Главная страница

Мы в соцсетях











Песни родной Сербии







.......................




/6.6.2012/

«Славянская пауза» Евросоюза: Почему Сербию, Македонию и Черногорию не принимают в ЕС



     После вхождения Хорватии в Европейский союз в 2013 году двери ЕС будут закрыты для новых членов на длительный период. Об этом в середине мая на конференции «Региональное развитие и фонды ЕС - польский опыт» в хорватском городе Сплит заявил маршал (председатель) Сената Польши Богдан Борусевич. По его словам, «Хорватия входит в Евросоюз в последний момент», после чего последует пауза, что связано с неблагоприятной экономической конъюнктурой.

     

     При этом Польша активно поддерживает присоединение к союзу новых государств Юго-Восточной Европы, и, как сообщил хорватский вице-премьер Бранко Грчич, страна уже во второй половине 2013 года ожидает получить на цели развития 450 млн. евро из фондов ЕС, а в 2014 - 1,08 млрд. евро. Согласитесь: как-то не стыкуются между собой «неблагоприятная экономическая конъюнктура» и огромные суммы, выделяемые Хорватии на движение по «европейскому пути».

     

     Хотя экономика Европы действительно хромает, но, думается, истинные причины неопределенно длинной «европаузы» кроются не только, а, может быть, и не столько в этом.

     

     Для начала отметим, что в качестве первоочередных кандидатов на участие в ЕС после 2013 г. рассматривались, прежде всего, страны бывшей Югославии: Сербия, Македония и Черногория. И есть основания полагать, что упомянутое решение ЕС связано с опасениями относительно «разлагающей роли» развивающегося сербско-македонского сотрудничества в транснациональной структуре и политике ЕС. Безусловно, в Евросоюзе учитывают и тот факт, что Сербия и Черногория имеют зону свободной торговли с Россией и Таможенным союзом РФ, Беларуси и Казахстана. А также то, что, судя по динамике российско-македонских отношений в 2011-2012 годах, в аналогичной зоне заинтересована и Македония. И одновременно набирает обороты кампания (к примеру, на Украине) за создание экономического или даже экономико-политического блока всех этих стран, включая также Грецию и Республику Кипр. Тем самым, «вакуум», который появится в результате предстоящей приостановки расширения ЕС, может быть заполнен эдаким блоком-антиподом и ЕС, и НАТО. Во всяком случае, похоже, что политико-идеологическая и экономическая платформа для такого блока уже формируется.

     

     Так, в ходе визита в апреле 2012 г. в Краснодарский край правительственной делегации Македонии во главе с вице-премьером, министром финансов Зораном Ставрески обе стороны, по данным торгово-промышленных палат (ТПП) РФ и Краснодарского края, договорились развивать межрегиональные и межотраслевые связи, создавая, например, российско-балканские транспортные коридоры. Македонская и российская стороны подчеркнули значение такого фактора в этих связях, как взаимный безвизовый режим, который будет сохранен. По мнению директора ТПП Краснодарского края Юрия Ткаченко, «отношения между Краснодарским краем и Республикой Македония вскоре выйдут на новый уровень, который обозначит более высокую степень кооперации и подлинное партнёрство в экономической сфере». Развитие свободной торговли между РФ и Македонией планируется обсудить в Москве во второй половине июня в ходе визита македонской делегации во главе с премьер-министром Николой Груевски.

     

     Отмечалась также и важная транзитная роль Македонии в реализации российских экономических проектов на Балканах. По данным аналитического агентства «Македония. ру» (2012 г.), в стране с конца 1960-х без перебоев работает нефтепровод Греция-Македония-Сербия (порт Салоники-Скопье-Белград) годовой мощностью около 3 млн. тонн: «Именно такая производственная мощность у нефтеперерабатывающего завода в Скопье, построенного при содействии СССР». В стадии расширения находится газопровод, по которому через Болгарию в Македонию поступает российский природный газ. Эта артерия пока работает лишь на 10% своей мощности. Но «при реализации проекта развития газотранспортной сети Македонии и соседних стран этот газ мог бы поставляться через Македонию в Албанию, южные районы Сербии, в Косово, а также в Северную Грецию».

