Главная страница

Мы в соцсетях











Песни родной Сербии







.......................




/18.4.2016/

О военно-политической обстановке на Балканах

Источник: Инфо балкан

 

     

Балканский полуостров, или Балканы, расположен на юго-востоке Европы. Площадь около 505 тыс. км2. Протяженность с запада на восток около 1 260 км, с севера на юг 950км. Население свыше 50 млн человек. Омывается Средиземным, Адриатическим Ионическим, Мраморным, Критским, Эгейским и Черным морями с юго-запада, юга и юго-востока.

     

Берега полуострова сильно расчленены. Рельеф преимущественно гористый (Динарское нагорье, горы Пинд Стара-Планина, Родопы). Гора Мусала, 2 925 м -высшая точка Балканского п-ова. На северо-востоке и западе равнины (Фракийская, Салоникская, Албанская, частично Средне- и Нижнедунайская). Имеются залежи железа, хрома, меди, цинка, свинца, никеля, боксита и марганца.

     

Северной границей полуострова считается условная линия, проведенная по рекам Дунай, Сава, Купа и далее от истока последней до залива Кварнер.
На Балканском п-ове частично или полностью расположены: Албания, Болгария, Босния и Герцеговина, Греция, Италия (провинция Триест),Македония, Румыния, Сербия, Словения, Турция (европейская часть), Хорватия и Черногория. Сербская территория — Косово и Метохия — была в одностороннем порядке провозглашена при поддержке США и западноевропейских стран независимым государством.

     

Греция, Словения, Румыния, Хорватия и Болгария являются членами Европейского союза. Албания, Хорватия, Турция. Греция, Болгария, Румыния и Словения входят в НАТО.

     

По территории Балканского п-ова проходят важные транспортные магистрали, соединяющие Западную Европу с Юго-Западной Азией (Малая Азия и Ближний Восток).

     

     

Обстановка на Балканах характеризуется укреплением евроатлантических связей и приоритетным развитием отношений всех стран региона с США и государствами Западной Европы. Наряду с этим становление государственности стран бывшей Югославии по-прежнему сопряжено с сохранением напряженности в отношениях между ними, что обусловлено наличием комплекса неурегулированных территориальных, межнациональных и этноконфессиональных противоречий.

     

Наиболее сложной с точки зрения обеспечения региональной стабильности является обстановка вокруг самопровозглашенной Республики Косово. Несмотря на признание ее независимости 107 государствами мира, легитимность существования албанского анклава на исконно сербской территории не поддерживают такие страны Европейского союза, как Греция, Испания, Кипр, Румыния и Словакия. Кроме того, ситуация в крае осложнена продолжающимся парламентским кризисом, а также ростом на его территории числа радикальных исламистов, продвигающих идею «Великой Албании» и способных дестабилизировать обстановку в мусульмано-населенных областях Сербии. Наряду с этим постоянным фактором, воздействующим на обстановку в самопровозглашенной республике, является деструктивное влияние стран Запада на процесс косовского урегулирования.

     

В сложившихся условиях Приштина при активной поддержке США, ФРГ, Франции и Великобритании в нарушение резолюции Совета Безопасности ООН от 1999 года № 1244 продолжает наращивать усилия в направлении дальнейшего укрепления независимого статуса Косово, обеспечения самостоятельного участия республики в работе различных региональных и субрегиональных структур, создания собственной военной организации, а также установления административного контроля над северной населенной сербами частью территории края, категорически исключая возможность передачи Северного Косово под юрисдикцию Белграда.

     

С точки зрения обеспечения стабильности на Балканах такая политика Запада не только подрывает авторитет ООН, но и создает опасный прецедент, способный спровоцировать дальнейший рост протестных настроений этнических сербов на всей территории региона.

     

В целях реализации достигнутых в 2013 году Брюссельских договоренностей на регулярной основе проводятся трехсторонние консультации на уровне глав правительств Сербии и Косово при посредничестве Высокого представителя Евросоюза по иностранным делам и политике безопасности. На данных переговорах стороны пытаются сблизить позиции по актуальным проблемам двустороннего взаимодействия, в том числе по организации связи, судопроизводства, электроснабжения и др. В качестве прорывного события для политики Белграда на косовском направлении стало подписание соглашения с Приштиной о создании сообщества сербских муниципалитетов Косово (ССМК), призванного защитить права и свободы сербов в северных районах республики.

