Главная страница

Мы в соцсетях











Песни родной Сербии







.......................




/25.1.2012/

Хранитель чудотворной иконы



     

     «Нигде еще я не видел такого странного городока, всего холмистого и пересеченного. Он кажется одновременно веселым, опасным и страшным», записал в своих путевых заметках известный Эвлия Челеби, попавший в Чайниче в далеком 1664 году. Действительно, подобное впечатление создастся у любого, увидевшего этот городок, зажатый между речкой Яниной, Цицелем и Чивчи холмом на более 800 метров над уровнем моря. Никто не знает когда и кем он основан, но редкие православные не слышали про храм в Чайниче и его чудотворную икону Пресвятой Богородицы.

     Известны и многозначительные стихи: «Какое им дело, кого это касается, что я хожу в храм в Чайниче!» А в Чайниче чаще всего ходят 21 сентября, на праздник Рождества Пресвятой Богородицы.

     Заметил это и Эвлия Челеби, назвавший Чайниче «прогулочным местом», так как туда приходят люди из соседних мест на ярмарку. Его наметанный глаз путешественника упустил лишь старую церковь, посвященную Успению Пресвятой Богородицы; возможно, он ее, маленькую и почти до половины вросшую в землю, просто не заметил.

     Церковь из времен Неманичей

     Первую православную церковь в области Чайниче датируют началом 15 века. Древнейшая запись о ней находится на обложке старого рукописного «Пролога», по сей день хранящегося в ризнице храма. В книге, переписанной более пяти веков назад, содержится краткое описание жизни святителей. Под названием церкви в этой книге указан 1492 год. Не говорится, что церковь именно тогда воздвигнута, а что о ней тогда впервые упоминается, из чего следует, что она существовала и раньше. Нет данных о первоначальном виде этого православного памятника. О нем вообще не сохранилось никаких письменных данных - лишь следы фундамента. Такой скромный вид, простота архитектурных форм, углубленность в землю были присущи древним церквям во времена турецкого владычества. Храм построен из бута с цементным раствором.

     В 1943 году, между 11 и 12 апреля, церковь пострадала от взрыва. Остались только голые стены. После войны ее восстановили и вновь освятили 20 июля 1946 г.

     Чудотворная икона

     В 1857 г. в Чайниче началось строительство прекрасного храма, получившего название Новая церковь. Его построил зодчий Петр Тодорович из Велеса со своей артелью, украсив его резным иконостасом, иконами и настенной росписью. Освящение и первое богослужение состоялось шесть лет спустя, так что теперь Чайниче имеет две церкви, расположенные рядом. Новый храм, также посвященный Пресвятой Богородице, размером побольше, и построен в стиле древних восточных храмов.

     Еще в прошлом веке Новая церковь претерпела повреждения от сильных землетрясений. Во время Второй мировой войны, когда итальянцы произвели взрыв на церковном дворе, церковь также значительно пострадала. В таком виде она простояла до 1950-ых, когда приходской священник, иеромонах Василий Доманович, при участии церковных властей, возглавляемых его высокопреосвещенством митрополитом Нектарием, начал восстановление этого величественного строения. Восстановленную церковь освятил Патриарх Сербский Герман с владыками на праздник Рождества Пресвятой Богородицы.

     В церкви хранятся древние рукописи, печатные книги и иконы. Среди них и известная икона Пресвятой Богородицы, написанная, по церковному и народному преданию, евангелистом Лукой. Она подобна иконам в Иерусалиме и на Афоне. Чудотворную икону принесли из монастыря Баня (недалеко от г. Прибой на р. Лим), и в Чайницкой церкви она находится уже свяше 400 лет.

     Своей славой Чайниче обязан только данной иконе, ибо из-за нее городок стал известным местом паломничества.

     Эта икона - единственный сохранившийся образ такого типа и одновременно единственная дошедшая до нашего времени икона 14 в. в Боснии и Герцеговине. Как уже упоминалось, считается, что она написана святым апостолом Лукой, так как похожа на иконы его же кисти, которые находятся, соответственно, в Иерусалиме и в сербском монастыре Хиландар на Афоне.

     Икона двусторонняя. На лицевой стороне деревянной доски - Богоматерь с Младенцем-Христом на руке, а на обратной - святой Иоанн, Креститель и Предтеча Господень, благословляющий правой рукой. Образа потемнели от старости и, наверное, от пожара. Сейчас видны только лики, так как остальные части фигур до пояса - под великолепно исполенной серебряной позолоченной ризой. Оклад выполнен золотых и серебряных дел мастером Ристо Андричем в 1868 г.

