Главная страница

Мы в соцсетях











Песни родной Сербии







.......................




/2.5.2015/

О России и Русских

Любопытные размышления д-р Владимира Станоевича-Трнского (впоследствии капитана, начальника первого лазарета Сербского добровольческого корпуса в России 1916-1917 гг. и наконец генерала медицинской службы) накануне Первой балканской войны (начало книги)     

БЕЛГРАД, 1912 г.     

Еще в незапамятные времена Скифы бежали, сжигая все за собой. Персам оставляли лишь пепел. Также как и потомки Скифов столетие назад: бежали, оставляя Наполеону только пепел: и гайдуки бегут «на горный гребень», ибо равнина – это смерть.     

Душа же не горит, не превращается в пепел, наподобие вещества. Даже тогда, когда горит тело, в котором Гус, Савонарола... Более того, огонь закаляет. Огонь и Голгофа насущно необходимы, ибо окропляют. Душа не только не сгорает, она из пепла, подобно Фениксу, воскресает: возрожденной, становясь святее, сильнее... Душа Народа, как и Душа Спасителя, несет и спасает Национальную Мысль только на Голгофе, на Кресте. Ради этого, только поэтому и Христос пострадал. Не будь Страдания, не было бы и Мысли Христа.     

Не бойтесь Национальной Голгофы. Не бойтесь Наполеона, не бойтесь горного гребня, бойтесь только равнины: Каны.     

Тело отдавайте, пусть горит. «Бросайте сами в огонь детей», но Душу «на горный гребень». Национальное тело сжигали и турки и татары. Святого Савву не только сожгли, но и «на ветер выставили», но пепел сеял Национальную Идею.     

Убедившись наконец, что не удалось вырвать, убить Душу, Демон Народа занялся иным: заманить ее в равнину. Демон тогда взял на мушку ахиллесову пяту Народной Души.     

Восток сжигает вещество, когда не в силах завоевать его. Запад осаждает только Душу. Запад ищет не столько крепость, в которой находится враг, сколько врага без крепости. Тут поскользнуться может только Душа. Поскользнуться роковым и судьбоносным образом: чтобы исчезнуть.     

Но и тут у Души имеется непобедимое оружие: Национальная Культура. Только Национальная. Если таким образом вооруженной встанет на путь Прогресса, идя прямо к Национальным Идеалам – то Душа даже не встретит Демона своего. Он вечно будет только гоняться за ней и искать ее. Но не отыщет ее. И еще:     

Скифы – одно племя, одного происхождения. Одна и та же Душа у всех них. Логика родства расовой психологии выведет всех них на один и тот же путь: Скифской Культуры, к общим Расовым Идеалам. А уже на этом тракте братья узнают друг друга, как бы их ни разъединяли века и пространство. Они друг друга узнают, во-первых, по голосу, по песне. Звуки будут сливаться в гармонии настолько, что хоровое станет похожим на сольное пение. Звуки будут сливаться, ибо все фибры горл, и все фибры Душ всех Скифов тождественны, одинаковы. Братство происхождения ведет через Братство Национальной Культуры к Братству Национальных Идеалов. Только с этого пути и вознесется в небеса Национальный Гений. Если отделится от родичей, от родственников своей Души, то заблудится, и пропадет как прихвостень.     

Двенадцатый Русский – это Торжество Свободы и Идеи.     

И Тринадцатый Сербский – это Торжество, пусть и на Кресте. Распятие и Страдание – это и есть Победа.     

Через Тернии, и с Крестом, отважно и решительно и впредь по тому же пути, в том же направлении и в будущие века: к Великой Славянской Национальной Культуре. К Прогрессу.     

ВВЕДЕНИЕ     

Государство и Литература.     

Русские до сих пор внесли в культуру человечества только два новых элемента. Они до сих пор создали только два произведения: Великое Государство и Великую Литературу. Говоря о русском национально-политическом и культурном прогнозе, о миссии русской в человечестве, эти два произведения всегда нужно иметь в виду. Это – прожектора философско-исторические. Наведите их на мрачное будущее, они разгонят эту тьму кромешную. И читайте будущее, читайте эту русскую «книгу стародавнюю». Книга говорит...     

Атлант держал на спине весь земной шар. Он был Богом. Обычные смертные верили, что только божественное происхождение придает подобные сверхъестественные силы... Только боги могут держать на спине подобные грузы, огромные земли. В истории записан и наследник Атланта.     

