Главная страница

Мы в соцсетях











Песни родной Сербии







.......................




/2.7.2015/

Сербско-русский хоровод: Большая мечта братского народа

Братья-славяне – это не просто идиома. Неугасаемый интерес к культуре соседних народов – лучшее тому свидетельство. 25 июня отмечают День дружбы и единения славян. Праздник появился в 90-е годы прошлого века: после распада СССР братские народы чувствовали потребность показать самим себе и остальному миру, что они по-прежнему  вместе.     

Инициировали праздник представители России, Украины и Белоруссии. Кто бы мог подумать, что спустя всего лишь 20 лет казавшийся нерушимым триумвират подвергнется столь трагическим испытаниям…     

Отношения с ещё одним славянским государством – Сербией – складываются по-разному. Как это нередко бывает между родственниками, периоды взаимной любви и обид регулярно сменяли друг друга. Да и сейчас ситуация непростая: ориентированные на интеграцию с Западной Европой национальные элиты симпатий к нашей стране не испытывают. А простые люди россиян любят: недавнее исследование общественного мнения показывает, что к русским сербы относятся лучше, чем к французам,немцам и англичанам.     

По данным последней переписи населения, в России живут 3,5 тысячи сербов. Многие из них стараются не только не потерять связь со своей исторической Родиной, но и сделать как можно больше для того, чтобы братские народы лучше понимали друг друга. Один из таких энтузиастов – руководитель ансамбля песни и танца "Коло" Раша Бегуш, главная мечта которого – открытие сербского культурного центра в Москве. "НА" побывал на концерте ансамбля.     

Чувство локтя     

     

Коло – сербский народный танец, немного похожий на русский хоровод. Движущийся круг, в котором ты всегда чувствуешь локоть соседа. Готовясь к концерту, все помогают друг другу. Высокий и взрослый Бране поправляет волосы маленькой Саше, приговаривая: "Теперь будешь настоящая девушка", Майя крутит вокруг головы Ани чёрные накладные косы, а Милош и Раша надевают девушкам пояса – заворачивают Настю и Оксану в длинные вышитые ленты. Кругом мелькают жёлтые атласные платки, шерстяные юбки и фартуки в цветах, слышатся смех, громкий, свойственный сербам разговор. Раша покрикивает на тех, кто стоит без дела, – концерт совсем скоро.     

Он заведует всем – от постановки танцев до организации выступлений и покупки костюмов. Всегда серьёзный и достаточно сдержанный Раша танцует с детства – он танцевал и в белградском "Коло", и в ансамбле серб- ского клуба в Германии, и в сербском ансамбле в Австралии. Там у него было 387 танцоров. Здесь – около 30, но все равно не так-то просто наладить дисциплину. Раша говорит только по-сербски, иногда разбавляя свою речь русскими словами. Те, кто не знает сербского, слушают так же внимательно. Понимание здесь какое-то интуитивное, сдобренное кратким пересказом. Пересказывает, например, Милош – он серб, но говорит и по-русски. Для самих танцоров ансамбля "Коло" – как русских, так и сербов – тот факт, что они говорят на разных языках, представляется естественным. На вопрос "как же вы все друг друга понимаете?" они, пожав плечами, отвечают: "Ну тут же все знают русский, вот и переводят".     

Танцы и песни славных предков     

     

Сегодня "Коло" показывает два номера – песню и танец. Концерт в ДШИ им. Стравинского посвящён воинской славе и сбору средств ветеранам Новороссии. Пока танцоры стоят в проходе, на сцене ведут рассказ о доблести сербов во все времена, вспоминают князя Лазаря и великую Косовскую битву, а потом в исполнении хора звучит песня о Косово. Раша сопровождает пение игрой на большом барабане.     

В ансамбле петь должны все – так говорит Раша. Это его метод раскрепощения. Кто-то поёт охотно, постоянно и везде. За время подготовки к концерту несколько раз песню затягивали то Бране, то Елез Тодо. Он сам пишет песни и в ансамбле только поёт. По необходимости поют и русские члены ансамбля. Например, Игорь, улыбчивый массажист, который учит слова сербских песен по видео на YouTube. В общем, "Коло" звучит достаточно громко, а русский дух сливается с сербской историей.     

Мужчины в залихватских меховых шапках и девушки в ярких жёлтых платках, проносящиеся вихрем по сцене, вызывают желание вскочить с места и пуститься вслед за ними: сербские танцы так заразительны! Видя, как живая спираль то скручивается, то разворачивается, то рассыпается на виртуозно прыгающих людей, нельзя удержаться и хотя бы не зааплодировать. Напряжение подогревается иллюзией того, что танец вот-вот закончится. Но стоит зрителю опустить ладони, он начинается в ещё более быстром темпе.     

Тот, кто коловодит     

     

Радослав Бегуш родился в сербском городе Крагуевац, закончил военную академию в Белграде, получил звание офицера, был горячо любим солдатами и участвовал в войне после распада Югославии. Уже несколько лет Раша, как его называют друзья, живёт в Москве и пытается сделать из "Коло" добротный большой ансамбль. Для этого с понедельника по пятницу Раша работает строителем, а потом большую часть заработанных денег вкладывает в развитие ансамбля.     

Дом Бегуша похож на музейное хранилище – на полочках в бархатных футлярах хранятся награды, на стенах – портреты Раши и сцены из танцев, нарисованные его другом, а спальня заставлена белыми пластиковыми ящиками, в которых лежат чистые отглаженные костюмы. Все в идеальном состоянии. Раша показывает каждый костюм с гордостью. На самом деле есть чем гордиться – всё это делалось вручную и стоит дорого. Один фартук сербский мастер может делать больше двух месяцев – вышитые цветы, сложные узоры, кружево – всё это очень трудоёмкая работа. Несмотря на высокую стоимость и неудобства, которые испытывают танцоры на сцене (в шерстяных костюмах очень жарко), директор и хореограф настаивают на оригинальных костюмах. Говорит, на сцене они выглядят очень эффектно. Раша может рассказать историю про любой элемент костюма: пояс, брюки, юбку, шерстяные носки в цветах, жилет, вышитую рубаху, опанци (обувь из коровьей кожи) – и объяснить, кто и где его носит.     

Через тернии к центру     

     

Главные проблемы Раши сейчас – недостаточное количество танцоров и отсутствие спонсора. Много танцоров – не менее 200 – нужно для того, чтобы открыть в Москве сербский культурный центр. В этом стремлении Раша не одинок: о своём желании открыть центр заявлял и посол Сербии в России Славенко Терзич.     

– Чтобы был культурный центр, должна быть какая-то основа, – говорит Раша. – Для чего нужен этот центр? Чтобы объединять людей на почве песен, танцев!     

Раша считает, что если "Коло" будет большим, сербский центр построят, чтобы ансамблю было где репетировать. Всё-таки 200 человек, танцующих сербские танцы, – это хорошая группа по продвижению сербской культуры.     

При всех стараниях своего хореографа "Коло" пока известен только в узких кругах. Достаточно узких, для того чтобы в ансамбле всё ещё было около 30 танцоров, а сербский культурный центр оставался голубой мечтой. "Коло" всё так же снимает репетиционный зал за деньги, даёт концерты, впечатляя публику, и собирается уходить на каникулы. Бесконечный сербско-русский хоровод в меховых шапках, заказанных Рашей в Грузии, движется. И, как надеются Радослав Бегуш и все его подопечные, ещё долго не остановится.     

Алина Яблочкина