Главная страница

Мы в соцсетях











Песни родной Сербии







.......................




/19.1.2017/

Кому нужен поезд раздора

Источник: мирпос

«Албанцы не пропустили в Косовску Митровицу сербский поезд!». «Президент Николич пообещал ввести в Косово войска!». Эти две новости процитировали все ведущие российские СМИ. В основном, на уровне - пошумели и забыли. Но у тех, кто интересуется обстановкой на Балканах сразу возникли вопросы, на которые мы попросили ответить доктора исторических наук, руководителя Центра по изучению современного балканского кризиса Института славяноведения РАН Елену Гуськову.

     

     

Корр: О том, что по территории Косова проедет именно этот злополучный поезд, было известно заранее. О том, что власти Косова крайне негативно реагируют на сербскую символику, а уж упоминание о том, что Косово – это часть Сербии действует на них как красная тряпка на быка - общеизвестно. Почему же состав оказался расписан сербскими фресками и лозунгом «Косово - это Сербия?

     

Гуськова: Поезд сделан в России, и предполагаю, что он пришёл из России уже расписанным. Вероятно, это была добрая воля Москвы - сделать Сербии такой роскошный подарок. И флаг, и надпись: «Косово - это Сербия» на 21 языке, и фрески двух сербских монастырей и церкви – это желание сделать сербскому сердцу приятное. Но только никто не подумал о том, что поезд пойдет в Косово.

     

Корр: И все-таки, что это – не до конца продуманная «инициатива снизу» или политический посыл?

     

Гуськова: Никто без одобрения Белграда такой поезд сделать не может. Участок железной догроги открывали до Македонии, состав должен был проехать через всю Сербию, а потом через Косово проехать в Македонию. Это очень удобно, по этому маршруту мы ездим на машине, а теперь за несколько часов его можно проехать на поезде. Белград должен был заранее предположить, что поезд в Косово не пустят. Почему? Да потому что он сам до этого сделал всё, чтобы Косово чувствовало себя независимым государством. Подписанный в 2013 г. договор даёт уверенность албанцам в этом. Установлены границы, погранично-таможенные переезды. Даже сделана печать с надписью «Таможня Косово». В моем паспорте стоит печать таможни Косова, а ведь только независимые государства могут позволить себе удовольствие иметь такую печать. Сербы сделали всё, чтобы поддерживать у албанцев чувство независимого государства.

     

Представляете, сначала делается всё, чтобы албанцы поверили в свою независимость, а теперь требуется, чтобы они об этом забыли. И заявления о том, что Белград будет защищать своих людей и свою территорию в Косово после всех заключенных договоров – это пустой звук. Вопрос с правами сербов в настоящее время завис, и все договорённости албанская сторона не уважает.

     

Так что, с одной стороны, я понимаю, почему появился такой поезд, но с другой стороны, это определённая провокация Белграда. Нельзя было пускать поезд в таком виде.

     

Корр: И почему же, по вашему мнению, со стороны Белграда была допущена такая провокация? Какой в ней смысл?

     

Гуськова: Возможно, сербское руководство пытается таким способом немножко показать свою силу. Ведь Косово не выполняет договор по предоставлению прав объединения сербским общинам. Переговоры затягиваются, албанцы пытаются интегрировать сербские анклавы, а не предоставлять им права. Также нужно учитывать, что скоро предстоят президентские выборы, а народ обвиняет руководство в отсутствии патриотизма, падает рейтинг руководства. Возможно, что поезд и заявления президента и премьера на пресс-конференциях будут расценены как проявление патриотизма.

     

Корр: Незадолго до инцидента с поездом один российский политолог (между прочим, доктор наук и профессор) на своей страничке в ФБ предложил зубодробительный план возвращения Сербией всех территорий, на которых проживают сербы. События, по его мнению, будут развиваться так: Сербия требует немедленного возвращения Косова, Сербской Крайны, Республики Сербской и Черногории. Предпринимает какие-либо шаги для того, чтобы обозначить своё присутствие на этих территориях. Затем под предлогом защиты сербского населения вводит туда войска, а дальше «нужно продержаться две-три недели, пока мы будем пробиваться через Румынию». На замечания оппонентов, что Хорватия – член НАТО, в Косово крупнейшая в Европе военная база США, а Черногория вообще суверенное государство, политолог отвечал тирадами о славянском братстве и доблести российской армии. Поскольку он не балканист и лицо гражданское, можно было предположить, что этот план появился на свет в результате слишком усердно отмеченных новогодних праздников. Но провокационная история с поездом и последующее заявление президента Николича о возможном вводе войск в Косово заставили призадуматься. На Ваш взгляд, предложенный сценарий развития событий реален?

     

Гуськова: Я думаю это не реалистичный план. Если бы он возник лет через пять-шесть, то его можно было бы рассмотреть, и то при условии, что обстановка была бы иной. Сегодня в Хорватии Республика Сербская Крайна не присутствует никак. К тому же руководство Белграда никогда не поддерживало руководство республики Сербская Крайна. В Черногории очень сложная ситуация: там руководство нацелено в НАТО и ЕС. В Республике Сербской руководство ориентируется на Москву и Белград, но эта позиция не поддерживается Белградом. И хотя президент Николич был на праздновании 25-летия республики Сербской, но какие-либо планы по сохранению даже не территориальной, а хотя бы культурной и национальной идентичности отсутствуют. Поэтому на сегодняшний день вряд ли кто-то будет ввязываться в такую авантюру.

     

Автор Вера Жердева




Просмотров: 1940