Российская Империя охватывает, по площади, шестую часть всей суши. Европейская Россия, по площади, больше всей остальной Европы! Покорить и Природу, и народы на такой площади! И столетиями держать на спине! И столетиями стоять на ногах! И не поскользнуться, и не сгорбиться, и не постареть! – И стихии, в диком бешенстве, столько раз потрясали, и встряхивали землю, чтобы вырвать ее у него... И ничего... все тщетно. Огорченным стихиям отвечает Пушкин: «Война и мор, и бунт, и внешних бурь напор ее, беснуясь, потрясали. – Смотрите ж: все стоит она»     

Русские имеют и Великую Литературу. Победила она не только «сто языков», покоренных и оружием русским. Русская Литература завоевала весь мир. В историях лиератур европейских народов уже написана глава, под заглавием: «Влияние русской литературы на нашу». Читайте Француза deVogue, он это говорит в Leromanrusse.     

Письмо – выражение пишущей его души. Письмо – это река. Душа – это источник, родник, откуда возникло письмо. Пойдите вверх по течению реки русской, и прийдете к огромному русскому источнику. Увидите огромную душу. Правда, одним взором вам не охватить этот русский источник, но задержитесь подольше: посмотрите, вникните, проштудируйте.    

Огромная русская литература – это настоящая книга откровения. И только в ней, в ней одной до сих пор нашла выражение эта великая русская душа. Только в ней целиком отражается эта исполинская душа. Вполне понятно и логично, что исполинская душа может отражаться только в исполинском зеркале. Иначе ее всю не увидеть.     

Только Великое Государство и Великая Литература придают веру в Великое Будущее. Остальное навевает ужас, стоны, сомнения. «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома?» И веру, непоколебимую веру придает Тургеневу великое орудие литературы, русский язык. «Ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя, как не впасть в отчаяние! Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан Великому Народу».     

Славянский сосед на западе.    

Немцы, возможно, являются самым реалистичным народом, но именно среди них бытуют самые фантастические легенды о Славянах вообще, и в особенности о России. У них реальная политика возведена на уровень искусства, однако, все о Славянах является фантастическим, легендарным. Вплоть до смешного. Даже немецкая пресса легендой заражена! Но, в прессе легенда приобретает совсем новый, определенный колорит. Вместо добродушного и незлобивого смеха наивных анегдотов, пресса легенды создает и очерняет из национально-педагогических соображений. Leit-motiv-ом является: Slavenhass... И «шестая сила», огромная и всесильная, воздействуя на массы, немецкая Пресса делает дело с ужасающими последствиями. Разжигает огонь, сеет страшные семена, разрушает, опустошает, и разрывает славянское сознание... Разрывает, ибо реальная политика диктует: divideetimpera.     

И в Вене, и в Пеште, и по всей Германии, Пресса не упускает ни один момент, ни одно событие в жизни Славян, чтобы не прокомментировать его, не облить желчью, злостью и ненавистью. И чтобы не извратить его. Добрый и спокойный Фриц не может понять, зачем он должен находиться в подобном соседстве: диком и варварском, где вечно царит беспорядок, анархия; где по земле опасно ходить, ибо по ней ходят только злодеи и разбойники; массово убивают Евреев; а уж dieKosaken... В Берлине, в центре города, в редакции LokalAnzeiger-а, в помещении, на стенах вывешены последние телеграммы и иллюстрации к последним новостям. Во время аннексии выставили один из многочисленных немецких журналов с боснийскими ландшафтами, боснийскими quasi-крестьянами и местными национальными костюмами. Рядом с ними, с такими же костюмами, с тем же впечатлением, другие мужчины и женщины. Разницы почти никакой. Bosnier и Herzegowiner под первой. Abissiner – написано под второй. Уж и не говоря о России. И многие поколения так воспитываются. Создана даже целая национально-политическая идеология, с собственной терминологией, запущены крылатые слова: «DrangnachOsten». Slavische Düngervolk». «Kulturträger». «InferiöreRasse». «StaatsunfähigeRasse».     

Германская культурная гегемония.     

Великая германская раса сегодня занимает передовые позиции культуры человечества. Почти можно сказать, что эта раса сегодня держит гегемонию европейской культуры.     

Латиняне медленно сходят с мировой сцены. Уж и не говоря об Испанцах. Также и об Итальянцах. Французы поют заключительный аккорд своей лебединой песни... Занавес вскоре опустится. Это уже заметно: и многолетнее простаивание, на точке замерзания, одинакового количества людей, и пресловутое «Zweikindersystem», и национальный компромисс с недавним прошлым, с позором французского оружия (Седан и Эльзас), и Republique, которую непрерывно, днем и ночью, оберегают от бури и непогоды...     

