Главная страница

Мы в соцсетях











Песни родной Сербии







.......................




/26.9.2014/

Состояние и перспективы ВВС Сербии

Источник: ruserbia.com
     

     

Недавно на пресс-конференции на аэродроме Батайница министр обороны Сербии Братислав Гашич заявил, что, несмотря на проблемы с финансированием, Армия Сербии сохраняет свою технику на высоком уровне, а боеготовность пилотов постоянно поддерживается.

     

Сербский сайт, посвященный авиации, «Tangosix.rs» проанализировал действительное состояние авиации Сербии и ее перспективы в том случае, если денег на ремонт старых и закупку новых самолетов так и не найдут.

     

Учебные самолеты

     

Будущие пилоты сербских ВВС начинают свою карьеру в 252-й учебно-тренировочной авиационной эскадрилье (252 штае) «Курьяци са Ушча» («Волки с Устья») из состава 204-й авиационной бригады на аэродроме Батайница.

     

Для оценки способностей пилотов и их основного обучения используется винтовой учебный самолет «Утва-75» (V-53). ВВС и ПВО Сербии располагают 16 подобными самолетами, произведенными в 1980-1985 гг., сейчас в летном состоянии лишь несколько самолетов, точно их число неизвестно, назначенный ресурс в 30 лет истекает и уже в будущем году эти самолеты надо будет выводить из употребления.

     

На замену «Утвы-75» должен был прийти самолет «Ласта» (V-54). Армия Сербии заказала 15 таких самолетов, однако после катастрофы в сентябре 2012 года потребовалось внести изменения в конструкцию, что привело к прекращению полетов. В мае 2013 года в Технико-опытном центре начались полеты двух прототипов, в начале года сообщалось, что полеты серийных самолетов возобновятся в июне, но пока этого так и не произошло. Поставки самолетов с завода также остановлены.

     

 

     

Учебно-боевые самолеты

     

252 штае располагает также реактивными учебно-боевыми самолетами G-4 «Супер Галеб» (N-62), использующимися для дальнейшей подготовки пилотов, кроме того, они могут быть использованы и как легкие штурмовики. Часть самолетов используется 241-й истребительно-бомбардировочной эскадрильей «Тигрови» (241 лбае)98-й бригады на аэродроме Ладжевци, периодически самолеты использует Центр по летным испытаниям Технико-опытного центра

     

В составе ВВС и ПВО Сербии 23 самолета этого типа, кроме серийных официально в составе числятся также второй прототип самолета и тягач мишеней N-62T. Самолеты выпущены в 1980-1991 гг (прототип выпущен в 1979 году), сейчас в летном состоянии около десятка самолетов, прошедших ремонт в последние годы. Ремонтный завод «Мома Станойлович» ремонтирует в среднем по одному самолету год. Ресурс самолетов был продлен и они смогут прослужить до 2018-2029 гг.

     

 «Супер Галеб» давно собираются модернизовать до «цифровой версии» G-4MD, но модернизацию периодически откладывают из-за нехватки средств, кроме того, планировалось связать модернизацию с покупкой новых многоцелевых истребителей, чтобы реализацией этих проектов занялась одна страна. Изначально рассчитывали модернизовать 14-15 самолетов, потом планы уменьшили до 9 самолетов.

     

 

     

Штурмовики и разведчики

     

Для действия по наземным целям в ВВС Сербии используется штурмовик «Орао», всего, вместе с разведчиками ВВС и ПВО располагают 26 самолетами в 241 лбае «Тигрови» на аэродроме Ладжевци, еще один самолет принадлежит Центр по летным испытаниям.

     

В штурмовой версии у ВВС Сербии 9 одноместных J-22 (в том числе 3 в версии с дополнительной форсажной камерой) и 7 двухместных NJ-22. В последние годы также в среднем ремонтировали по одному самолету в год, причем упор делался на спарки. Штурмовики «Орао» выпускали в 1985-1992 гг, так что с учетом всех продлений ресурсов они смогут дослужить до 2015-2022 гг.

     

Из разведывательных самолетов – 8 IJ-22 и 2 учебно-тренировочных INJ-22 уже 8-9 лет не летал ни один. Самолеты были произведены в 1981-1984 гг и вряд ли их будут пытаться вернуть в боеготовое состояние.

     

 

     

Истребительная авиация

     

В ВВС и ПВО Сербии сразу два типа истребителей – МиГ-21 и МиГ-29 в составе 101-й истребительной авиационной эскадрильи «Витезови» 204-й авиационной бригады.