     

В настоящее время ситуация в республике развивается на фоне затянувшегося парламентского кризиса. Депутаты от оппозиционных косоварских партий края блокируют деятельность национального парламента, в ультимативной форме выдвигая руководству страны требования по расторжению подписанного Белградом и Приштиной в августе 2015 года соглашения о создании ССМК и отказу от демаркации черногорско-косовской границы. В итоге конституционный суд края в ноябре прошлого года принял решение о приостановке действия данных договоренностей и их пересмотре.

     

Несмотря на парламентский кризис, руководство края продолжает осуществлять целенаправленную политику по интегрированию самопровозглашенной республики в различные международные организации. Так, Приштина уже заручилось поддержкой значительного числа государств по вопросу присоединения к ЮНЕСКО, членства в Интерполе и вступления футбольной федерации края в УЕФА. Вместе с тем на голосовании по предоставлению Косово членства в ЮНЕСКО косовары не получили достаточного количества голосов, набрав 92 голоса вместо необходимых 95.

     

В целях демонстрации поддержки косовского руководства во второй половине 2015 года в Страсбурге было подписано соглашение о стабилизации и ассоциации между Косово и ЕС, фактически представляющее собой очередной шаг Брюсселя по признанию независимости самопровозглашенной республики.

     

Обстановка в Сербии характеризуется стремлением руководства страны во главе с президентом Т. Николичем найти отвечающее интересам этого государства оптимальное соотношение между избранным курсом на интеграцию в Европейский союз и сохранением традиционно тесных связей с Российской Федерацией. Однако власти республики при возникновении противоречий между Москвой и Брюсселем по проблематике балканского урегулирования стремятся избегать конфронтации с западноевропейскими партнерами и занимают, как правило, нейтрально-выжидательную позицию. В то же время, несмотря на давление Запада, Сербия не присоединилась к антироссийским санкциям, введенным против РФ в связи с украинским кризисом.

     

Негативное влияние на состояние региональной безопасности оказывают острые противоречия между Сербией и странами региона. Позиция Белграда в диалоге со своими оппонентами по решению территориальных и межэтнических проблем осложняется членством Словении и Хорватии в НАТО, а также более тесным взаимодействием БиГ, Македонии и Черногории с Европейским и Североатлантическим союзами в рамках подготовки этих государств к вступлению в обе организации.

     

В частности, до сих пор нерешенными остаются вопросы установления сербско-хорватской государственной границы, возвращения в Хорватию сербских беженцев (около 100 тыс. человек) и предоставления им имущественных гарантий. Значительно осложнились отношения между странами после обращения Сербии в Международный суд ООН с иском к Загребу, в котором Белград потребовал признать факты геноцида сербского народа в ходе конфликта 1991-1995 годов. Сдерживающее влияние на процесс налаживания Сербией добрососедских отношений с другими бывшими югославскими республиками оказывает факт признания ими независимости Косово и установления дипломатических отношений с Приштиной.

     

Текущая внутриполитическая ситуация в Сербии остается сложной, но стабильной. Решающее влияние на нее в основном оказывают перспектива проведения в стране внеочередных парламентских выборов, процесс евро-интеграции республики в увязке с косовской проблемой, а также миграционный кризис.

     

Существующие разногласия в правящей коалиции страны, в которую входят Сербская прогрессивная партия (СПП, премьер-министр А. Вучич) и Социалистическая партия Сербии (СПС, первый вице-премьер, министр иностранных дел И. Дачич), обострились. Часть руководства СПП открыто призывает к проведению внеочередных парламентских выборов и отказу от союза с «коррумпированными и криминальными социалистами».

     

С учетом сложившейся в республике ситуации А. Вучич 4 марта с. г. принял решение о своей отставке, роспуске скупщины и назначил внеочередные парламентские выборы на 21 апреля с. г. По его мнению, это позволит оценить реальный уровень поддержки населением проводимой государством политики, в том числе и в отношении Косово.

