Главная страница

Мы в соцсетях











Песни родной Сербии







.......................




/31.10.2015/

Проекты русских архитекторов в Белграде

Источник: Balkan Family

На дворе 1932 год. Николай Яковлевич, как и другие представители русской иммиграции, скрывается от ужасов гражданской войны в Париже. Он поражен красотой города, но душа его неспокойна. Поэтому он представляет свой труд, в котором делится своими впечатлениями о другой европейской столице, которая покорила сердца русских, став тем самым Парижем с “русской душой”:     

«Старый Белград с покосившимися турецкими домиками, где этажи нависают один над другим, быстро и бесследно исчезает. И также быстро, на глазах, вырастает новый европейский город с многоэтажными домами, с гудронными мостовыми, с заново распланированными широкими улицами. И в этой буйно развивающейся жизни Белграда работа русских занимает огромное место. Целый ряд зданий для государственных учреждений или целиком построен по проектам русских архитекторов, или при их ближайшем участии: таковы Министерство лесов и гор и собор Св. Александра Невского. Во многих городах в объявленных конкурсах на проекты зданий премии получают русские: Лукомский, Андросов, Папков, Мессарош, Рык, скульптор Загороднюк и другие фамилии русских архитекторов часто встречались в списке премированных…».     

Волна русской эмиграции подарила Сербии десятки русских архитекторов с блестящим образованием и безупречным вкусом. Правда, отношения с сербскими коллегами у них не складывались. В 1928 году клуб архитекторов в Белграде опубликовал список, в котором среди 73 человек не было ни одной русской фамилии. Зависть, ревность, конкуренция — русские зодчие часто получали правительственные заказы вне конкурса. Что уж там, в Белграде до сих пор стоят не десятки и не сотни зданий, построенных по проектам русских архитекторов. Счет идет на тысячи…     

Самым известным архитектором, трудившимся в Белграде, считается Николай Петрович Краснов. Одно время он работал городским архитектором Ялты: занимался строительством и реставрацией дворцовых сооружений. Сделал себе имя на создании летнего дворца Николая II  в Ливадии.  В 1911 г. ему было пожаловано звание «Архитектора Высочайшего Двора». Через два года он был удостоен звания академика. В Югославию Николай Петрович прибыл из Мальты в 1922 году и нашел работу по своей специальности  в министерстве строительства, возглавляя группу монументального строительства.     

Известно, что ему принадлежит реконструкция церкви Ружице в центре Белграда — крепости Калемегдан.     

     

Он работал над интерьером Королевского белого дворца на Дединье.     

     

     

Его рука коснулась и здания Национального Парламента Сербии. Строительство его началось в 1907 году. Первоначально проектом занимался Константин Йованович, но воплотить его идеи тогда не удалось — слишком дорогим оказалось строительство. Ему на смену пришел Йован Илкич. Удалось отстроить чуть больше, чем первый этаж. Денег снова не хватало, затем начались балканские войны и Первая мировая война, появилось новое государство и здание, которое проектировалось ранее, стало слишком мало. Но Йован Илкич умер в 1917 году в плену, поэтому проект достался его сыну архитектору Павлу Илкичу. По новому проекту строительство продолжалось до 1926 года, наступила новая пауза. Следующим архитектором, которому предстояло решить непростую задачу, стал Николай Краснов. Благодаря ему строительство было завершено за 2 года, несмотря на то, что самый первый камень был заложен почти три десятилетия назад. Краснов также разработал парк возле здания, ограду (ее уничтожили во время одного из народных протестов) и интерьер здания, каждой его детали: мраморные полы и колонны, скульптуры в нишах, высокие потолки, богатую декорацию купола здания и многое другое.     

     

     

Ему принадлежат и эскизы декоративного оформления Моста Александра I в Белграде.  Проектировал и жилые дома: на ул Теразие, 14, в котором находятся торговые и жилые помещения, дом на ул. князя Михаила, 9, дом Радойловича на углу улиц Змая Йовановича и братьев Юговичей, дом № 14 на ул. кн. Милоша.     

