в Нише и по стечению обстоятельств поменялись ролями.

     - Его самолет стоял ближе к ангару, рации не работали и Илья просто взлетел. Я сел в кабину через 10 минут после него. Никто из нас даже не размышлял о том, нужно ли взлетать той ночью. Такова работа пилота истребительной авиации, - заявил Илич.

     

     Все они взлетели на неисправных МиГ-ах, а Илич рассказывает, что большинство МиГ-29 еще за несколько лет до бомбардировок Сербии должны были отправиться на капитальный ремонт. Несколько самолетов были расконсервированы в тот самый день, так что нет ничего удивительно, что у Илича в воздухе, перед стаей самолетов НАТО отказал радар.

     

     

     Эскадрилья МиГ-29 через несколько лет была выведена из употребления. Вплоть до ремонта в России 2007 года они были на стоянке. Одной из главных загадок НАТо-вских бомбардировок остаются неравные бом сербских пилотов на полуисправных истребителях против эскадрилий западного военного альянса. Командир 204-го полка полковник Миленко Павлович и пилот Зоран Радосавлевич погибли в воздухе, выполняя боевые задания, а пилот Слободан Перич погиб в прошлом году в автомобильной катастрофе. Все остальные выжившие герои сербского неба с МиГ-29 на пенсии, кроме подполковника Миленковича.

     

     Полковник Небойша Николич, катапультировавшийся из своего истребителя, превратившегося в факел в небе над Тителем после попадания вражеской ракеты поздно ночью 24 марта, заявляет, что его увольнение на пенсию, также как и уход из эскадрильи его друзей – месть НАТО.

     

     «У нас, взлетевших той ночью, ощущение, что армия от нас отреклась. Когда нам пришлось снять мундиры мы были в наилучшей форме. В принципе у большинства были условия для пенсии, но какая страна отказалась бы от услуг таких пилотов», - считает Зорая. 24 марта в 23 часа он схватился в воздушном бою с тремя Ф-16, они гонялись друг за другом до Сурдулицы, после чего сербский пилот спокойно приземлился в Кралево.

     

     Через много лет после своего знаменитого полета Илья Аризанов сказал, что той ночью пилоты сербских МиГ-ов той ночью летели как камикадзе. Прославенные как герои они вскоре были забыты.

     

     

     

     Александр Апостоловски

     

     

     Среди коллег, пришедших проводить Илью был и Эмир Шишич, бывший пилот ЮНА, который в 1992 году сбил над Хорватией вертолет с пятью наблюдателями Евросоюза.

     

     - Илья и я вместе проводили наши пенсионерские дни. Его сердце не выдержало. После того как его сбили над Дреницей он три дня скрывался от боевиков УЧК, потом ему в сердце сделали три шунта, - рассказывает Шишич.

     

     На похоронах Ильи Аризанова присутствовала и делегация ВВС и ПВО во главе с заместителем командующего бригадным генералом Младжаном Джорджевичем.

     На похоронах присутствовали также мэр Белграда Драган Джилас и советник президента Сербии Младжан Джорджевич.

     

     - Я пришел проститься с героем , - был лаконичен Джорджевич.

     

     

     

     

     Перевод - Српска.Ру

     

     Ключевые слова: Бомбардировки Югославии 1999, Косово, Авиация Югославии, МиГ-29, Илья Аризанов, Миленко Павлович, Эмир Шишич, Зоран Радосавлевич, Слободан Перич

     

     


Комментарии (3)