     

Наряду с этим отмечается активизация оппозиционных сил, которые стремятся дискредитировать действующие власти. Так, в начале октября 2015 года лидер оппозиционной Демократической партии Б. Пайтич обвинил А. Вучича в попытке установления в государстве диктатуры, а также в организации слежки за его политическими оппонентами.

     

Значительное влияние на развитие обстановки в республике оказывает миграционный кризис — более 200 тыс. беженцев из государств Ближнего Востока и Северной Африки использовали территорию Сербии в качестве транзитного маршрута в государства Евросоюза. Ежедневно сербскую границу пытается перейти около 1 тыс. вынужденных переселенцев, среди которых национальными спецслужбами уже выявлено несколько боевиков из рядов «умеренной сирийской оппозиции».

     

Таким образом, Сербия в настоящее время оказалась перед трудным геополитическим выбором. С одной стороны, географическое и политико-экономическое положение страны свидетельствует об объективности ее интеграции в единую Европу, с другой — процесс сближения с ЕС непременно поставит перед Белградом вопрос о необходимости присоединения к Североатлантическому союзу, чей имидж в Сербии был подорван в ходе агрессии НАТО в 1999 году.

     

Ситуация в Македонии характеризуется противостоянием между правительством Н. Груевского и оппозиционными силами, поддерживаемыми США, которые выступают против политики действующего македонского руководства, направленной на формирование многовекторных отношений, в том числе с Россией. Так, в мае 2015 года руководитель крупнейшей оппозиционной партии Социал-демократический союз Македонии 3. Заев и его ближайшие соратники, заручившись поддержкой Соединенных Штатов, Великобритании и ФРГ, попытались организовать государственный переворот по сценарию украинского Майдана. Однако благодаря четким действиям силовых структур беспорядки были прекращены, а обстановка нормализовалась.

     

Вместе с тем оппозиция продолжает дестабилизировать внутриполитическую ситуацию с целью захвата власти в республике. В рамках этих усилий подконтрольные Западу СМИ оказывают целенаправленное информационно-пропагандистское воздействие на население страны, при этом активно используются социальные сети для организации антиправительственных демонстраций.

     

В частности, финансируемая Вашингтоном пресса в интересах дискредитации и ослабления правящей партии Внутренняя македонская революционная организация — демократическая партия македонского национального единства «вбрасывает» через СМИ «новые факты» нарушений в ходе предвыборной кампании и финансовых злоупотреблений со стороны действующей власти. Соединенные Штаты через свое посольство в Скопье и спецслужбы самопровозглашенной Республики Косово используют в собственных интересах проамериканские албанские партии «Демократический союз за интеграцию» и «Демократическую партию албанцев».

     

Тем не менее, несмотря на нарастающее внешнее и внутреннее давление, правительство Македонии не планирует отказываться от своей позиции относительно неприсоединения к антироссийским санкциям Запада и намерено придерживаться курса на вступление в Европейский союз и НАТО при одновременном сохранении взаимовыгодных отношений с Россией.

     

В условиях непростой ситуации в экономике руководству страны пока удается сохранять стабильный уровень жизни, сдерживать безработицу, а также несколько увеличить социальные выплаты. Вместе с тем в республике не завершен процесс формирования эффективных механизмов управления рыночной экономикой, сохраняется высокий уровень коррумпированности госструктур, что в целом формирует неблагоприятный инвестиционный климат в государстве.

     

Кроме того, внутриполитическую обстановку осложняют межэтнические и этноконфессиональные противоречия. В частности, отмечается активизация деятельности албанских экстремистских организаций и связанных с ними криминальных структур. Причиной этого является неспособность руководства республики полностью контролировать обстановку в районах компактного проживания албанского национального меньшинства.

     

В среде албаноязычного населения Республики Македонии все более широкую поддержку получает идея об изменении административно-территориального деления страны и этнографической ситуации в пользу получения территориями компактного проживания албанцев большей самостоятельности. При этом рассматриваются различные варианты развития ситуации — от создания федерального государства в границах Македонии до самопровозглашения независимости с последующим присоединением к Косово или Албании. Кроме того, обеспокоенность македонских властей вызывает все большее распространение идей радикального ислама среди местных албанцев.

