Главная страница

Мы в соцсетях











Песни родной Сербии







.......................




/29.1.2016/

Необходимость гендерного и полоролевого подхода в образовании

Какими качествами должны обладать идеальные  ученики  по мнению учителей? Прежде всего – это желание учиться, интерес к учёбе, трудолюбие, воспитанность, усидчивость.

     

А вот если изменить вопрос: «Какими бы вы хотели видеть юношей и девушек,  оканчивающих школу?», то ответы были бы совершенно другими.

     

 Мальчики должны быть, прежде всего, уметь принимать решение, быть уверенными в своих собственных силах, целеустремлёнными, умеющими нести ответственность за свои поступки, иметь собственное мнение, быть надёжным и мужественным. Никто даже не вспомнит об усидчивости, внимательности.

     

Девочек  же хотят видеть коммуникабельными, умеющими ладить с людьми, добрыми, женственными, мягкими, скромными, нежными, с чувством собственного достоинства, а также уверенными в своих силах и умеющими принимать самостоятельные решения.

     

Значит, учим мы тех, кто желает учиться, трудолюбивых, умных, усидчивых, воспитанных, а получить на выходе должны умеющих принимать решение, уверенных в себе, да ещё и мужественных юношей и женственных девушек.

     

 А кто же их этому будет учить? Из покладистых и усидчивых не вырастают самостоятельные и уверенные. Из «бесполых» учеников не вырастают настоящие мужчины и женщины – такие, какими бы мы хотели видеть своих мужей и жен, коллег, знакомых и тех людей, с которыми нас сводит жизнь. Для этого нам надо учить не просто учеников, а мальчиков и девочек.

     

Актуальность проблемы. Данная проблема очень актуальна в наши дни. В условиях существенных изменений социо - культурной жизни общества наблюдается…

     

Общая направленость  на изменение культурных стереотипов мужественности и женственности, центром становится индивидуальность человека, свобода выбора им путей самореализации вне зависимости от половой принадлежности.

     

Воспитывая  и обучая  детей,  педагоги должны учитывать их половые особенности. Мальчики и девочки различаются не только внешне: мужская и женская природа проявляется задолго до полового созревания и откладывает свой определённый отпечаток на их чувства, сознание и поведение.

     

 Педагогам важно развивать гендерную чувствительность, под которой подразумевается способность воспринимать, осознавать и моделировать воздействие вербального, невербального и иного влияния окружающей среды на формирование половой  идентичности ребёнка.

     

Сегодня у девочек всё чаще появляются мужские черты, у мальчиков – женские. Это становится глобальной проблемой, так как теряя полоролевые признаки, личность юноши или девушки может стать неопределённой и неполноценной с трудностями осуществления своего природно-биологического и социально-нравственного предназначения.

     

Существует множество различных определений понятия «гендер». 

     

Обобщая их, можно сказать, что гендер – это совокупность социальных и культурных норм, которые общество предписывает выполнять людям в зависимости от их биологического пола, т.е. совокупности анатомических, гормональных, физиологических особенностей организма, обеспечивающих половое размножение.

     

Быть в обществе мужчиной или женщиной означает не просто обладать теми или иными анатомическими особенностями, а выполнять предписанные гендерные роли.      

     

Технология раздельного обучения мальчиков и девочек достаточно хорошо освещена в педагогической литературе. 

     

Началось все четверть века назад, когда у всей страны были на слуху имена педагогов-новаторов Амонашвили, Шаталова, Щетинина, Волкова, Ильина. 

     

В этой плеяде уникальное место занял доктор Владимир Филиппович Базарный. Он создал в подмосковном Загорске (ныне Сергиевом Посаде) лабораторию физиолого-здравоохранительных проблем образования. В ней изучались учебные методики, режим и эргономика занятий школьников.

     

Методика Базарного стоит на трех китах: воспитание патриотизма, «обучение в движении», разделение классов по половому признаку.