Великий тракт культуры человечества.     

Великий путь Культуры человечества, начавшись у стен «неподвижного Китая» 10-15 тысячелетий назад, описал огромный полукруг по Старому и Новому Свету. Пройдя через Гималаи на берега Ганга, он вел через Персию, Малую Азию и Сирию к берегам Нила. Оттуда путь рассеялся на Средиземном море. Сначала путь пробит в Элладе, потом продолжался через Рим к Испании и Галлии. Тевтобургские леса мешали, поэтому данный пут дошел только до Рейна. Леса Немцы сегодня расчистили, великий путь заканчивается сегодня в Берлине. Великий путь описал не только южный полукруг, от стен родины Конфуция до города Канта, но «завился», взяв правильное направление к северо-востоку, чтобы через Москву описать и другую, северную, половину... Чтобы описать круг по Старому Свету, и вернуться в начало, но по северному пути. – Идет огромная подготовка. Грандиозной исторической деятельностью заняты все, призванные завершить великое дело: и Славяне и Желтая Раса. Эпоху открыл 1905 год. Над Россией разразился мощный гром, и славянское море забурлило. Эхо было еще страшнее, еще ужаснее слышно за Великой Стеной, на берегах Тихого Океана: Желтая раса проснулась.     

Германо-славянское соседство.     

Весь национально-политический трагизм Славян состоит в неприятном соседстве: Германская раса находится на пике развития всех своих духовных и физических свойств. Все национальные силы вложены в великий, систематический, упорный и по-немецки настойчивый труд. Усилия, огромное давление и результаты труда имеют психологические последствия: экспансивность становится логичным и главным отличительным качеством такой расы. Ежели котел под огромным давлением не получит отдушину, не найдет locusminorisresistentiae, то взорвется вдребезги... Это – физический закон, а также исторический, применительно к расе. Подобное имеем на одной стороне. На славянской же стороне: Культурная отсталость, неустроенность, неорганизованность, неурядица в национальном и славянском сознании... И ссора...     

Итак, отдушина есть. Котел остается целым...     

Таким образом, на одной стороне созидают, на другой разрушают и валят. И созидание происходит пропорционально разрушению. Создается своеобразный circulusvitiosus, своеобразный порочный круг, не выпуская оттуда ни Славян, ни заправил.     

Многократно сказано, что Турки убивают тело, а Немцы душу. Сия великая психологическая истина имеет и исторический результат и последствия.      

Результаты культурной борьбы     

между Германцами и Славянами.     

Когда речь идет о культурном влиянии, точнее говоря, о психологической заразе, в психологии утверждено несколько четких и определенных законов. Роль гипноза и внушения огромна, как в жизни индивида, так и в жизни народа. Народ состоит из индивидов. Все слабовольные люди, люди невысокой интеллигенции и культуры духа, по силе психологических законов подпадают под влияние воли сильных и одаренных большей индивидуальной духовной культурой. Человек сначала находится под влиянием учительниц и гувернанток, вплоть до достижения определенного духовного развития; позднее на него могут влиять только люди с высшим образованием, преподаватели; а сильные интеллектуальные индивиды навязывают свою волю то политической партии (вожди партий), то вооруженным массам (полководцы), то дают религию миллионам (Христос, Муххамед и др.). Везде, где правят массами и диктуют им чужую волю, налицо conditiosinequanon: индивидуальное духовное превосходство над всеми, над толпой.     

Чехи.     

Когда ведется борьба между двумя расами, двумя разными культурами, поддается более слабая. Юная, свежая и некультурная раса – это tabularasa для культурного влияния. Чем духовная пустота больше, тем быстрее и легче ее заполнить. Но с трагическими результатами. Вдохнутая душа убивает его собственную, ибо занимает ее место. Ведь по физическому, а также психологическому закону, два тела не могут занимать одно место. Сочетание может быть и иным: неполная tabularasa. Если вдохнуть чужую душу, имея при этом и чуть своей, тогда будет борьба и – чья возьмет. Этим объясняются слова: «Чехи – это говорящие по-чешски Немцы». Чехам выпало историческое несчастье оказаться в первой категории. Давайте посмотрим как обстоят дела с другими Славянами.     

