Главная страница

Мы в соцсетях











Песни родной Сербии







.......................




/11.4.2015/

Пасхальное Интервью Святейшего Патриарха Сербского Иринея телеканалу «ЦАРЬГРАД ТВ»

Источник: руски експрес

- Церковь один из наиболее древних институтов нашей истории и культуры.   Церковь созидала государство. Первые законы в государстве были через Церковь. 

Существуют две  выдающиеся  личности в нашей истории: Святитель Савва, первый архиепископ и его брат Стефан Первовенчанный  —  первый коронованный король. Сербской Церковью руководило государство, но душой государства всегда была Церковь. Так было в на протяжении всех средних веков. У нас никогда не было противостояния Церкви и государства. Заботой Государства были защита и оборона границ, а Церковь заботилась об народе. Все что является культурой нашего народа пришло из Церкви и через Церковь. Когда Сербия 5 веков была под турецким игом, народ вела Церковь. Не было никого другого. Народ доверял Церкви, а Церковь разделяла трагическую судьбу с народом, была его представителем. И поэтому, и  тогда и сейчас, Церковь является одним из наиболее важных факторов. Хотя сегодня Церковь отодвинута на задний план, у Неё есть своя роль в нашем народе. Как последствие современности и глобализации, наш народ сегодня не такой воцерковленный как раньше. Этому способствовало то, что переживал наш народ: иго, войны, пресследования, страдания. Народ утратил потребность регулярного посещения богослужений, но по большим праздникам народ в Церкви и со своей Церковью. Государство учитывает это и, хотя конституционно отделено от Церкви, поддерживает Церковь в границах своих возможностей.     

«Мы благодарны русским и Русской Церкви, которая нам помогает, и сделаем встречу Благодатного Огня в Белграде исключительно торжественной, что создаст большой резонанс в  нашем народе»     

- К сожалению, из-за бесконечных войн большое количество населения бежало из Сербии, особенно после Второй мировой войны. Многие, попавшие в плен к немцам, не вернулись из-за того, что к власти пришел режим, который не уважал ни историю, ни культуру сербского народа и поэтому эти люди остались  за границей и попали в разные страны Европы, Америки, даже и в Австралию. В последствии, это происходило уже по экономическим причинам, а нередко, это было и из-за коммунизма. Уезжали в разные края мира: Америку, Европу, Австралию. К сожалению,  и политическая и экономическая эмиграция были весьма многочиленны: мы не знаем точно, но это минимум 4, а то и 5 миллионов. Так что великое множество наших людей и по ныне находится в диаспоре. И она организована благодаря Церкви. Церковь возглавляет этих людей. Воздвигнуты множество красивых храмов в Америке, Европе, повсюду, где число эмигрантов было значительно.     

Благодаря Церкви, национальность, осознание принадлежности своему народу, языку сохраняется и поддерживается.  Мы надеемся, что эти люди покинувшие Сербию вернутся, хотя те, что родились на чужбине уже забывают язык и вливаются в среду в которой живут.  Но мы не теряем  надежды, на то, что большинство все же вернётся, когда создадутся более благоприятные условия существованиия.     

- Коммунизм у нас был суров. Власть, пришедшая после освобождения от немцев Красной армией и нашими партизанами,  после Второй мировой войны была жестока по отношению ко всем людям идеологически не принадлежавшим к ней. Ликвидировано большое число населения, а затем уничтожались и потенциальные  противники коммунизма. А это была интелигенция. Её они боялись. Конечно, среди пострадавших было и много духовенства, но такого гонения как было в России, у нас не было.     

Политика Тито была такова, что он дал ограниченную свободу Церкви, главным образом  что бы Запад и Америка не осуждали его. Священник мог посещать дома прихожан ради крестин и национального сербского семейного праздника  «славы». Но, Церковь как такова была нежелательна и считалось, что параллельно с экономическим развитием  исчезнет интерес к Ней. Но эти надежды не оправдались. Эти расчеты были неточны.     

- Мы не можем быть удовлетворены положением дел в бывших частях нашего общего государства. Издавна у нас проблемы с Хорватией, с хорватской церковью и с нашей Церковью в Хорватии. Свыше миллиона сербов, проживавших там было уничтожено «усташами»  и это только потому, что они православные и сербы. К сожалению, в этом принимало участие и римо-католическое духовенство. Такое отношение сохраняется и поныне. Конечно, не в таких размерах. Но оно не исчезло. Эта идеология, эта ненависть  хорватов по отношению к сербам проживающим там велики: 250.000 изгнанных оттуда сербов нашли временное убежище  в Сербии, с слабыми надеждами на возвращение. Минимальное число оставшееся там притесняется, они лишены многих прав. Сербия прилагает усилия к улучшению взаимотношений с Хорватией, но это развивается с трудом и медленно. И в Косове весьма тяжелое положение. Изгнано свыше 230.000 сербов, а незначительное меньшенство оставшееся там (130.000) живет в страшных условиях. Они лишены свободы, прав обрабатывать свою землю.  Тяжело, но народ там борется  —  ведь они там жили веками и если нужно пожертвовать собой, то они жертвуют, но не хотят покидать свои дома, кладбища, святыни. Например, в городе Печ, когда-то было око 50.000 тысяч жителей-сербов, в г. Приштина  —  120.000, а сейчас всего несколько сотен. В Призрене, бывшем когда-то сербским царским городом, городом  царя Душана, осталось лишь человек двадцать. Там и семинария, существующая 140 лет. Она работает, но без шансов на будущее. Вопрос в том, как выдержит все это наш народ, если положение не изменится.     