     

В целом правительству удается поддерживать в стране достаточно стабильную обстановку. Наряду с определенными положительными результатами в сфере экономики этому способствуют уверенный контроль над вооруженными силами, правоохранительными органами и судебной системой, а также жесткая дисциплина в правящей партии. Дальнейшее развитие внутриполитической ситуации в Македонии будет зависеть от умения правительства находить компромисс с оппозицией по наиболее острым проблемам, обеспечить сохранение положительной динамики в социально-экономической сфере и жестко противодействовать действиям деструктивных сил.

     

Внутриполитическая обстановка в Боснии и Герцеговине вопреки долговременным усилиям мирового сообщества по боснийскому урегулированию остается сложной и характеризуется сохранением значительных политических, этнических и религиозных противоречий, а также социально-экономических проблем как в стране в целом, так и в ее субъектах (энтитетах) — Федерации Боснии и Герцеговины (ФБиГ) и Республике Сербской (PC).

     

Основными факторами, оказывающими влияние на развитие ситуации в стране, являются стремление ведущих государств и организаций Запада жестко контролировать и управлять в своих интересах внутриполитическими процессами в Федерации посредством фактического вмешательства в них, сохранение сепаратистских тенденций, активность мусульманских организаций экстремистского толка в ФБиГ, недостаточно эффективная деятельность Сараево по укреплению вертикали власти.

     

Центральные органы власти не в состоянии обеспечить эффективный контроль и адекватное воздействие на негативные процессы, развивающиеся в БиГ, устранить существующие разногласия в отношении ее будущего государственного устройства.

     

Руководство боснийских мусульман (бошняков) под предлогом реализации требований Запада по повышению эффективности деятельности органов государственной власти проводит жесткую линию на создание унитарного государства, что, по сути, предусматривает отход от принципов Дейтонского мирного соглашения. При этом лидеры хорватской общины, в свою очередь, добиваются создания третьего (хорватского) субъекта и своей практической деятельностью способствуют процессам «федерализации» страны. Так, ведущая политическая организация боснийских хорватов -Хорватское демократическое сообщество БиГ — при активной поддержке Загреба призывает к созданию третьего «хорватского» энтитета, обосновывая это ущемлением прав своего народа в рамках ФБиГ.

     

Боснийские сербы настойчиво отстаивают сохранение «дейтонского» статуса и полномочий своего национального образования. Кроме того, благодаря косовскому прецеденту высокую популярность среди населения PC сохраняет идея выхода энтитета из состава БиГ.

     

Наряду с этим лидеры хорватской и сербской общин выражают серьезную обеспокоенность в связи с прогрессирующими процессами исламизации общественно-политической сферы ФБиГ. Руководство бошнякских структур продолжает политику насаждения исламского образа жизни и формирования на территории энтитета основ мусульманского государства, опираясь в данных вопросах на Турцию и Иран.

     

Отмечается рост активности радикальных организаций ваххабитского толка, декларирующих готовность использовать силовые методы для реализации своих программных целей. В труднодоступных горных районах Федерации расположены населенные пункты, в которых действуют законы шариата, функционируют тренировочные лагеря ваххабитов. Ситуация усугубляется наличием у населения значительного количества стрелкового оружия, оставшегося со времени конфликта 1992-1995 годов.

     

В таких условиях усилия международных представителей сосредоточены на активизации внутриполитического диалога с целью поиска компромиссов по путям дальнейшего развития страны. При этом в основном рассматриваются западные сценарии боснийского урегулирования, по сути отвечающие бошнякским устремлениям. Основным их содержанием является дальнейшее «размывание» статуса энтитетов в целях централизации БиГ вплоть до создания унитарного государства. Активно ведутся дискуссии об изменении конституции в указанном направлении, о необходимости существенного перераспределения функций органов законодательной и исполнительной власти между единым центром страны и энтитетами якобы в интересах повышения эффективности госуправления.

     

Один из ключевых факторов, негативно влияющих на развитие внутриполитической обстановки в стране, — это коррупция в высших органах государственной власти, уровень которой по-прежнему остается высоким, несмотря на все усилия руководства БиГ.

