Главная страница

Мы в соцсетях











Песни родной Сербии







.......................




/14.1.2014/

Соответствия нормам международного права Резолюции 1244 и последствия ее применения

В настоящей статье рассматривается  законность и обоснованность принятия Советом Безопасности ООН резолюции 1244, правомерность введения на территории Косово управления ООН, последствия несоблюдения норм международного права.

     

Совет Безопасности ООН, международное право, нарушитель, управление территорией, Резолюция 1244 СБ ООН, НАТО, Югославия, гражданское присутствие , агрессия

     

 

     

     Исторически среди части албанского населения Косово были  сторонники независимости Косово от Югославии. Количество албанцев  требующих  независимости и активность их действий зависела от способности государства  должным образом реагировать на сепаратизм, а также  от помощи оказываемой из вне. Первоначально сторонники сепаратизма  совершали действия  мирного характера (агитация, демонстрации,  митинги), а затем перешли к совершению  террористических актов , которые были направлены на  албанское население, поддерживающее центральные власти, неалбанское население Косово, органы государственной, исполнительно власти, в том числе на сотрудников службы безопасности, правоохранительных органов, военнослужащих. Цель террористических актов - отделение Косово от Югославии. и провозглашение независимости.  

     

     Террористические акты совершали боевики Освободительной Армии Косово.  Действия ОАК   носили провокационный характер, с целью привлечь внимание мирового сообщества.  Наиболее  активными действия ОАК (терроризм, массовый уход албанского населения из Косово, пропаганда о несоразмерном применении силы со стороны Правительства Югославии) были  в конце 1998 начале 1999г., когда вопрос  событиях в Косово рассматривался в Совете Безопасности ООН  Соответственно усилились контртеррористические меры со стороны правоохранительных органов . Действия ОАК направленные на отделение  Косово вооруженным путем являлись  преступлением по уголовному законодательству Югославии.

     

     15 января 1999г. произошел инцидент в селе Рачак,  где было обнаружено 40 трупов албанцев. ОАК возложило ответственность за убийство якобы мирных граждан на югославские силы безопасности. Югославия заявила, что убитые являются боевиками, которые погибли в ходе боестолкновения.

     

     Первоначально проведенная  медицинскими экспертами Югославии и Белоруссии экспертиза показала, что на руках  убитых найдены следы пороха и пришла к выводу, что убитые не были казнены и держали в руках оружие1.

     

     Комиссия Европейского союза, которую возглавляла Хелена Ранта пришла к выводу убитые были безоружными гражданскими лицами убитыми в упор,  при первоначальной экспертизе применялись устаревшие технологии и был сделан неправильный вывод2.

     

     Некоторые эксперты изучавшие заключение комиссии Европейского союза высказали сомнение в достоверности выводов1.

     

     Международный трибунал по бывшей Югославии проводил свое расследование, но данных о признании  лиц виновных в якобы массовых убийствах в Рачаке нет.

     

    При таких неоднозначных и противоречивых данных инцидент в Рачак позволил странам НАТО  поставить вопрос о применении силы в отношении Югославии.

     

      В феврале 1999г. В  Рамбуйе   под эгидой Контактной группы прошли переговоры между Югославией и косовскими албанцами. Был  представлен на рассмотрение проект Cоглашения Рамбуйе по урегулированию конфликта, предусматривавший полную политическую автономию края, ввод войск НАТО на его территорию и вывод оттуда югославской армии и сил МВД. Кроме того, в проект соглашения был включён пункт об утверждении окончательного статуса Косово через три года на конференции. Данные условия для югославской делегации были неприемлемы3.

     

     В связи с непринятием  предложенных условий, в период с 24.03.1999г. по 10.06.1999г.страны НАТО провели военную операцию против Югославии, которая проводилась без санкции ООН. Советом Безопасности ООН военная операция должна была квалифицироваться, как агрессия, на основании ст.39 Устава ООН4 с учетом  Резолюции 3314 Генеральной Ассамблеи ООН «Определение агрессии»5, которая является рекомендацией для Совета Безопасности ООН.