Из правительственных заказов в Белграде можно упомянуть здание министерства финансов, воздвигнутое в 1926—1928 гг. (угол ул. Князя Милоша и Неманьиной ул.). На куполе здания была помещена аллегорическая статуя Югославии. В 1938 г. здание было «виртуозно» надстроено по его же проекту.  В 1926 г. Краснов разрабатывал планы фасадов и интерьеров двух министерств — лесных и природных ресурсов и сельского хозяйства и водных ресурсов (на территории между улицами Неманьиной, Князя Милоша, Бирчаниновой и Новой). Построенные против друг друга они должны были символизировать мощь нового государства. Той же цели служили  многочисленные статуи и барельефы на фасадах.     

     

     

     

Он же является автором проекта здания госархива Сербии (ул. Карнеги, 2). Как и в других работах Краснова, фасады украшены декоративными элементами из искусственного камня. Причем скульптурные композиции больших размеров он выполнял сам.     

     

В 1927 г. работал над проектом театра «Манеж». В 1928 г.  по проекту Краснова было построено в академическом стиле новое здание, отданное вновь театру, фасад которого теперь был украшен скульптурным декором. Сегодня это частично здание Югославского народного театра.     

     

Звездой первой величины был Роман Николаевич Верховской. Он происходил из древнего костромского дворянского рода, нисходящего по младшей линии к князю Мстиславу Удалому. Сын действительного статского советника Николая Петровича Верховского, известного железнодорожного деятеля, Р. Н. Верховской  окончил Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге со званием архитектора-художника. В 1912 г., будучи лауреатом Академии, был командирован в Испанию, где занимался исследованием стилей — ренессанса и мавританского. В 1920 г. Верховской эмигрировал в Королевство сербов, хорватов и словенцев.  Работал в дворцовом ведомстве, в министерстве строительства и держал свое ателье. Жил в Земуне, тогда это был пригород Белграда.     

Первым и удачным началом деятельности Верховского была разработка фасада здания Л. Авакумович в самом сердце Белграда (ул. Кнез Михайлова, 34).  Среди работ Верховского — монументальная скульптура на здании Скупщины, детали для украшения королевского дворца на Дединье, фонтан «Геркулес» («Лаокоон») в Топчидерском парке. 

     

Его статуя украшала вход в Дом офицеров. Есть у Верховского и два величественных мемориала, расположенных на Новом  кладбище. Первый посвящен  «Защитникам Белграда» 1914—1915 гг. в Великую войну и сооружен в 1931 г. Памятник воздвигнут над братской могилой нескольких тысяч воинов и представляет собой югославянского воина (автор скульптуры В. Загороднюк), гордо держащего знамя и уверенно опирающегося на винтовку. У ног воина повержен смертельно раненный орел, представлявший немецкого врага. Под памятником находится усыпальница, где собраны в отдельных ящиках, вделанных в стены, останки героев. На каждом ящике: номер, чин, фамилия и дата  дня смерти. Среди сербских фамилий можно встретить также и фамилии русских офицеров. За этот памятник, самый большой на Балканах, Верховской был награжден орденом Св. Савы III степени. 

     

Другой памятник — памятник Русской славы — возвышается на русском участке, вблизи Иверской часовни. Воздвигнутый в 1935 г.  монумент выполнен в форме снаряда с фигурой Архангела Михаила на вершине. На памятнике высечены российский герб и несколько надписей. Одна из них  — на русском языке — гласит: «Вечная память императору Николаю II  и 2 000 000 русских воинов Великой войны». Другая — на сербском: «Храбро павшим братьям русским на Солунском фронте. 1914—1918».  Сам этот мемориал строился весьма непросто: было трудно достать средства, и, главное, пробудить память. Инициатором постройки стал полковник Михаил Скородумов, георгиевский кавалер, раненый 11 раз, потерявший на войне правую руку, организовавший сбор необходимых средств. «Каждый камень, пошедший на строительство памятника, был оценен в 300 динаров, а на нем выбивалась фамилия дарителя».     