За Чехами, на этногеографической и политической германской периферии находятся: Сербо-Хорватская раса на юге, на северо-востоке – Поляки, и в восточной Галиции, вокруг Львова, Славяне, которых Немцы по-разному называют: Рутены, Русины... Остальные Славяне находятся в более счастливых географических обстоятельствах – позади, не на юру. Их очередь еще не пришла. Зато в жестоком огне оказались Сербо-Хорваты, Поляки и Рутены (последних пока будем называть таким псевдонимом).     

Поляки и Рутены.     

Поляки, при помощи своей древней, национально польской культуры, вступили в культурную борьбу. Кроме того, они находятся позади Чехов, и их численность достаточно большая – до 20 млн. Их соседей, Рутенов, будь они ближе географически, постигла бы участь Чехов, возможно и хуже того. Всегда некультурная, непросвещенная масса, без сильного национального сознания. Теперь они пробуждаются, и среди них налицо роковое движение, национальное возрождение, которое может подпасть под немецкое влияние. Настоящие строки не преследуют цель вникнуть поглубже в данное интересное движение. Пока подчеркнем лишь следующее: национальная неопределенная масса ищет выхода, хочет национально определиться. В борьбе участвуют два течения. Одно течение называется Русофильским, верит и ищет духовного и культурного единства с Русскими. Т.е. оно говорит, что народ восточной Галиции, также как и народ на юге России, вокруг Киева, является частью великого Русского Народа. Второе, противоположное течение составляют Украинцы. Их национально-политическим credo является отрицание первого течения и признание отдельного славянского народа, Украинцев. Синов не России, а Украины. Не с Москвой, а с Киевом как духовным, культурно-политическим центром. Какое искушение для Немцев! Как же им не прибрать вожжи данного движения к рукам! Почти такая же картина, и та же политика «Kultur-träger»-а наблюдается и на юге, на землях Сербо-Хорватского Народа.     

Сербо-Хорваты.     

Исторической судьбе было угодно, чтобы одно национальное тело, сербо-хорватское, почти развалилось на две половины. Наука этот вопрос безвозвратно решила: и этнография и филология говорят в пользу национального сербо-хорватского единства. Один народ. Но история провела самую курьезную иронию и опыт над нашим народом. Из одного лица стала делать два... Религия и Политика были орудиями в руках данной злой Судьбы. Религия и Политика рыли пропасть. Взаимоотчуждали, ссорили, толкали на неверный путь, и ломали шею всему единому народу. Наконец, завели его в наше время в такой тупик, в такое затруднительное положение, что лучшие люди обеих половин четко осознали, что нужно возвращаться назад. На путь широкий, великий путь Национального Единства; на путь Культурно-Национального Прогресса. Но данные лучшие и прозорливые сыновья сразу же заметили, насколько подобная задача одновременно является и трудной! Как много на этом пути препятствий, и как много врагов! Врагов любого вида и сорта. И клерикализм, и венгерско-немецкий сговор, и традиции, и исторические реминисценции, и предрассудки. Лишь в действии стали заметны утка златокрылая, и змей о ста головах. Вдруг стали заметны, и проявились весьма рельефно результаты того долгого и систематического культурного, и политического влияния немецкого на психику народную. Она была до тла разрушена, извращена, изуродована...     

Сознание народное помрачилось, порвалось... Национальный компас пришел в негодность; заблудший народ вдруг почувствовал себя «одиноким и беспомощным». – Страшная и трагичная картина национальной психастении и психопатии. Суеверный усмотрел бы в этом перст Божий. Ибо quosJupitercastigat, priusdementat.      

DementiaNationalis.     

Психиатрия изучает нарушение психики индивида. Ergo, и народ как совокупность индивидов, несомненно, может стать предметом изучения какой-то будущей народной психиатрии. В противном случае, отдельные исторические события невозможно объяснить. Равно как у индивида возникает состояние полного паралича сферы интеллекта, то же бывает и со всем народом. Dementianationalis – так это можно назвать. Аналогию можно увидеть даже и в причине, этиологическую. Также и народу, как и индивиду, если ему систематически, поколениями внушать идею, что он является «Inferiöre-Rasse»; что его прошлое дикое и гадкое; что его национальные идеалы являются вечной химерой, утопией, и что весь народ тщетно веками непрерывно жертвует для них... Если он к тому же постоянно ослеплен внешним блеском более высокой культуры, то результаты непременно появятся: Народ теряет то, что придает ему национальный облик: теряет национальную волю. Он становится слепым орудием чужой воли. И интеллект его иссякает: не ориентируется в исторической жизни. Теряет исторический критерий. Паралич национального сознания, чувства, ума... Полная деменция.     

