Главная страница

Мы в соцсетях











Песни родной Сербии







.......................




/9.11.2011/

Сима Игуманов



     

     Иногда для доказательства своей правоты нужно представить лишь одно, но яркое свидетельство.

     В жизни выдающегося сербского мецената, гражданина России, влиятельного владельца фабрик по выделке нюхательного табака (вспомним персонажей Гоголя!) Симы Андреевича-Игуманова был один момент, когда ему пришлось прибегнуть к такому яркому и недвусмысленному доказательству.

     Сима Андреевич родился в Призрене, некогда столице Сербского Царства, а вначале XIX столетия – захолустном городке Османской Империи. Год его рождения – 1804 – в сербской истории весьма важен, а тот год началось восстание Карагеоргия.

     Юный Симеун получил образование в древнем монастыре святого Марка, где его родственник служил игуменом, отсюда и прозвище благотворителя, ставшее фамилией – Игуманов.

     Сима обнаружил прекрасные способности к коммерции, сначала служил приказчиком, а затем получил и собственную фирму. Со временем его предприятие разрослось, открылись отделы в Киеве, Одессе, Царьграде…

     Известно, что монастырь святого Марка на Космете имел два колокола, присланные Игумановым из Одессы. Сима Андреевич

     вёл аскетический образ жизни, жертвовал огромные суммы на восстановление церквей в Старой Сербии, строительство школ, обучение сербской молодёжи за границей, в том числе в России.

     Он надеялся со временем передать дело любимому сыну Манойло, который получил прекрасное образование, имел уникальную библиотеку. Однако в 1865 году Манойло погиб, Сима Андреевич также лишился и супруги.

     Страшное горе заставило Симу Андреевича уехать на Родину – в Призрен, и с той поры, по словам биографа, купец «усыновил всю сербскую молодёжь Космета».

     К 1865 году, самому печальному в жизни нашего героя, относится документ, обнаруженный нами в Российском Государственном Историческом Архиве (РГИА, ф. 797, оп, 35, стол №2, ед. хр. 89).

     Это письмо обер-прокурора Святейшего Правительствующего Синода генерал-адъютанта Ахматова членам Синода от 14 апреля 1865 года. В письме содержится информация о драматичном положении православных храмов в Старой Сербии. А написано оно на основе информации, полученной Ахматовым от бывшего консула в Боснии и деятеля Московского Славянского Комитета А.Ф.Гильфердинга и купца Симы Андреевича Игуманова. 31 марта Игуманов отправил Ахматову обстоятельное письмо, которое в основном и было использовано для написания доклада. Гильфердинг переслал Ахматову образцы деревянной церковной утвари из Космета, доставленные ему Игумановым.

     Напомню, что в 1721-1917 годах Русская Православная Церковь имела коллегиальное управление в виде Святейшего Правительствующего Синода , а представитель Государя – Обер-прокурор – имел решающий голос, так как подписывал журналы заседаний (без его ведома не могла быть составлена повестка дня и не утверждались решения Синода).

     Итак, обратимся к тексту письма. «По дошедшим сведениям в Старой Сербии… многие церкви до того бедны, что нуждаются в самых необходимых принадлежностях для богослужения. В Среточской волости (Средачка Жупа – А.П.) находится 8 церквей, из коих только в одной служат, в остальных же за неимением утвари с давнего времени церковные службы не отправляются.

     В волости Сириницкой (Сириничка Жупа – А.П.) из 5 церквей служат только в одной - Беревецкой (возможно речь идёт о селении Брезовица – А.П.). В церквах сёл Беревца, Мушников и Богошевца употребляются сосуды деревянные. Имею честь предложить о сем Святейшему Синоду на тот предмет, не будет ли признано возможным сделать пожертвование церковной утвари в помянутые храмы Старой Сербии».

     Сириничка Жупа - изолированная горами территория на крайнем юго-востоке Косова, население которой почти не подверглось исламизации. В XVI веке волость считалась метохом (имением) Хиландарского монастыря. Средачка Жупа соседствует с Сириничкой, но население там в значительной степени исламизировано и потеряло славянское самосознание.

     Письмо, подготовленное на основании информации Игуманова, раскрывает механизмы утраты местным населением славянской идентичности. Когда богослужение в церквах прекращалось по причине уничтожения утвари албанцами (обломки богослужебного сосуда, присланные Игумановым, по указанию Ахматова были положены на стол перед участниками заседания Синода ), усиливалась католическая и исламская пропаганда. И получалось так, что старшее поколение, ещё помнившее службу, считало себя принадлежащим к сербскому племени, а молодёжь уже имела албанское самосознание. Греческие же владыки, занимавшие рашско-призренскую кафедру, были озабочены только сбором «поклонов» с подведомственного духовенства…

     Но на сей раз косметские сербы получили помощь из России! Тем самым усилиями Гильфердинга, Ахматова и Игуманова сербы Сириничкой и Средачкой волостей приняли великое духовное утешение, а процесс албанизации Края в одном микрорегионе был приостановлен.

     Письмо Ахматова и вид церковных сосудов впечатлили Архиереев.Было вынесено определение Святейшего Правительствующего Синода от 21 апреля-11 мая 1865 года. Согласно ему постановлено отпустить из Синодального казначейства утварь, сделанную мастером Сазиковым из серебра, переданного военным ведомством в распоряжение Синода. 8 полных комплектов постановили передать в распоряжение МИД, для переправки на Балканы. Расходы на переправку утвари до места назначения необходимо было возместить из сумм особого капитала, учреждённого для этих целей Императорским указом от 18 июня 1858 года.

     Деревянную утварь из Сербии передали причту синодальной церкви Святых Отец Седми Вселенских Соборов.

     …А Сима Игуманов продолжал трудиться на благо сербов Космета. В 1871 году вместе с русским консулом Ястребовым он добился открытия в Призрене духовной семинарии, получившей имена святых равноапостольных Мефодия и Кирилла. Игуманов передал семинарии библиотеку покойного Манойло, комплект греческих богословских книг и собрание сочинений русских классиков. Задачей этого учебного заведения с самого начала была «подготовка молодых людей сербской национальности и православной веры в Османской империи для служения народу в качестве священников и учителей». Особенное внимание благотворитель уделял молодому Никодиму Милашу, предвидя ту пользу, которую он в будущем принесёт Сербии.

     Призренская семинария дала Сербии трёх Патриархов – Варнаву (Росича), Гаврило (Дожича) и Павле (Стойчевича).

     За содействие просвещению в 1876 году Игуманова приняли в Сербское Учёное Дружество – ныне это Сербская Академия Наук и Искусств.

     Сима Андреевич Игуманов скончался в 1882 году.

     Сегодня в Белграде действует «Задужбина Симы Игуманова», сохраняющая память об этом удивительном человеке.