     

В плеяду русских зодчих входил и Валерий  Владимирович Сташевский. Он закончил в 1908 г. Николаевскую Военно-инженерную академию и в 1911 г. архитектурное отделение Института гражданских инженеров. Строитель главных зданий Офицерской автомобильной школы на Семеновском плацу в Санкт-Петербурге и Офицерской воздухоплавательной школы на Волковом поле. Прибыл в Королевство сербов, хорватов и словенцев в начале 1920-х годов и сразу начал работать в министерстве строительных работ, под крышей которого трудились Андросов, Лукомский, Баумгартен, Краснов, Олейников, Мишковский и другие талантливые русские архитекторы. Самостоятельно стал работать после 1925 г., а в 1927 г. зарегистрировал свобственную фирму, имел и специальную мастерскую по производству бетонных конструкций (ул. Каймакчаланская, 51).     

Валерий Сташевский был одним из самых продуктивных русских зодчих. В Историческом архиве Белграда находится свыше тысячи  его проектов. Судя по документам этого архива, в 1921 г. по его проектам были построены два одноэтажных дома — для Анны Вибек (ул. Йове Илича, 40) и для Йована Пешича (на углу Каймакчаланской и Брегалничкой улиц). В том же году он спроектировал двухэтажный дом с мансардой для Душана Ристича (бульвар Короля Александра, 126). Только перечисление известных построек, выполненных по проектам Сташевского, займет несколько страниц. Попробуем назвать только улицы Белграда, где строил Сташевский, по мостовым которых он ходил к своим объектам: Ужичка № 17, Стишка № 60, Гундуличев венац № 1 и  8, Доситеева,  № 21, бульвар Короля Александра № 89, 101, 123, 135, 136, 144, угол улиц Тополской и Которской, Приштинска № 42, 88, 94,  угол Радничке и Гундуличеве, ул. Маккензи № 23, 44, 68, Войводжанска № 4, 10, Данилова № 55, Милешевская № 11, 19, 55, Добрачина № 63, Гроблянская № 19а, Дублянская № 80, 87, Хаджи Рувимова № 10, 14, Еврейская № 15, 25, Краинская № 22, 27, Королевы Наталии № 6, 23, 52, Нишкая № 4, Поцерская № 19, Далматинская № 17, 74, Будимская № 34, Шуматовичкая № 12, 89, 97, Любе Дидовича № 18, Мутапова № 9, 14, 28, Ратарская № 71, 129, Зорина  № 78, 79а, угол Небойшине улицы № 30 (32) и Рудничкой № 2, угол улиц Ломиной № 23 и Королевы Наталии № 26, ул. Короля Милутина № 5, Драгачевская № 13, 16, Копаоничкая № 12 (14), Майке Евросимы № 7, Кичевская № 12, на углу улиц Позоришной № 40 и Гундуличева венца № 40, Небойшина № 36, Трнская № 2, Граховская № 23, угол улиц Ситничкой и Манасийской, Златиборская № 98, Каленичева № 6, Сараевская № 27, 87, Интернациональных бригад № 89, Новопросеченая, угол Ратарской и Челопечкой, Ламартина № 31, 41, Ломина № 69, Крунская № 11а, Евремова № 77, Невесиньская № 19, Расина № 2, Милоша Великого № 47, 91, Кочина № 46, Златиборская № 76, 98, Мольера №  38—40,  82, Престолонаследника № 31, угол улиц Господар Йовановой и Вишньичевой, Млатишумина № 30, Господар Йовановой № 29, Майданская на Сеньяку, Бацетина № 3, Гвоздичева № 36, Янко Веселиновича № 15, Йованова № 29, Кнеза Милетина № 87, Кничанинова № 14, Которская № 17, Кумановская № 13, Нолвосадская № 13, Чарли Чаплина № 8, Солунская № 10, Улциньская № 20, Негошева № 20, 22, 44, Войводы Протича № 19 (собственником дома на этой улице был Сташевский), 21, Воеводы Богдана № 25, Баба Вишньина № 34—36,  Захумская № 29, 46, 51, Задарская № 8, Воеводы Саватия № 20,  Слободина № 3, угол Браничевской и Лавачкой, угол Призренской и Зеленого венца, Синджеличева № 15, и пр., пр., пр. Только с начала 1930-х годов до 1944 г. Сташевский спроектировал сто тридцать пять домов для белградцев. Сташевский проектировал и постройки для поселка чиновников «Вождовац». В Историческом архиве Белграда хранятся проекты (начало 1930-х годов) примерно 230 вилл для этого удивительного чиновничьего комплекса. Среди его работ —  Иверская часовня на Новом кладбище в Белграде, воссозданная в 1930 г. вместо разрушенной в 1929 г. в Москве, Дом русских военных инвалидов (1929) на Вождовце, школа на Чукарице (1931), здание клуба любителей весельного спорта «Београд» на Аде Циганлии (1935, проект им выполнялся вместе с сыном Георгием), клуб чиновников Народного банка на Топчидере (1938). Он руководил работами на строительстве Нового здания университета (Кральев трг, 7).     

