Главная страница

Мы в соцсетях











Песни родной Сербии







.......................




/3.5.2015/

Труднодоступные изменения Конституции

Источник: международное радио сербии

Премьер-министр Сербии Александр Вучич, по поводу итогов первого года работы правительства, предвестил политические реформы, которые будут касаться сокращения числа депутатов в парламенте, с нынешних 250 до 125 или 150. Учитывая факт того, что число депутатов установлено Конституцией, профессор факультета политических наук Белградского университета Зоран Стоилькович заявление премьера видит как возможную попытку оправдать изменения Конституции.     

В интервью нашему радио Стоилькович отметил, что изменение Конституции неукоснительно должно касаться и сферы прав человека, а также и вопроса о статусе Косово, который зафиксирован в преамбуле основного закона государства. Наш собеседник считает, что само по себе сокращение числа депутатов не означает и демократизацию Сербии. В этих целях необходимо было бы предпринять и изменение выборной системы, которое обеспечило бы гражданам более непосредственно влиять на выбор своих представителей в парламенте. Кроме того, необходимо было бы осуществить и более жесткий контроль финансирования политических партий и выборных кампаний.

Вице премьер правительства Сербии Расим Ляич оценил, что сокращение числа депутатов привело бы к тому, чтобы политическая сцена Сербии стала более серьезной, и одновременно реализовало бы экономию средств бюджета размером на два млн евро, поскольку народный депутат обходится государственной казне в 20 тысяч евро в год.
Однако, важнее числа депутатов, является концепция выборной системы, поскольку согласно имеющейся, роль числа депутатов в парламенте, будь то 100 или 200, не имеет значения, так как они голосуют согласно договру достигнутом в рамках депутатской группы, т.е. так как решило узкое руководство партии.     

Согласно действующей Конституции и выборному закону, Сербия является одной избирательной единицей, с пропорциональной выборной системой, так что один депутат представляет всех граждан от севера до юга страны. Граждане голосуют за выборные списки, а отнюдь не за отдельного кандидата. Чтобы реализовать более непосредственный выбор депутатов, выборный закон должен обеспечить некий вид смешанной выборной системы, как это имеется в некоторых странах региона, допустим в Венгрии. Ключевым является вопрос баланса, поскольку и система, основывающаяся на абсолютном большинстве, значит и пренебрежение интересов меньшинств, при чем не только национальных.
Причины изменения Конституции прежде всего заключаются в демократизации и экономике средств, или же их причины кроются в давлении Запада по поводу косовского вопроса. Но, решение этого вопроса требует весьма решительную политическую поддержку. Кроме двух третьих депутатов в парламенте, изменения должно поддержать и население волеизъявлением на референдуме. Можно сказать, что поддержка в парламенте абсолютно реально достижима, но когда речь идет о референдуме, трудно предположить, что население поддержит изменение статуса Косово.     

Не смотря ни на что, начало весьма сложной процедуры изменения Конституции, только ради числа депутатов, кажется абсолютно нереальным. Правду говоря, премьер-министр сказал, что такую процедуру можно начать в ближайшие два-три года, что значит – сокращение числа депутатов не будет иметь место в следующем выборном цикле. Но, с другой стороны надо будет дождаться соотношения политических сил в будущем парламенте, а также и того, какими будут брюссельские напутствия, в случае если Сербия останется на пути к ЕС, хотя на сегодняшний день, трудно предположить, что намерение стать членом ЕС подлежит изменению.