     

     По инициативе России состоялось заседании Совета Безопасности ООН 24.03.1999г., на котором рассматривался вопрос о незаконности применения силы странами НАТО в отношении Югославии и 26.03.1999г.был предложен проект Резолюции с требованием немедленного прекращения силы в отношении Югославии. Резолюция не была принята6.

     

     3.06.1999г.  парламент Югославии одобрил План мирного урегулирования7, который  являлся условием для прекращения боевых действий. Решение Югославии о принятии Плана мирного урегулирования являлось вынужденным, в результате применения силы странами НАТО членами ООН, которые нарушили Устав ООН.

     

     На момент проведения  военной операции и рассмотрения вопроса Советом Безопасности ООН 10.06.1999г.  Югославия не была членом ООН.

     

     10.06.1999г.при рассмотрении вопроса о Югославии  Совет Безопасности исказил понятия нарушитель и жертва, нарушил гл..1 Устава  «Цели и принципы» , не выполнил свои обязанности по определению нарушения мира и акта агрессии, ст.39 Устава ООН.

     

     Нарушителем являлись страны НАТО, проводившие военную операцию в интересах Освободительной Армии Косово без санкции Совета Безопасности ООН. В результате проведенной военной операции не только на территории Косово, но и на всей территории Югославии возникла гуманитарная катастрофа, в Косово усилились межэтнические противоречия.

     

     Нарушители, международного права, страны НАТО - США, Англия и Франция, являющиеся постоянными членами Совета Безопасности ООН,  стали судьями.

     

     При таких обстоятельствах 10.06.1999 Совет Безопасности ООН принял Резолюцию 12448 по гл.VII Устава ООН, согласно которой нарушителем международного мира и международной безопасности  являлась Югославия.

     

     Основные положения Резолюции 1244 заключаются в следующем:

     

 -вывод югославских войск из Косово

     

- присутствие по безопасности

     

-политический процесс и урегулирование конфликта в Косово, суверенитет и территориальная целостность Югославии

     

- гражданское присутствие

     

     В данной статье мы не рассматриваем   присутствие по безопасности и вывод югославских войск. Эти положения соответствуют в целом главе VIIУстава ООН.

     

Политическое урегулирование,  определение статуса Косово и целостность Югославии в Резолюции определена в преамбуле, п.п.1,2,10, приложении 1, приложении 2 .

     

     Приложение 2  определяет статус Косово, как  ст.5 существенная автономия в составе Югославии под управлением временной администрации и ст. 8 достижения временного политического рамочного соглашения, предусматривающего существенное самоуправление для Косово, при всестороннем учете соглашений, заключенных в Рамбуйе, и принципов суверенитета и территориальной целостности Союзной Республики Югославии.

     

     В Резолюции 1244 Совет Безопасности ООН признает суверенитет и территориальную целостность Югославии и признает то, что политическое урегулирование должно проводиться в рамках территориальной целостности Югославии.

     

     Положения о политическом процессе не противоречат нормам международного права.

     

Требования Резолюции 1244 о политическом процессе в итоге МООНК и албанской стороной были проигнорированы и не выполнены.

     

     Полномочия гражданского присутствия изложены в п.11 Резолюции 1244  устанавливают специальный правовой режим (lexspecialis), имеющий верховенство над законами Югославии.

     

    Полномочия  гражданского присутствия дали право ООН на управление территорией Косово.  Была создана миссия ООН в Косово, которую возглавил Специальный представитель Генерального секретаря ООН, в компетенцию которого входило изменять или отменять существующие законы, приостанавливать их действие, назначать или увольнять должностных лиц временной администрации, издавать законодательные акты в форме распоряжений, осуществление политического процесса для определения будущего статуса Косово с учетом соглашения в Рамбуйе9 .

     

     Таким образом Специальный представитель получил права исполнительной и  законодательной власти, контроль над судебной системой  на территории Косово/.

     

. Образована временная администрация, которую возглавил заместитель Специального представителя. Временная администрация наделялась функциями гражданской, полицейской  власти.