В построенной на пожертвования русских и сербов в 1924 г. по его проекту церкви Св. Троицы  находится гробница генерала Врангеля.     

     

Возле нее были размещены  знамена Российской армии, под которыми сражались под Полтавой, в Альпах, у Бородино, реявшие над турецкими крепостями и осенявшие Севастополь. Среди них 19 штандартов кавалерийских полков (Елисаветградского и Кав. уч. полков, лейб-гусарского Павлоградского, Ольвиопольского уланского, Астраханского драгунского, Вознесенского уланского, Киевского гусарского, Новгородского драгунского, Одесского уланского, Ингерманландского гусарского, Чугуевского уланского, Изюмского гусарского, Черниговского гусарского, Тверского драгунского, Северского драгунского, Текинского конного) и войсковое знамя Уральского казачьего войска. (В ходе эвакуации в 1944 г. знамена были вывезены из страны. След их потерялся в Европе.) В церкви Св. Троицы были сооружены киоты в память императора Николая II, адмирала Колчака, генерала Корнилова, мраморная доска — привезенная с Дальнего Востока — в память генерала Дитерихса. Здесь были выставлены серебряные георгиевские трубы и рожки и Св. Николаевские трубы — времен Крыма 1920 г. С недавних времен тут помещена  мемориальная доска с именами русских воинов, павших в 1992—1993 гг. в боях за Сербию: Богословский Константин, Ганиевский Василий, Котов Геннадий, Чекалин Димитрий, Нименко Андрей, Шашинов Владимир, Попов Димитрий, Мелешко Сергей, Александров Александр, Гешатов Виктор.     

В Белграде для русских самым известным и посещаемым был построенный в 1933 г. в стиле русского ампира Русский дом имени императора Николая  II — культурный и научный центр. В годы расцвета идей советского социализма он носил название Дома советской культуры. Его строителем был выпускник Высшей военно-инженерной академии в Санкт-Петербурге Василий (Вильгельм) Федорович Баумгартен. В Русском доме были помещены две плиты с надписями: одна по-сербски «За вечито сечанье на славнога Цара Николу II — заштитника Срба», другая по-русски «В вечную благодарность прославленному Королю Югославии Александру I — защитнику русских».     

     

Но еще до строительства Русского дома Баумгартен получил известность как автор проекта здания Генерального штаба (ул. Князя Милоша, 33), строившегося в 1924—1928 гг.  Это величественное здание выдержано в строго академическом стиле.    

     

В 1932 г. в журнале «Бух!!!» в номере одиннадцатом можно было прочесть строки об одной из знаменитостей Белграда:     

Хочу быть дерзким, хочу быть светским,     

Хочу быть с девами на ты!     

Хочу пашою быть турецким,     

И строить арки и мосты!     

Я совершаю благое дело,     

Я все построил, я всех умней     

В XX-м веке — Микель-Анджело     

Быть может только Папков Андрей.     

Таких как я не много нынче,     

Мой предок Ленька был да-Винчи.     

Я всех талантливей безмерно,     

И потому мне жить нескверно.     