     

«Смешение мальчиков и девочек в детсадах и школах по календарному возрасту – вещь непростительная! – говорит В. Ф. Базарный. – Ведь девочки на 2–3 года духовно и физически опережают по своему развитию мальчиков. Наше «равноправное» образование привело к тому, что девочки для мальчиков оказались духовными лидерами, «моделью», под «образ и подобие» которой стал подстраиваться чувственно-подсознательный мир мальчиков».

     

Проведенные исследования выявили, что если мальчики оказываются окруженными более сильными девочками, то в этих условиях у них оформляются патологические психические и даже соматические комплексы. Установлено, что у одних мальчиков формируются женские черты характера, у других складывается комплекс невротического неудачника.

     

Сегодня последователи академика Базарного работают в Красноярском крае (известный на всю страну лицей «Гармония» г. Железногорска), в Республике Коми школ с раздельным обучением больше  четырёхсот, на Ставрополье – около ста. Раздельное обучение осуществляется в Санкт-Петербурге, в Москве и других городах.

     

Никогда нельзя педагогам забывать, что перед нами не просто ребёнок, а мальчик или девочка  с присущими им особенностями воспитания, мышления, эмоций. Воспитывать, обучать и даже любить их надо по–разному. Но обязательно любить! Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек.

     

Идея раздельного обучения не нова. Раздельное обучение мальчиков и девочек осуществлялось в древности: спартанские школы мальчиков, женские школы XI века  в Киевской Руси, школы для девочек при монастырях,  школы закрытого типа для сыновей и дочерей потомственных дворян XVIII века, петербургские институты  XIX века для благородных девиц, юнкерские училища для мальчиков, мужские и женские гимназии.

     

Совместное обучение детей пришло в Европу, а затем в Россию от американских переселенцев, и в основе совместного обучения лежал экономический вопрос: слишком дорого строить два здания для раздельного обучения, когда можно построить одно.

     

 Существует такое понятие как «Гендерная педагогика» - это совокупность подходов, направленных на то, чтобы помочь детям чувствовать себя в школе комфортно и справляться с проблемами социализации, важной составной частью которых является самоидентификация ребёнка как мальчика или девочки.

     

Состояние психофизического здоровья  подрастающего поколения в связи с проблемами его прогрессирующего ухудшения, особенно в нашей стране, ставит неотложные задачи по поиску новых методов его охраны.

     

В этом свете вызывает большой интерес гендерный подход, т.е. специализированный по признаку пола в учебной и воспитательной практике как способ возможной профилактики феномена нарастающей умственной и физической дисфункциональности. Также необходимо использовать в сочетании и  здоровьесберегающие технологии в обучении.

     

К глубокому сожалению, основная цель гендерной педагогики – смягчение или полное преодоление гендерных стереотипов, т.е. стандартизированных представлений о моделях поведения и чертах характера, соответствующих понятиям «мужское» и «женское», в пользу проявления и развития личных склонностей индивида.

     

 Исходя из различий понятий «гендер» и «пол», в обучении выделяют два подхода: полоролевой и гендерный. Оба они связаны друг с другом одним и тем же объектом исследования, а именно – полом человека, однако предмет изучения в них разный.

     

 Полоролевой подход в образовании предполагает изучение пола человека как его биологическую, физиологическую характеристику. Ведь рождается человек с биологическим полом.

     

Современные учёные, особенно медики, считают противоестественным, не имеющим научной основы, механическое объединение мальчиков и девочек в одном классе.    

     

Психофизические особенности девочек и мальчиков очень разные, и именно они  - основа раздельного обучения в школе.