     

Напряженной остается ситуация и в социально-экономической сфере. Основные показатели развития национального хозяйства свидетельствуют о сохранении кризисных тенденций в экономике. Дефицит платежного баланса по-прежнему покрывается преимущественно за счет иностранных кредитов.

     

Продолжает расти внутренний долг, превысивший 7 млрд долларов. Не снижается острота социальных проблем, о чем, в частности, свидетельствует неприемлемо высокий уровень безработицы (более 40 % трудоспособного населения и около 47 % среди молодежи).

     

В целом, несмотря на жесткий контроль над обстановкой в стране со стороны мирового сообщества и оказание Сараево масштабной иностранной финансовой помощи, в Боснии и Герцеговине сохраняется значительный конфликтный потенциал, в первую очередь этнорелигиозного характера, способный привести к обострению ситуации в стране. Эффективная нейтрализация негативных тенденций в развитии обстановки возможна лишь за счет выработки взаимоприемлемых компромиссов в подходах руководства трех этнических общин БиГ к решению вопросов государственного строительства.

     

Ситуация в Хорватии характеризуется началом работы нового кабинета министров, а также сохраняющейся социальной напряженностью, вызванной падением уровня жизни населения вследствие финансово-экономического кризиса.

     

Несмотря на успешное завершение всех мероприятий по подготовке и вступлению республики в Евросоюз, поддержка евроинтеграционных процессов среди хорватского населения находится на самом низком за последнее время уровне, в основном в связи с тем что экономика страны уже пять лет находится в стадии рецессии.

     

Падение уровня жизни населения происходит одновременно с повышением цен на товары первой необходимости, которые приблизились к среднему показателю по ЕС, что во многом объясняется выходом Загреба из договора о свободной торговле с республиками бывшей Югославии.

     

Для получения регулярной финансовой помощи хорватское руководство и в дальнейшем будет вынуждено строго придерживаться обозначенных в рекомендациях Еврокомиссии приоритетов, что неизбежно приведет к сокращению бюджета и размеров социальных выплат, росту недовольства граждан и ухудшению внутриполитической ситуации в стране.

     

Парламент Хорватии после длительных дебатов 22 января с. г. утвердил новый состав правительства страны. Главой кабинета стал беспартийный кандидат Тихомир Орешкович, выдвинутый правоцентристским «Хорватским демократическим содружеством» (лидер — Т. Карамарко), движением «МОСТ — список независимых» (лидер — Б. Петров) и поддержавшими их отдельными политическими партиями и депутатами.

     

Обстановка в Словении в целом сохраняется стабильной. Правительство М. Церара, пришедшее к власти в 2014 году, в основном успешно решает задачи по поиску путей выхода из сложной финансовой ситуации и сохранению социальных гарантий для населения. В то же время определяющее влияние на ее развитие оказало резкое увеличение числа пересекающих границу беженцев с Ближнего Востока и Северной Африки.

     

Несмотря на наличие противоречий внутри правящей коалиции, которую составляют три левоцентристские партии — «Партия Миро Церара», Демократическая партия пенсионеров Словении и Социальные демократы, а также на попытки правой оппозиционной «Словенской демократической партии» «раскачать» ситуацию, партии — обладатели парламентского большинства сохраняют контроль над ситуацией в стране.

     

В определенной мере этому способствуют положительные показатели экономического развития — рост экономики Словении в 2014 году превысил 3 % Кабинет М. Церара в соответствии с рекомендациями Евросоюза возобновил процесс трехсторонних переговоров между правительством, работодателями и профсоюзами о заключении нового «социального договора» (документа, в котором определяются основные параметры взаимоотношений в сфере труда: минимальная зарплата, размеры обязательных социальных отчислений, бонусов и т. д.).

     

В связи с закрытием в октябре 2015 года Венгрией границы с Хорватией для незаконных мигрантов потоки беженцев были перенаправлены к пунктам пересечения границы со Словенией, что вызвало недовольство населения этой страны.