               <…>     

Кто же был этот озорной, «хулиганистый» Андрей Папков, чем он известен, чем прославился?     

Андрей Васильевич Папков в России успел проучиться 8 семестров в университете. Затем иммигрировал в Югославию и поступил на архитектурное отделение технического факультета Белградского университета. Входил в группу К.Р.У.Г., вбиравшую эмигрантов всех видов искусства. Работал в архитектурном ателье модного Драгише Брашована, с которым  сотрудничали и архитекторы Павел Крат, Николай Шипов, Николай Месарош.     

     

Сам  Папков участвовал в десятках конкурсов. Из его работ можно выделить комплекс уличных и дворовых зданий для известного промышленника Милутина Месаровича (ул. Пролетарских бригад, 22), для него же в 1936 г. спроектировал на ул. Ресавска, 33 еще одно здание. Ему удалось гармонично включить постройку  в контекст одной из самых красивых улиц. Можно упомянуть здание для Плавшича (ул. Светозара Марковича, 17), построенное в 1937 г.  По его проекту в 1938 г. в центре Белграда был построен отель «Балкан».  В 1940 г. им был спроектирован для Янковича (ул. Змай Йовина, 30) дом. После окончания войны  построил виллу в привилегированном районе Дединья на углу  улиц Шекспировой и Ружичевой — сейчас там резиденция финского посла.     

Русские зодчии не только строили и украшали Белград отдельными постройками: русский архитектор Георгий Павлович  Ковалевский руководил развитием всего градостроения Белграда в межвоенный период. В Югославии Ковалевский работал в министерстве строительных работ. Ему принадлежит разработка генерального плана  Белграда.     

     

Получил Гран-при за проект развития Белграда в 1925 г. на Парижской декоративной выставке. Он автор труда «Большой город и города-сады». По его проектам построено студенческое общежитие имени короля Александра I (совместно с В. В. Лукомским), выполнена архитектурная обработка столичной террасы крепости Калемегдан.     

Активно работал в сфере садово-парковой  архитектуры.  В частности, участвовал в составлении проекта Топчидерского парка в Белграде. Ему принадлежит ряд проектов парков для частных лиц. Автор ряда статей по городскому строительству.     

Среди русских архитекторов был и Петр Дмитриевич Анагности. Его отец Димитрий Анагности, служа в Одесской управе, организовал размещение сербских солдат в 1914 г., создал больницу для сербов, подарил 20 000 рублей на нужды двух сербских интернатов, им же возглавляемых. Сам Петр Анагности вместе с семьей в 1919 г. эмигрировал через Константинополь в Белград. В 1926 г. он окончил первую Русско-сербскую гимназию, которая тогда находилась в доме Цветка Раевича (сейчас там Педагогический музей). В том же году П. Анагности поступил на архитектурное отделение технического факультета Белградского университета, где познакомился с будущей супругой  Екатериной Фоминой. Вместе с профессором Петром Баяловичем работал над проектом юридического факультета Белградского университета и над планом постройки Народного университета Илие М. Коларца.     

     

Автор более многочисленных проектов жилых зданий в Земуне и Белграде. В 1939 г. в Белграде по его проекту построены  — четырехэтажный дом (ул. Мутапова, 43) для предпринимателя Драгомира Савковича, жилые дома для Бранки Мичич (Мириевский путь, 24) и для Иеремии Еремича (ул. Милована Маринковича), достроил виллу Вида Юришича на Дединье. В 1940 г. — три двухэтажных дома для инженера Драгутина Шиджанского (ул. Веле Нигринове, 4, 10, 14), а также дом для Адольфа Сабо на углу ул. Престолонаследника Петра, Крунского венца и ул. Милешевской. Его проект здания Управления государственных монополий, выполненный в стиле позднего модернизма,  в 1937 г. получил награду.     

В те же годы, работая инженером на предприятии Савчича-Славковича, Анагности участвовал в строительстве сберегательной кассы в Белграде (1937—1938) и ветеринарного факультета Белградского университета (1940).     