Если еще глубже погрузиться в анализ современной национальной психики сербо-хорватского народа, то войдем в обширную и глубокую сферу. Это уже отдельная, интересная и большая тема. Здесь на ней не будем задерживаться, укажем только на отдельные конкретные национально-политические факты, характерные для упомянутой формы разрушенной психики.     

Симптомы поникшей славянской культуры.      

Одну категорию подобных фактов можно озаглавить: Триализм; другую: Великая Сербия в новых рамках. Указанное могло бы стать первыми двумя главами книги, которую пишет тевтонский рыцарь в латах, голова которого держит inspe столько корон и драгоценных камней. Третьей и четвертой главами заканчивается данная книга. Третья глава озаглавлена: Венский кесарь, наследник и Ягеллонские идеи, царь Польши «от моря до моря». Четвертая глава: Венский кесарь еще и Гетман всей Украины, от Карпат до берегов тихого Дона и Черного Моря. Книга написана по-латыни, ибо отпечатана с благословения папы римского. А озаглавили данную пеструю книгу так: AustriaSlavica, или австрославизм. Над заглавием черный орлище, а под ним написано: AdmajoremAustriaegloriam, а еще внизу, в скобках, мелким шрифтом написано по-французски: pourleroidePrusse.     

Итак, под гипнозом находится все католическое Славянство, обуниаченное, и часть Сербов. Роют пропасть среди Славянства, разделяют его в два вражеских лагеря. Православный Восток и Католический Запад. Австрия должна являться собирателем католических славянских земель. Данной психической заразой заражены не только католические Славяне, но и часть сербской интеллигенции. Создается новое, совсем новое национально-политическое течение, выставляются новые национальные идеалы, разрабатывается новая идеология... Начинается новая проповедь на нашей земле...      

Что говорит прошлое?     

С переселения на Балканы и вплоть до наших дней, Сербский народ имел только одну путеводную звезду; всегда один и тот же национальный идеал; всегда один и тот же смысл национальной жизни. Через все свое прошлое, Народ нес в душе неоскверненную и светлую только одну идею: Идею Национальной Свободы и Национального Государственного Политического Единства. Ни страдания на Кресте; ни мрачное рабство, ни огонь, ни железо – ничто не смогло вырвать эту Великую Идею. Народ из костей своих воздвигал величественный Пантеон. Целые «пирамиды костей, славных наших предков». А страдания на кресте в течение всего долгого прошлого его только духовно омолаживали, придавали ему силы Богов. Из поражений, из страшных катастроф Косовских он, подобно Фениксу из пепла, вырастал еще сильнее, еще божественнее... И кровь свою проливал... До последнего... Всегда готовый к борьбе...     

Нынешнее время.     

Обессиленные, вялые духом потомки выбились из сил... Но не в борьбе. Вдребезги разбитая сербская душа их отравлена национальным скептицизмом. Они больше не верят в свою страну, в свой народ, в славное прошлое... «Они сожгли все, чему преклонялись, и преклоняются всему, что сожгли»... «Нет больше Богов, они умерли» – проповедуют... Пришло то, что неминуемо должно было наступить: поколение, воспитанное в сфере чужой культуры, выросшее духовно в атмосфере чужеземной – оно отреклось от своих, стало духовно отчужденным. Ослепшее на собственные глаза, получило чужеземные, «и чужие ведут его теперь по миру»...1     

Австрославизм и неославизм.     

Раскол Славянства налицо. Борьбу ведут две идеи: «Австро-славянская», возглавляемая Австрией, и «славянофильская», «неославянская», возглавляемая Славянством. До мельчайших подробностей разработаны и две противоположные, друг другу враждебные, идеологии.      

Австро-Славизм даже дал воспитание будущему Императору: Польский граф Водзицкий является воспитателем наследника австрийского. Последний точно и четко воспринял идею Ягеллонскую, и принял на себя миссию восстановить Великую Польшу. Его воспитали и для того, чтобы стать Великим Гетманом всей Украины вплоть до Дона. И для Триализма.     

Как и в мифологии: песня и игра Сирены завлекает в сеть убаюканных и наивных, а когда заблудшие овцы уже в загоне, тогда легко. Заблудшая часть Славянства живет в трагической иллюзии, которую даже прошлое той же Австрии не в силах развеять. Настолько силен гипноз!     