     

     Тем временем, в дополнение к македонско-сербско-черногорской зоне свободной торговли Белград и Скопье создают новые транспортные коридоры на юге Балкан.

     

     Президент Азербайджана Ильхам Алиев 30 апреля утвердил соглашение от 2 февраля 2012 г. о предоставлении Сербии кредита в 300 млн. евро на строительство части автомагистрали «11-й Коридор» между Сербией и Македонией. Кредит предоставлен сроком на в 15 лет, и всего при 4% годовых, а 2012-2014 гг. вообще свободны от погашения кредита. По некоторым данным, российская сторона участвует в этой кредитной линии. Примечательно, что с просьбой о финансировании нового сербско-македонского коридора Белград обратился не к ЕС.

     

     Последнее неудивительно. Так, Евросоюз, учредив в 2011-м так называемую «Дунайскую инициативу» до 2025 года, нацеленную на развитие трансъевропейских перевозок по Дунаю и новых «трансдунайских» коридоров с финансовой и технической помощью ЕС, не включил в этот документ проект судоходного канала Дунай-Вардар-Эгейское море - Сербия-Македония-Греция. Разработанный еще в начале 1970-х по инициативе И. Тито. Причем в «титовский» период ЕС трижды обещал помочь в реализации такого проекта.

     

     Понятно, что эта артерия укрепит связи между Сербией, Македонией и Грецией, что, в свою очередь, затруднит «транснациональное» давление на Белград, Скопье и Афины. Потому в ЕС как бы не замечают этого проекта и вроде как не помнят о своих обещаниях…

     

     В то же время, предстоящий визит высокопоставленной правительственной делегации Македонии в Москву не только ускорит создание российско-македонской, а точнее – российско-македонско-сербско-черногорской зоны свободной торговли (ибо РФ, Сербия и Черногория, повторим, уже сформировали такую зону), но и поможет реализовать упомянутый сербско-македонско-греческий – по сути трансбалканский коридорный проект, выгодный и греческой экономике.

     

     Напомним, что первый македонский президент в 1991-1999 гг., сподвижник И. Тито Киро Глигоров (1917-2012), активно выступал за политический диалог между всеми республиками бывшей СФРЮ и за их экономическую конфедерацию. Именно с его помощью получили развитие экономические связи Македонии с Сербией, Черногорией, Словенией, Боснией и Герцеговиной (БиГ), а при его посредничестве – Сербии с БиГ и Хорватией.

     

     Он выступал против отделения Косово от Сербии, не допустил ни натовской блокады Сербии с македонской территории, ни прекращения работы нефтепровода Греция-Македония-Сербия в период агрессии против Сербии. Но… в октябре 1995 года на К. Глигорова было совершено покушение, из-за которого он потерял глаз и вернулся к своим обязанностям только в 1997-м. Глигоров добровольно отказался от поста президента 20 ноября 1999 г., но не от участия в реализации своих инициатив.

     

     Характерно также, что дальнейшее укрепление не только сербско-македонских, но и македонско-черногорских и македонско-болгарских отношений происходит на фоне резкого усиления шовинистических акций западномакедонских албанцев, требующих отторжения Западной Македонии в пользу приграничного албанского Косово. Так, 4 и 11 мая после убийства пятерых православных македонцев (12 апреля) албанцы провели в столице страны г. Скопье масштабные демонстрации, скандируя: «Джихад!» и «Смерть христианам!».

     

     Балканские интеграционные тенденции становятся популярными в Болгарии, Греции и даже на Кипре.