В годы Второй мировой войны, длившейся для него 12 дней, он попал в  плен.  Тайком делал документы для бегства солагерников. Испытал и все тяготы переброски из лагеря в лагерь. После освобождения  канадцами Анагности вернулся в августе 1945 г. в Белград. Вскоре получил звание профессора на строительном и машинном факультетах Белградского университета; автор многочисленных учебников. Позже становится деканом архитектурного факультета. После войны Анагности вместе с Александром Дероко и Зораном Петровичем участвовал в реставрации в 1964 г. здания Народного музея в Белграде.     

Перейдем к храму Святого Благоверного князя Александра Невского. Проект его был создан еще в 1912 г. Елизаветой Начич. Но потом начались балканские войны 1912—1913 гг., а затем грянула и германская война. Строительство задержалось и окончательно было завершено лишь в 1929 г. при деятельном участии архитектора Василия Михайловича Андросова.     

     

В Белграде, на Чукарице, есть еще храм Святого Георгия, в  оформление которого на завершающей стадии строительства Андросов внес значительный вклад.     

Его фамилия связана и с разработкой фасада Главного почтамта, одного из монументальных зданий в центре столицы.         

Добавим, что Андросов в  присущей ему манере — в сербско-византийском стиле —  построил свыше 50 церквей, а проектировал еще столько же.     

Теперь обратим внимание на здание Патриархии — проект Виктора Викторовича Лукомского.          

В 1920 г. он переезжает в Королевстве сербов, хорватов и словенцев, где легко находит работу в министерстве строительства, в архитектурном отделении. Уже в 1921 г. на конкурсе по проектированию одного  из министерских зданий он занял третье место и получил 10 тыс. динаров. Его известность росла весьма быстро. Он активно занимался  проектированием и строительством комплекса королевских вилл на Дединье (1925—1934 гг.), выстроенных в сербском стиле с элементами русской дворцовой архитектуры. В. В. Лукомский участвует (вместе с Ж. Николичем, его начальником) и в проектировании в стиле средневекового церковного сербского зодчества дворцовой церкви Св. Андрея, семейного покровителя династии Карагеоргиевичей.     

Искусство сербско-византийского стиля пригодилось ему и при проектированиии и строительстве отеля «Авала» (1928—1931 гг.) на одноименной горе, близ Белграда. В тогдашней прессе писалось, что «отель на Авале несет на себе печать личности, рассматривающей архитектуру как искусство».        

Лукомский помогал Георгию Ковалевскому в строительстве Студенческого дома в стиле русского академизма в парке имени Кирилла и Мефодия. В 1930-х годах он строит много храмов, некоторые из которых можно увидеть и в Белграде, например, церковь Св. Савы на Врачаре, построенной в «прочищенном византийском стиле». Освящал ее сам Патриарх Варнава, который  нашел здесь последнее упокоение. Эта церковь была воздвигнута за 57 дней в 1935 г. на месте старой часовни (1895 г.).     

В те же годы Лукомский строит дома, виллы для жителей Белграда. Вот лишь несколько: отстроенный в 1934—1936 гг. дом Добрице Матковича (ул. Симина, 9), построенная в 1933 г. вилла Невены Жезовер (угол бульвара князя Александра и Румынской улицы), дом Миодрага Стаменковича (угол улиц Вука Караджича,11/13 и царицы Милицы), построенный в 1937 г. дом Зорке Лазич (угол улиц Капетан-Мишине и Господар Евремове, 32), выстроенная в 1938 г. вилла Милорада Димитриевича (бульвар князя Александра, 88/2).     

Красота присуща и творчеству Григория Ивановича Самойлова, из казаков станицы Аксайской Всевеликого Войска Донского. В 1931 г. Самойлов одержал победу в конкурсе на лучший проект здания Пенсионного фонда Национального банка (Теразия). В отстроенном в 1939—1941 гг. здании фонда позднее разместился кинотеатр «Одеон».        

Талант Самойлова творить красоту виден в проектированной им в сербско-византийском стиле столичной церкви Св. Архангела Гавриила (ул. Хумская) (1939 г.), также он был и автором проекта ее  внутреннего убранства.       