Что говорит История.     

Вот как им История кричит: Вы, заблудшие! Историю человечества учите, и подучитесь. Запомните законы Истории. «Вы ничего не забыли и ничему не научились» – давно сказал Наполеон Полякам. И сегодня нужно это повторять. Польше русской, на международном конгрессе (Священный Союз), всеми державами гарантируется национальная автономия, «в рамках России, Великая Польша». Где же, Поляки, эти рамки сейчас? А вы все еще ссылаетесь на пылью покрытые бумаги. Где же, Хорваты, коронная земля Св. Звонимира? Где же Воеводина, «в рамках Австрии»?.. А гарантии Берлинского конгресса Боснии и Герцеговине? Где они? Где?.. Неумолима же сила исторических законов. И какова трагичность разрушенной народной психики, когда она данные законы видит, и читает на скрижалях истории, но смысл их, содержание не понимает. В психиатрии есть аналогия: т.наз. сенсорная афазия. Больной видит и читает, но не понимает смысл, не понимает что слова обозначают. Заблуждение новых идеологов.     

Идеологи «Сербии в новых рамках», не в старых исторических, говорят о национальной сербской автономии, полной. Австрия поклянется на вечную верность, и до смерти сдержит paroled`honneur. Мы тем временем будем создавать на нашей земле что-то наподобие рая: будем экспортировать бесчисленное множество свиней! Тоже рогатого скота! Невиданное богатство... Царство Душана, но без усилий, битв и крови... Попросту само возникнет, или, лучше говоря, просто его чужестранцы создадут и нам отдадут.     

Материализм и эгоизм являются грубыми симптомами декаданса души и дегенерации психической. Это – симптомы паралича духа. Того духа, что подвигает человека вперед и ввысь. Дух без крыльев – это крот, живущий вечно под землей, заживо погребенный дух. Ибо «рожденный ползать – летать не может» – говорит Горький. Богатство воображения, высокий и широкий полет мыслей, и идей, беспрестанная культура и усовершенствование духа для подобных «кротов» потеряны навеки: Пути нет к Истине, Добру и Красоте. Горький им говорит: «А вы на земле проживете, как черви слепые живут: ни сказок про вас не расскажут, ни песен про вас не споют».     

То же самое и с народом. Для народа боги это придумали как жесточайшее наказание. Для Иудеев большего наказания не могли придумать. Или для Цыган. М. Гарашанин, наверное, имел в виду этих идеологов, когда сказал в «На досуге»: «не будь Цыган, мы были бы последним народом на всем свете».      

Prognosis.     

Но прошлое наше историческое не молчаливо. Все оно нам говорит. Если отдельные князья, в сговоре с «насильниками» упали духом, и не хотят затевать ссору, зато райя хочет. Она все еще такая, какой ее знает вся наша история. Сильный, мужественный и героический дух с былой юностью восклицает... и затевает ссору... «Тем раздорам все кнезы не рады, и не рады насильники турки, Рада лишь горемычная райя». – Она готова до последней капли крови «бороться, и кровь свою проливать, до последнего» – – – До последнего! Народ в течение всего своего прошлого только эти слова и говорил. Читайте его героические произведения! И вернитесь в народ, к своим!      

Что говорят сербские поля сражений?     

Читайте прошлое народное, там еще кое-то записано. На светлых страницах написаны дела братьев, и товарищей по оружию, друзей на полях сражений. Познакомьтесь с настоящими и верными друзьями в беде, и отличайте их от ложных, хитрых друзей. Поля сражений наши, начиная с Карагеоргия и вплоть до Черняева, пропитаны братской кровью. Новая Сербия лежит и на братских русских костях. Брат брату в беде помогал. В благодарной сербской народной душе запечатлена историей неизгладимая и светлая память о братской помощи в тяжелые дни... В душе сербского благодарного народа горит пламя этой благодарности. Загляните в душу народную...      

1812-ый и 1813-ый.     

1912-ый год и для сербского, и для русского народа исполнен сильными и великими воспоминаниями. Он вызывает глубокие философско-исторические раздумья. Он, великий восемьсот Двенадцатый Год, показал насколько судьба Новой Сербии прочно связана с судьбой Москвы. Как много органических связей между Россией и Юной Сербией! Великий Наполеон увидел не только Москву горящей – на его глазах горела и Сербия Карагеоргия. От Москвы и тогда, как и сейчас, проведен некий невидимый фитиль, одновременно поджегший и наш дом.     