- Наши Святители, захоронены в Печской Патриархии в своих гробницах, так что у нас нет их мощей и мы прикладываемся к их гробницам. Мы не можем допустить, что бы эти мощи  были изъяты из Печской Патриархии, так как это бы значило, что мы отказываемся от Косово,  и оставляем постепенно его. Мы и сейчас считаем Косово резиденцией сербских патриархов, посещаем его, не без проблем, но теперь несколько легче и надеемся, что в мире нас поддержат и наши святыни (Лавра Дечаны, Печская Патриархия,монастырь Грачаница), вроде Синайского монастыря имеющего свою самостоятельность, останутся в юрисдикции Сербской Церкви, как бы события на Косово не развивались в дальнейшем. Пока эти святыни там, останется там и наш народ.     

—  К несчастью русского народа, и к счастью для нас, большое число выдающихся профессоров из России после революции очутилось в Сербии (тогда королевстве Югославии), ставшей и их страной. Их здесь всегда принимали не только радушно,  но как родных братьев. Они внесли большой вклад в развитие науки в Белграде, в Скопье, в некотрой степени и в Загребе.     

В Белграде очутились выдающиеся профессора, архитекторы, врачи, историки и они подняли уровень Белградского университета. Многие из них остались в Белграде до конца своей жизни, а сербский народ принимал их как своих родных. И был благодарен за всё что они сделали для Сербии.     

Существует и русское кладбище в Белграде, где захоронены многие знаменитости,   среди которых и митрополит   Киевский Антоний (Храповицкий) и многие другие церковные личности. Центром русской зарубежной церкви были г.Сремские-Карловцы, откуда они потом разъехались по всему миру. Но, Сербия была страной, где они нашли своё прибежище.     

—- Однажды мы уже были счастливы в связи с прибытием Благодатного Огня в Белград, во времена патриарха Германа, но тогда его переправили дальше -он не остался тут. Это будет первый случай официального приема Благодатного Огня в Сербии, и в этом примут участие  и государственные власти. Мы готовимся к этому и приём будет весьма торжественным. Благодатный огонь будет находится в храме Святого Саввы, откуда его получат и другие города в Сербии. Он будет великим даром нашему народу и благодать Божия. Мы благодарны русским и Русской Церкви , которая нам помогает и сделаем встречу Благодатного Огня в Белграде исключительно торжественной, что создаст большой резонанс в  нашем народе.     

— В Москве существуют Подворья почти всех Церквей, Константинополя, Александрии, Иерусалима. В Белграде же русский приход существует с 1920 года, а храм с 1924. В 1945 году он становится подворьем. Он расположен рядом с храмом Святого Марка. В Москве тоже открыто Подворье Сербской Церкви. Это наши представительства, своего рода  — посольства. Это способствует укреплению нашего братства и общности наших Церквей, связей, всегда бывших весьма тесными. Одно время Сербская Церковь имела возможность помочь русскому духовенству, и русские не остались в долгу перед нами. У нас не было духовных академий и все наши богословы получали образование в России. Так наше братство крепло. Мы и сейчас сознаем это единство и общность, несмотря на давление со стороны различных государств в мире на маленькую Сербию. Сербия и Россия никогда не откажутся от этого и не допустят того, что случилось с многими православными странами.     

Прежде всего нас роднит язык, и Церковь наша едина, и литургия та же, как и священные таинства.  Очутившись в России, Белоруссии или на Украине,  сербы быстро сливаются с народом, ведь мы славяне, в нас славянская кровь и все мы связаны историей и культурой. Было бы прекрасно, если бы все славянские народы еще больше сблизились и создали большую семью, в которой  русский народ наиболее многочислен и самый великий.     

…. Привествуем всех зрителей телеканала Царьграда и желаем им провести эти великие праздничные дни в радостном духовном подъёме, посещая богослужения и ощутить радость праздника Воскресения Господня и благодать Божию, которая нам изливается через наш общий праздник. Сербы, русские, белорусы, украинцы должны быть близкими, помогать друг другу, ведь нас соединяет одна Церковь, одно святое таиинство, одна Божественная Литургия.     




 

Loading...

Косовский фронт