     

 Доктор биологических наук Т.П.Хризман считает, что у девочек и мальчиков, образно говоря, «разный мозг»: на одну и ту же информацию, одни и те же проблемы они реагируют по-разному, часто полярно противоположно. В результате мальчики склонны к немедленному действию, девочки – к анализу, переживанию, терпению… Темпы физического созревания мальчиков и девочек разные. Разные интересы, эмоциональные, социальные доминанты, разные духовно – нравственные ценности. По - разному они реагируют на оценку деятельности. Девочки более коммуникативные, их интересует социум. У них лучше развита перцепция – уровень регуляции психических процессов, связанных с простыми сигналами информации (зрительной, слуховой, тактильной). Мальчики уязвимы, поэтому им нужно больше радости, тепла, добрых отношений, иначе их эмоциональная глухота может стать очень реальной проблемой. 

     

Гендерный подход в образовании предполагает исследование пола как социальной характеристики и учёт специфики воздействия на развитие мальчиков и девочек всех факторов учебно – воспитательного процесса, а также мужской и женской психологии, проявляющейся в поведении, реакции и стиле преподавания.

     

 Оптимальным вариантом представляется реализация в преподавании и мужской, и женской составляющих, которые являются двумя сторонами единого процесса, дополняющими друг друга.

     

Особенности гендерного развития детей младшего школьного возраста.

     
         
  •         Девочки раньше приобретают сложное вербальное умение и полагаются на вербальную коммуникацию, а мальчики склонны использовать невербальную.
  •      
  •         Мальчикам больше нужно времени для вхождения в урок, чем девочкам, которые после начала занятия достаточно быстро достигают оптимальной работоспособности.
  •      
  •         Мальчики не могут долго удерживать эмоциональное напряжение, чтобы не сломаться, они просто отключают слуховой канал, и информация не доходит до их сознания.
  •      
  •         Мальчики труднее переносят статическую нагрузку, больше отвлекаются на уроках. Это влечёт за собой нарушение дисциплины на уроках и перемене.
  •      
  •         У мальчиков развито пространственное восприятие, а у девочек сенсорное, т.е. слух и обоняние. Умственное развитие мальчиков проходит определённые стадии: на этапе усвоения действий им необходимо включать в образовательный процесс момент поиска, а не давать образец действия, только так они поймут и запомнят принцип решения.
  •      
  •         Девочки внимательнее относятся к учителю, нежели к одноклассникам. Мальчишки больше ориентируются на других учащихся, а не на педагога.
  •      
  •         Мальчики чаще физически демонстрируют агрессию. Однако не все таковы. Учителю необходимо обращать внимание на более чувствительных, менее соревновательных и агрессивных мальчиков в классе, поднимать их авторитет в глазах ребят.
  •      
  •         У мальчишек незрелое отношение к обучению: они не чувствуют ответственности, мало переживают или не переживают вовсе из-за плохих отметок и недовольства учителя и родителей.
  •      
  •         В целом мальчики в начальной школе проявляют себя как дети меньшего возраста.
  •      
     

Гендерный подход нужно рассматривать не только с позиции  обучения, но и отдыха.

     

Говоря о гендерном подходе в образовании, нужно учитывать не только биологическое различие детей, но и их  социально – типовые и индивидуально – личностные особенности.

     

Женственность. Традиционно предполагается, что женственность биологически обусловлена, ей приписываются определённые черты. Все женщины в большей или меньшей степени обладают этими характеристиками. Женственность природна, а феминность  конструируется  с детства.

     

Мужественность - характерные формы поведения, ожидаемые от мужчин в рамках культуры. Маскулинность – конструируется воспитанием. Отнюдь не все мужчины и мальчики напористы и агрессивны.

     

Необходимо сказать и о гендерной социализации в образовании. Гендерная социализация – это процесс усвоения норм, правил поведения, установок в соответствии с культурными представлениями о роли, положении и предназначении мужчины и женщины в обществе.

     

К основным агентам гендерной социализации относятся семья, группа сверстников, образовательный институт, СМИ, рабочий коллектив, клуб по интересам, церковь и другие.

     

В.Ф. Базарный: «Спасём мальчиков, сбережём мужчин – будет у нас народ! Оградим девочек от растлевающего влияния, дадим им идеалы добра, красоты, целомудрия – будут у нас крепкие семьи!»