     

По заявлению премьер-министра М. Церара, количество находящихся в Словении перемещенных лиц достигло максимального числа, которое Любляна способна принять на своей территории. Так, через территорию страны проследовало транзитом более 230 тыс. вынужденных переселенцев. В целях поиска путей выхода из сложившейся ситуации правительство обратилось за помощью к Евросоюзу, который выделил Любляне свыше 10 млн евро срочной помощи на решение проблем, связанных с мигрантами.

     

В целом в настоящее время словенскому руководству удается держать ситуацию с беженцами под контролем. Вместе с тем дальнейшее увеличение числа перемещенных лиц, возможное наличие среди них радикальных исламистов и отсутствие своевременных эффективных мер поддержки Любляны со стороны ЕС уже в ближайшей перспективе могут привести к обострению обстановки на границах республики, необходимости дальнейшего ужесточения пограничного контроля и задействования вооруженных сил.

     

Внутриполитическая обстановка в Албании остается стабильной и характеризуется укреплением позиций правящей коалиции под руководством «Социалистической партии Албании». В то же время сохраняющаяся тяжелая экономическая ситуация и сложная криминогенная обстановка активно используются оппозицией для критики правящего большинства. Кроме того, обстановка в республике осложняется наличием значительных проблем социального характера и высоким уровнем коррупции. Отмечается отсутствие эффективных финансово-экономических инструментов управления рыночным хозяйством.

     

Работа за рубежом остается единственной основой материального благополучия значительной части албанского населения. Так, ежегодные поступления финансовых средств из-за границы превышают объем иностранных инвестиций в 1,5-2 раза. Большая часть трудовых мигрантов работает в Греции и Италии (около 1 млн человек). Кризис в Греции привел к массовому возвращению албанцев на родину и ухудшению криминогенной обстановки в стране. Отмечается резкое увеличение количества вооруженных ограблений банковских и почтовых отделений, магазинов и рынков. При этом раскрываемость подобных преступлений остается низкой.

     

Определенным дестабилизирующим фактором является также по-прежнему популярная среди албанских политических сил националистического толка идея создания на Балканах так называемой Великой Албании путем интеграции в единое государство всех албанонаселенных территорий.

     

В целом стабильность обстановки в республике зависит прежде всего от готовности ведущих политических сил к поиску взаимоприемлемых компромиссов, проявления властями политической воли к жесткой борьбе с организованной преступностью и коррупцией, а также от укрепления правоохранительных органов и принятия срочных антикризисных мер в экономике и социальной сфере.

     

Ситуация в Болгарии характеризуется политической нестабильностью и усугубляющимися социально-экономическими проблемами, что способствует нарастанию недовольства в обществе внутренней политикой правительства.

     

Заметно обострились межэтнические противоречия, связанные с ростом исламизации населения (более 1 млн мусульман, или около 12,2 % населения) и усилением влияния турецкой диаспоры в стране за счет повышения численности проживающих здесь этнических турок (до 800 тыс. человек, или около 9,5 % населения). При этом все большую активность демонстрируют болгарские националистические партии и организации, использующие в предвыборных кампаниях антитурецкую и антиисламскую риторику и прибегающие к публичным акциям с целью привлечь максимальное число своих сторонников на выборах.

     

В целом внутриполитическая обстановка в Болгарии имеет тенденцию к обострению, что обусловлено сложным социально-экономическим положением в стране. Между тем правящей здесь коалиции удалось обеспечить поддержку внутренней политики государства большинством населения. Практически все представленные в парламенте партии и до 90 % граждан поддерживают членство страны в НАТО и Европейском союзе.

     

Внутриполитическая обстановка в Румынии характеризуется высоким уровнем нестабильности, что обусловлено наличием противоречий между пропрезидентским альянсом «Правая Румыния» и оппозиционным Социал-либеральным союзом (СЛС), объединяющим в своем составе представителей Социал-демократической, Консервативной и Национал-либеральной партий, по вопросу социально-экономического развития страны в условиях мирового финансово-экономического кризиса.

     

Особую роль в дестабилизации ситуации в стране играет стремление представителей СЛС внести изменения в конституцию Румынии с целью ограничения властных полномочий президента, вплоть до изменения государственной формы правления на парламентскую республику, а также заявления руководства Социал-либерального союза о намерении предпринять необходимые шаги по выводу ряда спецслужб из подчинения президента, передав руководство их деятельностью парламенту и министерству юстиции.