     

     По оценкам Игоря Мурадяна, аналитика армянского еженедельника «Еркрамас» (номер от 7 мая), с весны 2012 года предпринимаются попытки «придти к пониманию общих интересов между болгарами и сербами. Поговаривают о союзе между Болгарией, Грецией и Сербией при возможном участии в нем Македонии, Черногории и Республики Кипр». Он полагает, что к этому «пока виртуальному альянсу могут присоединиться Хорватия и Словения. Создание такой структуры вполне возможно». По его же данным, в МИД и минбороны Болгарии и Македонии поступают различные предложения по взаимодействию спецслужб Греции, Сербии и Болгарии. Предлагается также заключить договор о стратегическом сотрудничестве между Болгарией и Македонией. Причем, такие идеи, по информации И. Мурадяна, обсуждаются в экспертных сообществах не только названных, но и других стран.

     

     Известный украинский политолог и правовед Александр Прогнимак в середине мая выступил в Киеве с проектом создания Лиги славянских государств (ЛСГ), который фактически воспроизводит небезызвестный «Славянский проект» И.В. Сталина. По мнению А. Прогнимака, «исходя из анализа мировых тенденций глобализации, становится очевидным, что «единственным стратегически правильным выбором Украины должно быть участие в создании и формализации единого славянского… аналога Евросоюза с условным названием Лига славянских государств».

     

     Он считает, что в одиночку Украина, Россия, Беларусь вряд ли способны полноценно защищать свои интересы перед Западом или Востоком. «И очень не хочется, чтобы мы стали разменной фигурой на геополитической шахматной доске между Западом и Востоком».

     

     Александр Прогнимак уверен: «…в условиях быстрорастущей европейской и мусульманской глобализаций единственная реальная надгосударственная надстройка для славян – это Лига славянских государств».

     

     Сначала в составе России, Беларуси и Украины. На дальнейших этапах членами ЛСГ, по мнению политолога, могут стать Болгария, Сербия, Хорватия, Македония, Черногория, Польша, Чехия. Так как за последние десятилетия религиозные противоречия между католиками и православными ослабли, то «восточные, западные и южные славяне, при умело выписанной организационной структуре, вполне смогут ужиться в ЛСГ», - говорит он.

     

     Законодательным органом Лиги может стать «Славянский парламент, выборы в который будут проходить в странах ЛСГ раз в четыре года. Оптимальное количество славянских депутатов – по 50 человек от каждого государства-члена ЛСГ».

     Прогнимак предлагает ввести беспошлинную торговлю между странами–членами объединения, единый механизм дотаций, общие заградительные пошлины, кооперацию между отраслями и предприятиями и добиться блоковой энергетической безопасности.

     

     Недавно посол РФ в Черногории Андрей Нестеренко заявил, что между РФ и Черногорией – подлинно партнерские взаимоотношения во всех сферах. Та же тональность, по мнению А. Нестеренко, проявляется в отношениях России с Республикой Кипр.

     

     Кстати, отношение Запада к проблемам Кипра по-прежнему лицемерное, если не сказать больше: по сути, протурецкое. Характерный пример. На географических картах Кипра маленький участок территории на северо-западе, бывший буферной зоной (как и ряд других районов Кипра) под контролем ООН, примерно с 2011 года значится как переданный самопровозглашенной в 1974 году «Турецкой республике Северного Кипра». Естественно, протурецкий фактор тоже способствует сближению Республики Кипр как с Грецией, так и с другими странами, которые участвуют в вышеупомянутых интеграционных проектах или, возможно, будут в них участвовать.

     

     Словом, нынешнее положение в еврозоне в сочетании с экономико-политическими тенденциями в столь обширном регионе, как Балканы-Кипр-Россия-Беларусь-Украина, и вынуждают Запад повременить с расширением Евросоюза. Вместе с тем, эта пауза способствует формированию блока славянских стран и других стран Европы. По крайней мере, настроения в пользу такого блока нарастают.

     

     По материалам stoletie.ru