     

    Суверенитет Югославии на территории Косово был ограничен.  

     

    Правовыми основаниями для принятия решения о принудительных мерах о гражданском присутствии, введение на территории Косово временной администрации в Резолюции 1244 является ст.ст.39, 42 гл.VIIУстава ООН.

     

     Преамбула Резолюции 1244 «будучи преисполнен решимости обеспечить безопасность и охрану международного персонала и выполнение всеми, кого этого касается, своих обязанностей по настоящей резолюции и действуя в этих целях на основании главы VII Устава Организации Объединенных Наций».

     

     В своем Распоряжении №1999/1  от 25.07.1999г., Спецпредставитель Генерального секретаря ООН в преамбуле ссылается на гл.VII, как на правовое основание введение Советом Безопасности ООН в Резолюции 1244 гражданского присутствия на территории Косово.

     

     В Справочнике по практике Совета Безопасности ООН гл.XI рассмотрение положений гл.VIIУстава, части IV10 правовым основанием для введения на территории Косово гражданского присутствия  является ст.42, гл.VIIУстава ООН..

     

     Для применения ст.42 Устава ООН необходимо в силу ст.39 определить существование угрозы мира, нарушение мира или акта агрессии, после чего  дать рекомендации или решить какие меры следует принять в соответствии со ст.41,42.

     

     В Резолюции 1244 Совет Безопасности ООН определил угрозу международному миру на территории Косово.

     

     Указанное правовое основание, применение ст.42 Устава ООН, для введения на территории Косово гражданского присутствия и временной администрации не законно.

     

      Ст.42 Устава ООН «если Совет Безопасности сочтет, что меры, предусмотренные в статье 41, могут оказаться недостаточными или уже оказались недостаточными, он уполномочивается предпринимать такие действия воздушными, морскими или сухопутными силами, какие окажутся необходимыми для поддержания или восстановления международного мира и безопасности. Такие действия могут включать демонстрации, блокаду и другие операции воздушных, морских или сухопутных сил Членов Организации»..

     

     Диспозицией ст.42 предусмотрено применение ООН воздушных, морских, сухопутных сил и в том числе проведение этими силами других операций. В данном случае правомерно введение на территории Косово присутствие по безопасности, которое можно отнести к понятию  «проведение других операций», а также к миротворческим операциям ООН с использованием военной силы.

     

Статья 42 не применима к введению управления ООН  какой-либо территорией, поскольку такое управление  не является принудительной мерой по применению силы.

     

   В Уставе ООН положение по управлению территорией государства регулируется только гл.XII «Международная система опеки»,которая в данном случае не применима.

     

    В преамбуле и п.2 Резолюции 1244 имеется ссылка на согласие Югославии с Планом мирного урегулирования, являющегося приложением №2 к Резолюции 1244, который предусматривает вывод югославских войск с территории Косово, введение присутствия по безопасности и гражданского присутствия, условия по прекращению применения силы в отношении Югославии.

     

     Согласие Югославии с условиями  Плана мирного  урегулирования является ничтожным поскольку дано под принуждением в нарушении Устава ООН:

     

1) ст.2 п. 3 Устава  «все Члены Организации Объединенных Наций разрешают свои международные споры мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность и справедливость»;

     

2)ст.2 п. 4.Устава  «все Члены Организации Объединенных Наций воздерживаются в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с Целями Объединенных Наций»;

     

     В данном случае Устав ООН   нарушен членами ООН странами НАТО и на своем заседании 10.06.1999г. Совет Безопасности ООН должен был учитывать эти нарушения.

     

    План мирного урегулирования является односторонним актом, в  котором изложены требования НАТО  для прекращения применения силы,  пункт 10 Плана  « для приостановления военных действий потребуется принятие принципов, изложенных выше….».

     

     На заседании Совета Безопасности ООН 10.06.1999г. министр иностранных дел Югославии Йованович высказался против введения на территории Косово гражданского присутствия.

