Главная страница

Мы в соцсетях











Песни родной Сербии







.......................




/26.6.2010/

Косово и Видовдан










      Видовдан (15/28 июня) - день поминовения всех святых мучеников сербских и день памяти битвы на Косовом поле








     








      Ни один христианский народ не имеет в своей истории того, что имеет народ сербский - не имеет Косова. Через шестьдесят с небольшим лет после Косовской битвы пал Царьград - столица восточного христианства. Был убит христианский царь Константин, серб по крови и происхождению по одному из родителей. Можно было бы сказать: это похоже на Косово. И потом добавить: это событие значительнее Косова. Боже сохрани! В Косове христианские войска шли навстречу смерти, а в Царьграде армия стояла за городскими стенами, надеясь до последней минуты, что смерть как-нибудь обойдет ее стороной. Но когда городские стены были пробиты пушечными ядрами (из первых в истории пушек), всеми завладел ужас, и в армии, и среди гражданского населения воцарилась паника. Все храмы были наполнены плачем и молитвами к Богу о спасении города, т.е. о спасении тела, о спасении государства и царства земного. Поэтому падение Царьграда отмечено у греков как ночь, а не как день, как гибель, а не как победа. Правда, и здесь была битва Креста и полумесяца, но без эпического содержания и без воодушевления для будущих поколений. Ибо поражение, понятое как поражение, не сможет никого воодушевить. Ведь и сама Голгофа без Воскресения никого не смогла бы ни вдохновить, ни укрепить.








      На сербском Косове было все наоборот. Как смертник одевается в новое богатое платье, так и армия сербская была одета в самые лучшие одежды. Блистательные сияющие процессии торопились со всех границ в центр чести и славы - на Косово поле. Осененные знаменами с крестами и иконами святителей-заступников, с песнями и радостью войска спешили в Косово - к своей погибели. Разве это не напоминает нам первых христиан, которые с такой же готовностью шли под меч, или в огонь, или в пасть хищнику? Не известно ни одного христианского мученика, чтобы он молил Бога спасти его от близкой смерти, а известны тысячи и тысячи таких, что молили, чтобы их не миновала мученическая смерть. И крестоносное войско Лазаря не молило о спасении от смерти. Напротив, все исповедались и причастились - для смерти. Единый вооруженный народ как некий христианский мученик, покорный промыслительной воле Всевидящего, принял горечь смерти, и то не как горечь, но как животворное лекарство. И разве Косово до сегодняшнего дня не служило десяткам поколений животворным лекарством? В истории христианских народов нет известного случая, чтобы целое войско, целый вооруженный народ, будучи вдохновлен желанием смерти, пошел бы на смерть за веру свою. Не на самоубийство, но на смерть геройскую. Косово - это уникум в двадцативековой истории христианского мира.








      Ошибаются те, кто говорит: Косово поставило точку в нашей истории. Оно задержало наше развитие, но, если бы не было Косова, мы бы сейчас не были великим народом!








      Именно Косово сделало нас великим народом. Оно есть не только наша народная Голгофа, но и, в то же время, наше народное воскресение, духовное и моральное. Оно приостановило моральный распад сербского народа. Дало нам целую галерею витязей веры, < чести и самоотверженности, которая, « без сомнения, ценится выше, чем какая-нибудь галерея мраморных изваяний, созданных в мирные времена народами, которые не имели своего Косова.








      Ошибаются те, кто считает Косово поражением. Если кто и потерпел поражение, то это великий господин Вук Бранкович, а не князь Лазарь. Погибший Лазарь - приобрел, а оставшийся в живых Вук - потерял. Кто жертвует своей жизнью в борьбе за истину и правду Божью, тот жертвует всем, что имеет и может, - и побеждает. И хотя битва технически была проиграна, он остался победителем. И благодаря тому, что вся сербская армия пала на Косовом поле - по доброй воле - за истину и правду Божию, то она и победила. Она принесла в жертву Богу все, что имела и могла - поэтому и победила. Потеряла тело, но спасла душу. Но и тело Лазарево не потеряно. Тела изменников, как и их, души., пропали после битвы. Никто не знает ни могилы Бука, ни Алтомановича.








      Святые мощи Лазаря, как будто напоенные небесной силой, еще и сегодня нетленны и исцеляют все недуги человеческие. Не потеряны и останки других витязей креста, оставшихся на поле боя. От их святых душ стали святыми и их тела, а от святых тел освящена и вся Косовская земля. Поэтому Косово стало святым полем. Вот почему сербы и сербки из разных стран даже и из Америки - приезжают сюда взять со святого поля горсть святой земли, чтобы как святыню хранить ее в своих храмах и домах. Как землю из гробницы святого Димитрия Солунского или с могил других христианских мучеников. Косово — это величайшая гробница христианских мучеников, погибших в один день. Ни одной такой гробницы нигде нет. И как человек, празднующий «славу» в день смерти своего святого заступника, так и весь сербский народ празднует и прославляет Видовдан. Кто прославляет святых мучеников: например, архидиакона Стефана, или Георгия, или Димитрия, Феодора, или Трифона, или святую Петку (Параскеву), или святых апостолов Петра и Павла, - тот прославляет не побежденного, но победителя, и прославляет не мертвого, но живого. Так и все мы, прославляя великую армаду косовских мучеников, прославляем не побежденных, но победителей, не мертвых, но живых.








      Видовдан - это самый большой праздник «славы» сербского народа. Он есть день, а не ночь, и даже - День. Он напоминает нам о победе и о Воскресении. Семена Царства Небесного, посеянные святым Саввой, взошли буйно и возросли высоко. Богатые плоды тех семян собраны на Косовом поле. Это не единственная жатва Христа и Саввы в нашем прошлом, но она единственна в своем роде и величественна.








      Те, кто хмурится, вспоминая о Косове; те, кто умаляет его значение, осуждает, ненавидит или считает несчастьем и гибелью, те смотрят глазами, а не духом, и оценивают технически, а не морально. Они или не истинные сербы, или все еще находятся под проклятием честного князя из-за того, что предки их не пришли воевать на Косово поле, или пришли, но были в таборе господина Вука под Голеш-горой.








      А истинные сербы - что в косовском смысле означает истинные христиане - пусть благодарят Господа Бога за то, что Он дал им Косово, гордость и утешение, и неиссякаемый источник самого возвышенного вдохновения, чистилище совести всех поколений до конца времен.








      Пусть они снимут шапки в святой день Видовдан и на святой косовской земле пусть поклонятся святым душам своих крестоносных предков. И в гармонии со всем народом, который есть самый большой толкователь Косова, воскликнут из глубины сердца и совести:








      «Все было свято и благородно И приближало к Богу!»