– И чем более думаете, тем больше становится аналогия: Провидение уберегает от огня и витает над жизнью обоих славянских Вождей. Покидают горящий дом, бросают в огонь все нажитое и отходят оба – – – и Александр Благословенный, и Карагеоргий.     

Сколько еще вещей в мире, непостижимых уму человеческому! Где же великие философы, чтобы растолковать нам этот исторический феномен? А «в мире нет ничего случайного, даже волос не упадет с головы без воли Всевышнего». Возможно, это воля Божия, или историческая (если взять термин историков) диктовала один и тот же поступок: и в Москве, и на Мораве? Но зачем?      

Загадка Истории.     

Давайте подойдем с нашими скромными силами поближе к этой аналогии – загадке, и тогда, возможно, в тумане хоть контуры различим. Томас Карлейль может дать нам ключ, обронив слова: «душа движения», «spiritusrector», «почитание героев». И разгадывайте. Также, и наша история могла бы намекнуть нам на отдельные факты: «в течение всего первого Восстания, Султан давал денежную награду только за голову Георгия Черного (Карагеоргия). Даже за головы виднейших князей ничего не давал, уж и не говоря о великом множестве крестьян Шумадии». Они боялись только одной головы. Так история пишет. Давайте проконсультируем еще науку под названием Психология толпы. Она учит: Толпы имеют волю, но неосознанную. Имеют энергию, но неорганизованную, недисциплинированную. Имеют нежные и чувствительные струны, на которых играют только Великие Индивиды. Известно, как эти струны перебирал Наполеон, и как они звучали – – – «Солдаты, 30 веков смотрят на вас с высоты этих пирамид. Помните, что к победе вас ведет Наполеон». Психологию своей толпы знают только Великие Избранники, и она только их понимает, их слова и их голос.     

Карагеоргий придал национальную волю толпам шумадийским: он собрал национальную энергию, организовал ее и дисциплинировал. И только он мог вокруг своего имени собирать массы, без него толпа шумадийская была телом. Он же – душой. Вырвать из тела душу означает задушить его. Когда смерть во время агонии витает над человеком, она ждет только душу. Остальное же – «земля, и в землю идет».     

Возможно, поэтому История настолько заботилась о своих Избранниках. В этом, возможно, смысл Провидения. Поэтому, возможно, и тот и другой славянский Вождь все бросили в огонь. Это же Провидение, возможно, и устами поэта говорило, когда он всему народу своему кричал: «Бросайте сами в огонь детей, оставляйте села, пусть горят огнем».     

Провидение спрятало своих подопечных, выжидало пока утихнет бушевание стихии, чтобы тогда вдохнуть душу. Выжидало, чтобы настали лучшие времена – – –     

Что потом было?      

Вернемся на пепелища. Сербия вновь появляется из пепла. Россия прочно встала на ноги. Мы находимся в 1876 году. В Невесине выстрелило узорами украшенное ружье, Герцеговина в огне. Из Сербии ружья сами стали говорить. Битва уже идет. Семьдесят шестой утверждает на веки вечные истину двенадцатого года, освящая принцип русско-сербских отношений. Придает смысл этим отношениям. Семьдесят шестой год в очередной раз подчеркивает и объясняет на каком железном фундаменте базируется братство. Семьдесят шестой год объясняет также причины сербской катастрофы после Двенадцатого Года. Москва в семьдесят шестом году уже не горит, русский голос Султан уже слышит. Не так, как было в двенадцатом году. Полчища турецкие в семьдесят шестом году не имеют союзников, как в двенадцатом году. Турецкая сабля, зансенная над гловой Сербии, вмиг оказалась в ножнах. Достаточной оказалась не война, а лишь слово Белого Царя.      

Последствия незнания друг друга и результаты взаимного ознакомления через толмача.     

Правда, история записала и черные слова... Был «Рейхштадт», была иллюминация Белграда после падения Севастополя. Был трагизм... Люди грешны. Пусть будет благословенной воля: к совершенству.     