     

     Приняв Резолюцию 1244 с нарушениями Устава ООН, в части гражданского присутствия, Совет Безопасности ООН:

     
         
  1. Создал прецедент, который страны с прецедентным правом могут рассматривать решение Совета Безопасности по Косово, как норму международного права и в последующем требовать ее применения.
  2.      
  3. Создал предпосылки для проведения политического  процесса направленного на отделения Косово от Югославии. В последующем при содействии Спецпредставителя ООН (миссии МООНК) по Косово Мартти Ахтисаари 17 февраля 2008г .Косово приняло декларацию о независимости. Только позиция России, которая  не признает независимости Косово, пока эту независимость не признает Сербия,  приостановила процесс выхода  Косово из состава Сербии.
  4.      
  5. Югославии был нанесен колоссальный политический и экономический ущерб.
  6.      
     

Возникает проблема ответственности  ООН, как международной организации, за  принятое решение ее органом – Советом Безопасности, превысившим свои полномочия   и нарушившим  Устав ООН.

     

     Организация Объединенных Наций  была создана в 1945г. для поддержания и укрепления мира, а также для развития сотрудничества между государствами. В период противостояния двух военно-политических блоков – Варшавского договора и НАТО,      ООН была местом, где две противоборствующие силы могли мирным путем решить имеющиеся проблемы. После распада организации Варшавского договора единственной силой в мире стала организация НАТО.

     

     С конца 90-х годов ООН стало трансформироваться из посредника в инструмент политики  НАТО.  Бездействие ООН при нарушении норм международного права либо действие - решения в интересах  НАТО:

     

1. Югославия, где была проведена  военная операция НАТО  без санкции Совета Безопасности ООН, который не принял меры по устранению нарушения мира, и последующее привлечение сил НАТО в миротворческой операции в Косово.

     

2.  Ирак, где силы НАТО провели военную операцию без санкции ООН с последующей оккупацией.  

     

3. Ливия, где было превышение странами НАТО полномочий определенных Резолюцией №1973 . «Заявление представителей  коалиции о следовании Резолюции 1973 все больше вступает в конфликт с реальностью» из выступления постоянного представителя РФ в ООН Чуркина на заседании Совета Безопасности ООН 10.05.2011г.

     

     Система международного права в области поддержания мира, принятия мер против нарушения  мира и международной безопасности там, где она противоречит интересам НАТО, не действует.

     

     Международное право - это система юридических принципов и норм регулирующих отношения между народами и государствами и определяющих их взаимные права и обязанности. Международное право, в частности по поддержанию мира и международной безопасности  должно охраняться  постоянными членами Совета Безопасности ООН. Если международное право этими членами не соблюдается и не охраняется, то вся система ООН  и миростроительство теряет свою сущность.

     

      Если игроки приняли правила игры, но какой –либо игрок не соблюдает правила, то в такую игру играть нельзя.

     

 

     

 

     

                                   Список, использованных источников

     

 

     

1.Гуськова Е.Ю. «Операция Рачак» газета «Столетие» 31.12.2013г.

     

интерентисточник

     
         
  1.  Report of the EU Forensic Team on the Racac Incident, 17 March 1999
  2.      
     

Интернет-источник.

     
         
  1. Соглашения Рамбуйе (Временное соглашение о мире и самоуправлении в Косово)
  2.      
     

документ  ООН S/1999/648 интернет источник сайт ООН

     

4.Устав ООН (интернет источник) официальный сайт ООН

     

5. Резолюция 3314 ГА ООН от 14.12.1974г. интернет-источник сайт ООН

     

6. 3989 заседание СБ ООН от 26.03.1999г. интернет-источник сайт ООН

     
         
  1. План мирного урегулирования документ ООН S/1999/649 интернет источник сайт ООН
  2.      
     

8. СБ ООН Резолюция 1244 от 10.06. 1999г.   интернет-источник сайт ООН

     

9. Распоряжение Спецпредставителя №1999/1 интернет источник сайт МООНК

     
         
  1. Справочнике по практике Совета Безопасности ООН  1996-1999г.г.интернет-источник сайт ООН.
  2.