 Он разрабатывал с Александром-Сашей Джорджевичем  проект Белого дворца на Дединье, который был реализован в 1935—1937 гг. Проектировал здание министерства народного просвещения в Белграде. Его мастерство получило признание и в сфере частного жилья. Блестящее знание исторических стилей, талант добиваться  в своих работах органического сочетания  композиции, пропорций, умение выбора оптимального пространственного решения — все это позволяло достигать успеха. В Белграде появляются особняки, выстроенные им в сербско-византийском стиле, в духе английского неоренессанса,  французского, например дом Йокича (угол улиц Дурмиторской и Князя Милоша). Он был удостоен премии Белграда за лучшее проектное решение, найденное им для дома Раденковича на Пушкинской улице.     

После войны его талант проявился в работе над проектами таких  зданий, как Академия наук (1949—1951 гг.), Югославский банк внешней торговли. Ему принадлежит авторство интерьеров ряда гостиниц по всей Сербии, в том числе реконструкции отелей «Москва» и «Эксцельсиор» в Белграде.     

Константин Николаевич Амосов — выпускник Московского высшего технического училища. О его работах в Королевстве сербов, хорватов и словенцев почти не сохранилось сведений, за исключением постройки по его проекту на одной из центральных улиц Белграда (ул. Князя Милоша, 12). Некоторое время в этом здании размещалось немецкое посольство.     

Федор Федорович Богатырев — в эмиграции почти все время жил и работал проектировщиком в Белграде. Сохранился только один проект (здание, расположенное на ул. Рудничкой, 7).     

Павел Васильевич Крат, выпускник архитектурного отделения технического факультета Белградского университета (1931 г.). По его проектам возведен ряд монументальных построек в Белграде. Активно занимался реконструкцией, например, здания почты № 2, близ ж/д станции в Белграде.     

Леонид Захарович Макшеев, по проектам которого в конце 1930-х годов был построен в Белграде ряд жилых домов.     

Владимир Сергеевич Пожидаев — окончил архитектурное отделение технического факультета Белградского Университета. Был оставлен ассистентом по классу церковной архитектуры,  позже работал в управлении Государственной монополии.     

Георгий Александрович Кульбицкий — работал в известной фирме Батиньоль,  участвовал в известных постройках того времени, таких, как Савский мост.       

Архитекторы строили не только для других, но и для себя. Очень интересна вилла (ул. Крушевачка, 17), построенная Игорем Максимиллиановичем Блуменау по правилам, восходящим к сербскому средневековью.     

Юрий Николаевич Шретер — выпускник архитектурного отделения Института гражданских инженеров в Санкт-Петербурге. По его проектам создавались объекты военной и гражданской авиации Земуне.     

Русские архитекторы проектировали не только дворцы, памятники, храмы, особняки, отели и другие эксклюзивные постройки. Основная деятельность была связана с прозаическими стройками промышленных зданий, строительством типового жилья в государственном и частном секторах, со сферой градостроительства.     

Так, Яков Николаевич Коробко с 1927 по 1941 г. проектировал ремонтные мастерские на югославских железных дорогах.     

Александр Васильевич Попов — выпускник Николаевской инженерной академии (1913), после 1920 г. обосновался в Королевстве сербов, хорватов и словенцев. С 1922 по 1944 г. работал проектировщиком, строил здания, дороги.     

Ирина Васильевна Котельникова после окончания в 1936 г. архитектурного отделения технического факультета Белградского университета служила в Министерстве общественных работ, участвуя в строительстве различных объектов.     

В 1938 г. русский архитектор С. Д. Сазонов, работавший в Югославии, писал: «Успехи русских архитекторов не являются в виде исключения в какой-либо художественно и технически отсталой стране, а замечаются по целой Европе. Эти успехи нужно признать доказательством высокой художественной культуры у русских архитекторов и редкой способности схватывать и понимать психологические особенности и духовные стремления народов, выражением которых всегда служили все виды искусства и особенно архитектура».     

На основе материалов из: В. И. Косик «Русские зодчие в Югославии» и сайта www.archinfo.ru