Главная страница

Мы в соцсетях











Песни родной Сербии







.......................




/16.4.2015/

Русские русины в Сербии

Источник: Спутник

Русинская тема стала актуальной после начала кризиса на Украине, где часть русинского движения безуспешно потребовала от официального Киева признать референдум 1991 года, то есть создание своей автономии на территории Закарпатской области. Но о русинах, которые проживают за границами украинского государства, по-прежнему обывателям известно очень мало. А между тем в Сербии (главным образом автономная область Воеводина) существует собственная национальная русинская община, которая исторически придерживалась русского самосознания и русофильства. В той или иной степени оно сохранилось и до наших дней. И, что интересно, в отличие от Закарпатья, попавшего в СССР после Второй мировой войны, они минимально подверглись политике украинизации, которую осуществляли в Советском Союзе и в его странах-сателлитах коммунисты.     

Переселенцы     

Как же оказались русины с Карпатских гор на территории современных балканских стран? Очень давно, почти 260 лет назад, после завершения австро-турецкой войны под австрийскую корону попали земли, которые решили осваивать путём привлечения людей разных национальностей, проживающих в государстве. В 1751 году советник австрийской императрицы Марии Терезии подписал указ о переселении первых 200 русинских семей в местность под названием Керестур. С тех пор это село, которое мигранты на свой манер назвали Русский Керестур, стало культурным и политическим центром русинской национальной общины. Оттуда их потомки расселились по всему региону, вплоть до территории теперешней Восточной Хорватии. Местный вариант русинского языка признан официальным в сербской Воеводине, а русины – коренным народом, численность которого сегодня не превышает 15 тысяч человек.     

Соседями переселенцев на новых местах стали сербы, хорваты, венгры, немцы и словаки. Помимо языка, русины отличались от них конфессиональной принадлежностью, что на Балканах очень важно. Они были греко-католиками, которые, хоть и признавали Папу Римского своим духовным лидером, сохраняли восточный (византийский или русский) обряд богослужения и обычаи, книги на церковнославянском языке и прочее. Исследователи утверждают, что именно эта уникальность не давала им в то время ассимилироваться в окружающей иноэтнической среде (межнациональные браки не поощрялись). У этих русинов никогда не было проблемы с самоопределением, с момента переселения они считались собственно русскими и не отделяли себя от русского народа в Российской империи. Да и сегодня русины на Балканах называют себя «руськи народ» или этнонимом «руснак».     

Противоборство с украинством     

Вместе с развитием украинского национального движения в XIX веке пропаганда украинства достигла и этих территорий. Теперь процесс развития самосознания здешних русинов проходил под знаком противоборства двух идеологических концепций: представители одной считали себя русскими, другой – украинцами. И если об украинской идее в русинской среде написано очень много, так как эта идеология поддерживалась в СССР, то тема русофильства и русского самосознания воеводинскиих русинов практически не отражена в современной отечественной историографии.     

Открытое противостояние сторонников двух этих направлений особенно яростно началось в 10-е годы прошлого столетия, когда в городе Нови Сад (столица Воеводины) ясно выделились два общественно-политических течения, в которых отражалось видение будущего культурно-просветительского и национального развития русинов Воеводины. Часть русинской интеллигенции во главе с греко-католическим клиром поддерживала в национальном вопросе украинскую идеологию. Вторая группа стояла на позициях «панславизма» под русской короной и с Россией во главе. Активисты русских русинов выступали против влияния священства на культурно-просветительскую и национальную жизнь русинов, особенные протесты вызывала проукраинская ориентация части местной интеллигенции. Эти русины в Королевстве Сербов, Хорватов и Словенцев хотели своим литературным языком сделать наречие русинов Карпатского региона либо собственно русский язык. Во внутриполитическом отношении эта группа всячески поддерживала сербские власти и сербскую национальную политику, а украинофилы – нет.     

Национальные лидеры русских русинов Сербии     

К 30-м годам XX столетия идеологические противоречия всё сильнее обостряются. Происходит непосредственное открытое идеологическое столкновение и противоборство двух упомянутых групп в русинской культурной, национальной и общественной жизни, которое проявлялось во всех сферах жизни этого народа. Особую реакцию вызвала публикация в газете сербских радикалов «Застава» («Флаг») статьи Александра Сакача, писавшего свою фамилию на русский манер «Сакачев». В своей работе автор выражает протест против действий греко-католического священства, которое он обвиняет в «мадьяронстве» (симпатии к венграм), украинофильстве и предательстве национальных русинских интересов. Он призывает в школы пригласить русских учителей-эмигрантов из России, а русинов – продолжать считать себя русскими. Своеобразным центром, который защищал русофильство в среде воеводинских русинов, стала организация «Заря». В ней пропагандировались взгляды, по которым местные русины, как и все русины вообще, являются частью единого русского народа «от Карпат до Камчатки».     