     «Он весь ушел в работу, закрыл свою мастерскую, и три года благоговейно и настойчиво работал дома, пока не закончил свой шедевр. Металлическая корона Богородицы была украшена алмазом величиной с небольшой лесной орех, и еще несколькими поменьше, которые вынули и украли офицеры и солдаты пресловутой `Чертовой дивизии`», - сказано в монографии об иконе.

     Впоследствии икону несколько раз переписывали, кажется, в 16 веке. Подлинный красочный слой сохранился на ликах, но точную очередность позднейших записей трудно определить без снятия воска, покрывающего сейчас всю поверхность.

     Уникальная иконографическая особенность Богородицы Чайничской - то, что Она держит Богомладенца Христа не на левой, а на правой руке. Согласно преданию, это связано с тем, что святому Луке при написании этой иконы позировала Сама Богородица. Подобный нерукотворный образ Богородицы имел центром своего культа монастырь Абрамитов в Константинополе. Существует относительно небольшое число фресок и икон подобного типа: Богородицы с Богомладенцем на правой руке - благодетельницы и помощницы нуждающимся. Подобный иконографический тип представлен в образах Богородицы Хиландарской (13 в.), Богоматери Знамение (Эпискепсис) из церкви святого Врача в Охриде (вторая половина 14 в.) - и в образе Богородицы Чайничской.

     Путешествие святыни

     Существует мнение, что чудотворная икона сначала принадлежала семье Неманичей. Потом царь Урош, благополучно исцелившись от долгой болезни, в благодарность пожертвовал чудотворный образ монастырю Баня. Там икона находилась до того времени, когда мощи святого Саввы вынесли из монастыря Милешева для сожжения, а монастырь Баня в том же турецком походе сожгли и ограбили. Кто-то из крестьян спас икону из огня и принес в Чайниче, где она потом 370 лет простояла в старой церкви, после чего ее перенесли в новую. В 1868 г. прошел слух о том, что монастырь Баня будет восстановлен, и икону вернут обратно, что взбудоражило все Чайниче, причем не только православных, но также мусульман, католиков и евреев, хотевших даже с оружием в руках воспрепятствовать этому, так что икона осталась в Чайниче. Когда во время Второй мировой войны итальянцы произвели взрыв, частично обрушив новый храм и ограбив его, сербы из Чайниче спасли часть церковных книг и икону. Ее спрятали в одном сербском доме, потом перенесли в церковь в селе Стреняча, между городками Чайниче, Фоча и Плевля, и наконец, для большей надежности, в одну пещеру. Опасаясь возможности осквернения святыни, благочестивые люди выставили перед пещерой круглосуточную охрану. В маленькой пещере периодически совершалось богослужение, и народ на коленях протискивался через узкий вход, чтобы помолиться перед чудотворным образом.

     Впоследствии икону из пещеры перенесли в церковь села Слатина под г. Фоча, потом церковь села Трпине, где она и встретила окончание Второй мировой войны. После войны церковь в Чайниче восстановили, и икона наконец вернулась на свое место. Сегодня она находится на специальном богато украшенном возвышении у северо-западной стены, в центральной части храма, неподалеку от алтаря.

     Как мальчик заговорил

     Уже веками народ приходит к этой святыне, веря и уповая на Ее помощь. Правда, остались незаписанными многие чудеса, происходившие по искренней вере и при помощи Богоматери и Ей посвященной чудотворной иконы. Местные жители говорят, что чудеса происходили еще в бытность иконы в монастыре Баня. Одно из них записано еще до Первой мировой войны в «Житиях святых» за август. Одного мальчика римско-католического вероисповедания, уроженца г. Зеница, родители привели к чудотворной иконе потому, что он онемел. И у иконы немой заговорил. Священник Иоанн в этот момент читал молитву, а потом машинально спросил мальчика: «Ты когда перестал говорить?» Мальчик ему ответил: «Тогда, когда я испугался», и описал, чего и когда он испугался. Он заговорил, а его родители пали на колени перед святыней. Икона помогает и не православным, но приходящим к Богородице с верой в то, что Она поможет. Из-за постоянного наплыва паломников поблизости от церкви организована небольшая гостиница.

     

     Источник: http://www.spc.rs/sr/cuvar_cudotvorne_ikone






     


Комментарии (1)
 

Loading...

Косовский фронт