Главная страница

Мы в соцсетях











Песни родной Сербии







.......................




/24.10.2013/

«На Остоженке» добрым словом вспомнили роль ИППО и Святой Земли в развитии российско-сербских связей

Источник: http://www.ippo.ru/novosti-2013/na-ostozhenke-dobrym-slovom-vspomnili-rolj-ippo-i-svyatoy-zemli-v-razvitii-rossiysko-serbskih-svyazey.html
19 октября в Семейном Клубе «На Остоженке» в Москве состоялся вечер «Добро пожаловать в Сербию», подготовленный клубом совместно с Сербским землячеством. На вечере присутствовали Посол Сербии д-р Славенко Терзич и Посол Черногории Зоран Йоцович, сотрудники посольств этих балканских стран и друзья Сербского землячества, члены и посетители Семейного Клуба «На Остоженке» и жители Центрального округа города Москвы, студенты, школьники, ветераны района Хамовники.
     
     В фойе и залах клуба была открыта фотовыставка «Добро пожаловать в Сербию», залы клуба были украшены национальными сербскими платками, на манекенах были представлены многообразные, ручной работы, национальные костюмы.
     
     Директор Семейного Клуба, действительный член Императорского Православного Палестинского Общества Галли Монастырёва, приветствуя гостей, совершила небольшой познавательный экскурс в историю российско-сербских отношений, сделав акцент на роли Святой Земли и Императорского Православного Палестинского Общества в развитии дружбы двух православных стран.
     
     Фундамент русско-сербских отношений был заложен в далеком XII веке, когда младший сын Стефана Немани Растка Неманич вместе с русскими монахами ушел на Святую Афонскую гору, где тайно от родителей в русском монастыре Святого Пантелеймона принял постриг с именем Савва, и это произошло в 1191 году.
     
     В монастыре Святого Пантелеймона Савва Сербский впервые встретился со славянскими книгами, и именно поэтому в его трудах так много русских слов.
     
     Когда Стефан Неманя узнал о местопребывании сына, он, отрекся от престола в пользу своего сына Стефана, женатого на Евдокии, племяннице византийского императора Исаака II Ангела, а сам тоже принял постриг с именем Симеон и отправился к своему сыну монаху Савве. Будущие святые Сербской Православной Церкви Савва и Симеон основали на Афоне нынешний монастырь Хиландар, ставший духовным источником православия для сербов. Известно, что перед основанием монастыря Савва посетил Святую Землю и привез оттуда чудотворную икону Божией Матери «Млекопитательница», завещанную ему за шесть веков до этого древним пророчеством святого Саввы Освященного. Эта икона стала вкладом в новый монастырь Хиландар.
     
     Святой Савва и его отец оказывали щедрую помощь афонским монастырям. В то время Русь находилась под тяжелым татарским игом и не могла помогать своим на Афоне. Поэтому, вполне естественно, она обращалась за помощью к сербам, своим ближайшим соплеменникам.
     
     Но первые русско-сербские контакты не ограничивались дружбой с русскими афонитами В житии короля Драгутина, управлявшего Сербией в 1270–1275 годах, можно прочитать: «Русской земле не один раз посылал он свои щедрые дарования святым церквям и монастырям и много милостыни нищим и малосильным. Ибо в той земле имел он любимого приятеля, князя Василия, и ему по достоинству должную честь отдавал, посылая ему сладкие слова вместе с великолепными дарами царскими».
     
     В самом деле, Драгутин посылал дары русским, страдавшим от татар, и был в дружеской связи с великим князем Василием I Ярославичем (1241–1276), младшим сыном Ярослава II Всеволодовича, великого князя Киевского и Владимирского.
     
     После того как Сербия утратила свою политическую самостоятельность, многие ученые сербы уехали в Россию и внесли в ее культуру свой немалый духовный и интеллектуальный капитал. Например, примерно в 1440 году, в период царствования великого князя Василия Васильевича, в Москве появился некий Пахомий Логофет, монах одного из сербских монастырей на Афоне. В России того времени он был одним из образованнейших людей.
     