Для достижения совершенства необходимо одно: познать. Познай людей вокруг себя: и братьев и злодеев. Последних у нас больше изучали. О них имеется обширная литература. Слабо известно только о России и Русских. И то немногое что известно, пришло из весьма сомнительного источника: Прошло через немецкую цензуру. И это действительно странно. Преградой на пути между Славянами встала немецкая стена, из-за которой ничего не видно. Что бы Славяне друг другу не сказали, все через этого незваного немецкого толмача. А тот не дремлет. Конкретно, дело обстоит просто: сербские газеты в России не читают. Сербам нет дела до русских газет. При этом и Сербия и Россия полным-полны всевозожной немецкой прессы. Случится ли в Сербии etwasinteresantes, всякие Блатт-ы тут же очернят. И Русские, надев эти немецкие очки, разочарованы очерненными братьями. Бывает и наоборот: русские чудеса ошарашивают Сербов. И они откладывают газеты, всегда оставаясь в удивлении, в недоумении. «Сколько же бомб, и динамита бросают на улицах! Что это за страна! Что за люди! Нигилисты, анархисты, бомбометчики, Павлова, казаки, Верещагин, Государственная Дума, еврейские погромы, Гапон, Витте, Куропаткин, Москва, Волга»... И еще всякое приходит в голову! Что за странная страна!     

Вся навязчивость данного немецкого вестника видна на Славянских Конгрессах, когда соберутся Славяне. Первое, о чем все в один голос говорят: как избавиться от услуг этого толмача. На одном Конгрессе единогласно решили основать Телеграфное Агентство, чтобы записывать и сообщать Славянам о славянских делах. Но, к сожалению, без каких-либо результатов, ибо Агентства пока еще нет.     

Путь к Истине.      

Нужно самим познать! Нужно собственными глазами смотреть на великое славянское море. Правда, оно и глубоко и широко, и зачастую бушующее, поэтому загадочно, но оставляет сильные и неизгладимые впечатления. А впечатления – это фотографии жизни. Только проанализируйте эти впечатления, и примените критерий логики и науки, и прийдете к истине. Стучите – и вам откроется. Таким образом приходят к Истине все великие художники пера, все драматурги. Это и есть настоящее Искусство. Они не дают театральной публике суждения, и готовые выводы и решения. Нет. Они только изображают, они в строгом порядке представляют факты и сырой материал. На сцене вы видите только игру, не критику. Для великих художников критика является лишней. Критика – между строк.     

Применим же этот метод и к русскому морю. Представим только игру, но исторически достоверную игру. И судите сами, увидя собственными славянскими глазами настоящую русскую игру. Пусть игра начнется! Поднимем же занавес!      

     

Д-р Владимир Станоевич со студентами-медиками перед административным зданием Военного госпиталя (г. Ниш) 

     

1 Когда эти строки уже находились в типографии, получен из Сараево еще один документ, чтобы лишний раз подтвердить и подчеркнуть вышеуказанное. Посеявшая путаницу и хаос в наши духи, залившая газом душу народную, чтобы легче вспыхнула – Австрия идет с факелом, с Югославским Смотром. Доказанный Великоавстриец, Бернрейтер, получает указание создавать почву для решения Югославского Вопроса, но «в рамках Великой Австрии». Чтобы Австрия создала Великую Сербию и Великую Хорватию. – После задержек и перерывов, Австрия отправляется в битву, которая заполнит все обозримое будущее Сербо-Хорватского Народа. Завязавшийся бой неизбежен, он будет все ожесточеннее и упорнее, ибо сцепились две Идеи – заклятые враги: Славянская, Национальная Сербо-Хорватская, и Австрийско-Тройственный Югославизм. Предстоит битва «до последнего», ибо «одна земля, а два хозяина». И закончится: либо как при Кениггреце и в Ломбардии, либо на новом Косове. Главное: мира не будет. – Необходимо готовиться, но сначала необходимо сориентироваться точно и безошибочно:     

Югославский Смотр не является болезнью; это – смотр, осмотр вражеских подразделений и их передвижение. Данный смотр – лишь симптом вышеуказанной болезни. Югославский Смотр говорит о наличии некой невидимой болезни самой нашей земли, о том, что земля унавожена чем-то, дающим силу и соки подобным пакостным растеньицам, которые сеет Австрия. Это необходимо четко и прочно иметь в виду, и только на этом базировать способ сопротивления и борьбы, ибо это – залог победы и успеха. Любая иная тактика безгранично оттягивает победу, ибо помогает врагу. Еслы мы данный навоз вырвем из земли, тогда и не нужно будет «уничтожать заразу» попросту потому, что больше не вырастет. А Смотры оставьте, они нам даже оказывают услугу, ибо это маяки, освещающие направление пути, по котором ступают вражеские ноги. По этим Смотрам только и видим куда и как передвигаются вражеские роты.      

Перевод с сербского Савы Росич