     

Всего в наличии 30 МиГ-21, из них 11 МиГ-21бис Изделие 75А, 11 МиГ-21бис Изделие 75Б, 7 двухместных МиГ-21УМ и один разведчик МиГ-21М. Большинство этих самолетов давно застряли на стоянках, так, к примеру, МиГ-21М, произведенный в 1972 году, не летал с 2007 года, на возвращение в строй МиГ-21бис Изделие 75Б также рассчитывать не стоит.

     

МиГ-21бис Изделие 75А были выпущены в 1979-1983гг, в начале года их осматривали специалисты РСК МиГ, обсуждалось продление ресурса и модернизация. Сейчас летают по различной информации 1-2 самолета, ресурс последнего истекает в будущем году.

     

Двухместные МиГ-21УМ были выпущены в 1977-1986 гг. Как минимум три из семи уже списаны, в последнее время летает только один. Ремонтный завод «Мома Станойлович» сейчас ведет работы на двух самолетах.

     

Самый современный самолет сербской авиации – МиГ-29, в 101 лае всего 4 самолета, 3 одноместных МиГ-29Б и один двухместный МиГ-29УБ, произведенные в 1987 году. В 2008 и 2010 гг 5 сербских МиГ-29 были отремонтированы при поддержке РСК МиГ, ресурс был продлен на 700 часов. Один самолет разбился в 2009 году, полеты оставшихся периодически прекращались из-за проблем с закупками запчастей. Один МиГ-29 из оставшейся четверки не летал уже 4 года, вероятнее всего его «каннибализировали», сняв с него запчасти для остальных. Если Сербия все-таки найдет средства на их поддержание, МиГ-и пролетают до 2027 года.

     

 

     

Транспортная авиация

     

На аэродроме Батайница базируется 138-я транспортная авиационная эскадрилья, большинство самолетов которой уже списаны или признаны неперспективными для ремонта и модернизации. Теоритически ВВС Сербии располагают шестью Ан-26 (Т-70), произведенными в 1976-1984 гг, два из них отремонтированы и модернизованы в 2008 и 2009 годах. Оставшиеся четыре, скорее всего, уже никогда не полетят. Ресурс у двух отремонтированных Ан-26 истекает – у одного в нынешнем году, у другого в будущем.

     

В Нише стоят два Ан-2ТД (Т-71), использующихся для подготовки десантников, самолеты выпущены в 1977 году, один из них ждет ремонта, второй разобрали на запчасти.

     

В Батайнице стоят 3 пассажирских Як-40, произведенные в 1972 году, последний из них летал 4 года назад, планов по их ремонту нет. Также на стоянке стоят два  Do-28D-2 ‘’Skyservant’’, использовавшихся как транспортные самолеты, а также для аэрофотосъемки, один из них в последний раз летал в 1993 году, а другой в 2007 году.

     

Для аэрофотосъемки был приобретен новый Piper PA-34-220T ‘’Seneca V’’ 2011 года выпуска, этот самолет пока в рабочем состоянии.

     

 

     

 

     

Вертолеты

     

Сейчас ВВС и ПВО Сербии располагают двумя типа вертолетов – легким многоцелевым вертолетом «Газель» и средним транспортным Ми-8.

     

Вертолетов «Газель» всего 45 штук: 2 многоцелевых НО-42, четыре разведчика Hi-42 HERA, один санитарный HS-42, 7 многоцелевых НО-45, 21 боевой HN-42M GAMA, один боевой SA-341H (HN-42M) и 9 боевых HN-45N GAMA2. Вертолеты были выпущены в 1980-1991 гг и нуждаются в модернизации. Вертолеты базируются в Батайнице (890-я смешанная вертолетная эскадрилья «Пегасы»), на аэродроме Ладжевци (714-я противотанковая вертолетная эскадрилья «Сенке» («Тени»)) и в Нише (119-я смешанная вертолетная эскадрилья «Змаеви» («Змеи»)). Сейчас способны подняться в воздух около 15 вертолетов.

     

Второй тип вертолетов в ВВС Сербии – Ми-8. В составе 890-й смешанной вертолетной эскадрильи и 119-й смешанной вертолетной эскадрильи шесть Ми-8Т (НТ-40), выпущенных в 1981 году и два Ми-17 (НТ-48), выпущенных в 1989 и 1991 гг. Ми-8Т отремонтировали в 2007-2012 гг и они смогут пролетать до 2018 года. Два Ми-17 в 2006 году были переданы Армии из МВД, их отремонтировали в 2010 и продлили ресурс до 2017 года.

     

На аэродроме Батайница стоят два Ми-24В (HN-47), их также передали Армии из состава МВД («Подразделения по специальным операциям») в 2006 году. Вертолеты произведены в 19833 и 1985 году, ремонтировать их не собираются.