     

В местах компактного проживания русинов в Сербии дорожные указатели дублируются и на их языке     

Печатным органом данного объединения являлась газета «Русская Заря», которая символично писала свое название с двумя буквами «с», на русский манер, её лексика специально была наполнена словами из литературного русского языка. «Русская Заря» выходила каждый месяц и издавалась в период с 1934 по 1941 год. Это издание критически относилось к украинской национальной идее, объявляло на своих страницах, что русины являются частью «большого русского народа». Именно главные редакторы этой газеты были самыми ярыми защитниками русофильских идей среди русинов Воеводины. Одним из её первых редакторов являлся Милутин Губаш. Он искренне верил в единство восточных славян. Особенно враждебно был настроен по отношению к «новоиспеченным украинцам», как на Балканах, так и в Карпатском регионе.     

Другим активным деятелем русофильской ориентации являлся Евгений Кочиш. Этот писатель и культурный деятель воеводинских русинов печатался сразу под несколькими русифицированными псевдонимами: Михайлов, Барин и Петров. Он написал пять романов, большое количество пьес и стихотворений, где идеализируется образ царской дореволюционной России. Русофильство воеводинских русинов также поддерживал публицист и общественный деятель Никола Олеяр. Он был уверен, что здешние русины, как и их одноплеменники в Карпатском регионе, не имеют в достаточной мере четких признаков идентификации, чтобы существовать как отдельная нация. Таким образом, усилия сделать из русинов отдельный народ или часть украинского обречены на неудачу, так как русины, «где бы они ни жили, являются частью русского народа, а другие идеологические направления приведут к быстрой ассимиляции».     

Насильственная украинизация     

По итогам Второй мировой войны Советский Союз включил в свой состав Закарпатскую область (Подкарпатскую Русь), которая до этого автономией входила в состав Чехословакии. Идеологически это преподносилось как «собирание украинских земель в одном государстве», хотя местные жители исторически никогда не считали себя украинцами, а только русинами. Под политику насильственной украинизации местного населения попали и страны социалистического лагеря с русинским населением: Чехословакия, Польша, Венгрия, Румыния и Югославия. Впрочем, в СФРЮ эта политика была сначала минимизирована противоречиями между И.Б. Тито и советским руководством. Именно тогда был принят гибридный термин «русин-украинец». Современная Украина после обретения независимости продолжила политику СССР по культурному геноциду этого народа.     

Украинские организации и государственные структуры заинтересованы в украинстве русинов в Сербии, хотя сегодня большинство из них считают себя отдельным русинским народом. В Воеводине работают несколько учреждений, которые проводят украинизацию. Кроме того, официальный Киев ведёт активную культурную экспансию посредством фестивалей. Украинское посольство тоже пытается участвовать в общественной жизни русинов, проводит различные выставки, массовые мероприятия, на которых убеждает местных жителей, что те якобы украинцы.     

Часть русинской элиты, которая поддалась пропаганде и опирается на украинскую политическую идею, постоянно подогревает ощущение угрозы со стороны Сербии и сербов. У них существует ряд претензий к официальному Белграду и к политике, которую он проводит в Воеводине, и они открыто заявляют, что хотели бы, чтобы эта автономная часть области стала независимой. Но основная часть русинского населения считает, что у русинов в Сербии есть всё, о чем их национальное меньшинство может только мечтать. Русины сербскими властями признаются не частью украинской диаспоры, как бы этого хотелось украинской стороне, а отдельным народом. Это дает право говорить, что Сербия разбирается в русинском вопросе. Она, в отличие от Украины, делает все, чтобы русины сохранили свою культурную идентичность, язык и традиции.     

В конечном итоге     

Русины в Сербии исторически считали себя русскими, одним народом с населением Российской империи. Под влиянием пропаганды украинских мигрантов и, позднее, официальных структур СССР часть русинов стала себя считать украинцами, с чем пыталась бороться русофильская ячейка, которая сегодня незаслуженно забыта. Эти русофилы были убеждены, что они не смогут существовать отдельно от русского народа, так как тогда они подвергнутся ассимиляции. В России они видели не только покровителя и защитника, но и своеобразный противовес украинскому влиянию. После Второй мировой войны русофильское движение почти полностью прекратило свое существование. Многие его участники со временем стали считать, что русины – это отдельный народ, так как Советский Союз абсолютно не интересовала русская идентификация не только русинов Югославии, но и их соплеменников в Карпатском регионе.     

Несмотря на всё это и украинизацию, которую на современном этапе пытается проводить официальный Киев, у большинства русинского народа в Сербии сегодня сохранилась заинтересованность в русской культуре, истории и языке. Русофилы существуют и сегодня, хоть и отсутствует какая-либо идеологическая концепция, признанная обосновать их связь с Россией, которая, к большому сожалению, должным образом не уделяет им внимания. Попытки воссоздать объединения русских русинов в Сербии пока что остаются безрезультатными.