     Пахомий Логофет около двадцати лет прожил в Троице-Сергиевой лавре, где он написал около тридцати пяти различных книг, среди которых можно отметить «Житие преподобного Сергия Радонежского», а также обширный «Русский хронограф», в котором помимо описаний русской истории нашли место и многие сербские произведения, в том числе и жития сербских королей Стефана Высокого и Стефана Дечанского.
     
     Когда в 1459 году Сербия была окончательно завоевана турками и на триста с лишним лет попала под власть Оттоманской империи, уже она стала обращаться к России, прося у нее материальную и духовную помощь.
     
     Особенно укрепились связи двух народов после того, как в 1472 году Зораида Палеолог, внучка Елены Деянович, которая, в свою очередь, была праправнучкой короля Сербии Стефана Дечанского, вышла замуж за великого князя Московского Ивана III (1440–1505).
     
     Это просто уникальный пример в истории брак московского князя, связанный с византийско-сербским миром. Дело в том, что жена Ивана III, известного также как Иван Великий, была племянницей последнего византийского императора Константина XI, погибшего в 1453 году при взятии Константинополя турками. Она, кстати, станет матерью московского князя Василия III и бабушкой Ивана Грозного.
     
     Есть и другие, почти забытые связи России и Сербии, центром которых была Святая Земля. Помочь русским паломникам в посещении Святой Земли помогало Императорское Православное Палестинское Общество, которое содержало в Иерусалиме подворья для паломников и организовывало большие пешие караваны для посещения отдаленных мест. Сотни людей шли в Вифлеем, в Назарет, на Синай, на Иордан… Чтобы их не ограбили в пути Палестинское Общество давало им сопровождающих. Они назывались кавасами. Они ехали верхом, в красивой форме, вооруженные револьверами, никто не рисковал напасть на бедных паломников.
     
     Оказывается, традиционно кавасами у Императорского Православного Палестинского служили выходцы из Сербии и Черногории. Документы в архиве ИППО даже сохранили некоторые имена. Это Марко Джурич, Никола Байкович, Никола Перанович, Лазарь Бан, Христов Даляница. В документах зафиксировано, что на форму проводникам отпускалось по 150 франков.
     
     Самым известным среди них был Марко Джурич, он служил в ИППО более 20 лет. Он знал 6 языков. Паломники прибывали в порт Яффу, и их там встречал такой лихой Марко. Помогал всем сесть в поезд до Иерусалима, а по дороге рассказывал о достопримечательностях Святой Земли и порядках на подворьях ИППО. И гид, и защитник, и справочное бюро… Он гарцевал на белом коне, все паломники его очень уважали, а, приехав домой, рассказывали о нем во всех уголках нашей большой России.
     
     Кроме того, в почетных членах ИППО состояли особы королевской крови - король Черногорский Николай и наследный королевич Черногорский Даниил, а на Русском кладбище Белграда нашел последний приют митрополит Антоний (Храповицкий), когда-то он возглавлял Волынский отдел ИППО.
     
     Приведенные факты очень заинтересовали гостей, и особенно балканских послов. Его Превосходительство господин Посол Сербии д-р Славенко Терзич в своем выступлении очень тепло отозвался о России и подчеркнул, что история наших двух стран богата очень интересными событиями.
     
     После исторического вступления вечер продолжился.
     
     Был продемонстрирован документальный фильм «Моя Сербия», прозвучали певучие сербские и черногорские мелодии и под веселые и радостные мелодии национального танца «Коло» (круг) тяжело было усидеть на месте, даже господин Посол Сербии не смог удержаться и присоединился в круг сербского танца.
     
     По доброй традиции сербского гостеприимства вечер завершился дегустацией неповторимых национальных блюд необыкновенно вкусной сербской кухни от сербского ресторана в Москве под зажигательные мелодии оркестра балканской музыки «Бубамара».