     

Политика руководства Румынии, претендующей на роль регионального лидера и проводника интересов США в Восточных Балканах и Причерноморье, характеризуется стремлением использовать членство страны в НАТО и Евросоюзе в интересах укрепления собственных позиций.

     

Наибольшую опасность для региональной стабильности представляют целенаправленные шаги Бухареста по вовлечению Кишинева в орбиту своего политического, экономического и военного влияния.

     

Румынское руководство, широко используя в контактах с молдавскими властями популистский тезис «два государства — один народ», практически открыто вмешивается во внутренние дела Молдавии, оказывая непосредственное влияние на расстановку политических сил в соседней стране. Одновременно Бухарест принимает активные меры дипломатического характера по обоснованию необходимости замены действующего миротворческого формата урегулирования молдавско-приднестровского конфликта на гражданскую полицейскую миссию ЕС.

     

В качестве определенного дестабилизирующего фактора в регионе можно рассматривать согласие румынских властей на размещение на своей территории противоракет глобальной системы ПРО США, а также передовых координационных центров НАТО. Данный шаг Бухареста предоставляет Вашингтону возможность для дальнейшего наращивания американского военного присутствия в Причерноморье и на Балканах в целом.

     

Внутриполитическая обстановка в Черногории относительно стабильна. В то же время негативное влияние на ее развитие оказывают резкая поляризация общества по вопросу евроатлантической интеграции страны, сохраняющиеся межэтнические и межрелигиозные противоречия, вызванные стремлением албанского меньшинства к расширению своих прав, высокий уровень коррупции в высших эшелонах власти и стагнация в социально-экономической области.

     

По данным черногорского Агентства национальной безопасности, в республике отмечается активизация деятельности исламских благотворительных и гуманитарных фондов, а также мусульманских неправительственных организаций, подозреваемых в распространении ваххабизма. Большинство из них созданы и функционируют под патронатом Саудовской Аравии.

     

Социально-экономическое положение населения страны ухудшается вследствие неэффективной бюджетной политики, проводимой ее руководством. Меры фискального характера вызывают негативную реакцию черногорцев. Усилия официальной Подгорицы не привели к притоку в республику иностранных инвестиций. Данное обстоятельство заставляет правительство разрабатывать меры по увеличению доходов бюджета путем сокращения расходов, отказа от реализации социальных программ и борьбы с «теневой» экономикой.

     

Дефицит бюджета покрывается главным образом за счет дополнительных внешних заимствований, большая часть которых идет на обслуживание государственного долга, по своим размерам приближающегося к национальному ВВП.

     

Для сохранения стабильности правительству республики приходится сокращать расходы государственного бюджета, брать дополнительные внешние кредиты, сдавать в аренду или продавать прибрежные территории административных центров Будва, Бар и Тиват.

     

Уровень безработицы остается одним из самых высоких на Балканах -14,76 % Власти страны так и не разработали эффективную стратегию решения всех этих проблем, что негативно сказывается на рядовых гражданах и способствует росту протестных настроений.

     

В Подгорице считают, что опасность для внутренней стабильности может представлять также деятельность местных преступных группировок.

     

Обстановка в Черногории обострилась в сентябре-ноябре прошлого года в связи с массовыми протестами оппозиции, направленными на смену действующего режима и недопущение вступления республики в НАТО. Подгорица обвинила в дестабилизации обстановки и финансировании беспорядков Москву и Белград, которые якобы делают все возможное для воспрепятствования интеграции республики в альянс.

     

После получения 2 декабря 2015 года приглашения на вступление в НАТО обстановка в Черногории сохраняет конфликтный потенциал и ее развитие будет зависеть от последовательности оппозиции в достижении выдвинутых ею требований.

     

В целом военно-политическая обстановка на Балканах характеризуется сохранением внутриполитической напряженности в ряде стран региона. Дополнительно ситуация осложняется массовой миграцией беженцев из государств Ближнего Востока и Северной Африки, использующих балканские страны в качестве транзитных маршрутов на пути в Евросоюз.

     

Подполковник С. Курский

     

 




Просмотров: 2390