Главная страница

Мы в соцсетях











Песни родной Сербии







.......................




/22.9.2005/

Послание о завете (1804 – 2004)

ПОСЛАНИЕ О ЗАВЕТЕ




     (1804 – 2004)




     на двухсотлетнюю годовщину сербского возрождения




     




      Ровно два века назад в восставшем Орашце на праздник Сретения Господня собрались сербские вожди. Благодаря завещанию предков и молитве потомков, избрали из своей среды как первого среди равных Вождя Кара-Георгия. А он, руководим Промыслом Божьим, обратился тогда – и навеки – к своему мученическому народу и своим героям-князьям. Подобно Святому Царю Лазарю, и он изрёк своё Слово как Молитву:




      «Так, братья наши, я вас вновь призываю восстать и воздвигнуть оружие для битвы с выступившим на нас неприятелем. Мы ни на кого выходить и нападать не хотим, а кто на нас пойдёт – от того обороняемся. Более в своей Вере и своём Отечестве умереть, нежели Веру свою повредить. Потому в Священном Писании речется: Аще праву веру имаши, спасен будеши. Так, более в своей Вере умереть, нежели пред Богом и народом осуждену быть. А Бог Всемогущий нам поможет! Уповаю на усердие ваше к Православной Вере и Отечеству и на храбрость вашу, что доднесь являли, да не пощадите сил своих до пролития крови ради любви к Вере, Отечеству и потомству нашему. А Бог Всемогущий есть великая Надежда наша».




     




     




     БРАТИЯ И СЕСТРЫ, ГОСПОДА ХРИСТИАНЕ,




     РОД ХРИСТОНОСНЫЙ, БОГОЛЮБИВЫЙ И ЧЕЛОВЕКОЛЮБИВЫЙ,




     




      Свобода есть величайший дар Божий каждому человеку и каждому народу; дар безценный, который никогда не может быть отнят, если правильно употребляем. Сербский народ с тех пор, как с Крещением принял сей дар и доднесь жертвенно ратует за свою Свободу – ибо для неё создан и она его создала. И это не просто свобода, но та величайшая из всех Христоликая Свобода – в коей Страдание Креста, а и Победа Воскресения. Потому наше народное ратование за Крест Честной и Свободу Золотую.




      Ещё раннехристианская рукопись «Дидахи» («Учение», самый ранний послеапостольский текст) повествует о двух путях для всех людей и народов: Пути жизни и пути смерти. Выбором правого пути, животворного,




     избирается, однажды и навеки, конечная цель нашей жизни. В сербском народе от самого начала его христианской истории имеется целый сонм подвижников правого выбора.




      От святых Апостолов до Просветителей наших и всеправославных, Защитников Европы Кирилла и Мефодия, направляемы мы в истории этим узким и мученическим Христовым путём, который через Страсти Голгофы ведёт в Царствие Небесное. В каждом столетии и в каждом поколении нашему народу была, всякий раз сызнова, дарована возможность испытать всю полноту исторического времени. Вот почему мы, несмотря на все колебания и падения, истинно Христианский народ; вот почему наша всенародная история имеет свой неповторимый внутренний смысл, происходящий из таковой полноты времён, из самого Царствия Небесного.




      Святитель Савва, первый архиепископ и Просветитель сербский, чей Храм, посвящённый Сожжению его святых мощей (1594 г.), сегодня мы торжественно открываем для службы Божией, до конца об этой науке делом свидетельствовал, всегда направляя всё к пренебесному животу, забрасывая якорь нашего корабля в Царствие Небесное. Оттуда и проистекает все наше мерило исторических и духовных ценностей. Лишь небесный порядок вещей даёт полный смысл существованию на этой земле.




      Это воистину христианское самоопределение сербского народа подтверждает – животворным примером – и Святой Косовский Великомученик князь Лазарь. Князь в истории, но Царь в над-истории, праотец нашей Свободы во Христе, был вынужден совершить своей мудростью и подтвердить своей смелостью собственный и наш Выбор: или за мiрское время – или за надмiрную вечность. Он ни мгновение не колебался – ибо краткое есть царствие земное, Небесное же Царство будет вечно.




     




      Наш и всех времён современник Святой Великомученик Лазарь сквозь века нас призывает ни за какие блага, никогда и ни за что не предавать веру свою (не предадим благочестия нашего). Как тогда, так и ныне Косово являет собой показательное и доказующее критическое место, то есть место суда, κρίσεος (Ныне суд есть мiру сему Ин. XII, 31), и не только нашему народу, но и другим земным народам. А это значит: место решения, оценки и приговора человеческим делам и преступлениям, место выбора и определения. Подтверждение тому, что люди и народы всегда находятся в опасности возлюбить паче тьму, неже свет (Ин. III, 19), ненависть, а не любовь, разрушительно-рабскую бесовскую силу, нежели созидающую Божию правду и истину, дарующую вечную свободу. Потому воистину Косово – страшное судилище, как пророчески дополняет ещё один Небожитель и Косовский Заветник, Петр II Петрович Негош: Более земное царство потеряти, чем Небесного лишиться Царства.




      Свобода и ответственность принимать решения о своей судьбе в вечности – вот наше основополагающее право, право всечеловеческое, которое не получают и не предлагают в дар. Это право на свободу через Ответственность никогда не является только личным или только общим; оно есть одновременно и единоличное и народное право, отстаиваемое соборно – вместе со всеми нашими предками, современниками и потомками. Со всеми Святыми, со Святителем Саввой, кого сегодня прославляем, и с безсмертным Кара-Георгием. Подражая им, возьмём веру яко броню, крест яко оружие, любовь яко щит, яко меч слово Божие (как нас описал из своего времени наш Архиепископ в своей Службе Святому Симеону).




      В этой непрерывной исторической череде вместе с нами всё ещё борется Вождь Кара-Георгий, верховный комендант и сербский предводитель народа, также истинный последователь Косовского завета. Поэтому неудивительно, что многие сербские земли представляются местом его рождения и происхождения, при ощущении, что его колыбель – целый сербский народ. Следуя этому заветному чувству на его призыв все сербы – в великом множестве, не тратя слов даром – отозвались: от свободолюбивой Шумадии, через героическую Черногорию и могучую Герцеговину, и дальше до Боснии гордой и наших земель севернее Савы и Дуная. И только лишь благодаря этому Косовскому, к вечности устремлённому Завету, Кара-Георгий мог и должен был быть таким, каким был. Столь строг и так любим. Столь всесилен и так правдолюбив. И герой в поединке и государственный муж. Наперекор всем врагам Вождь Кара-Георгий смог возвысится над землёю и всем земным, над обстоятельствами и над самим собой. Возвысившись над внешней историей, он вместе со своими героями достигает сам Небесный Свод и там, высоко, воздвигает целый свой народ.




      С Вождём Кара-Георгием, однако, усиливалась не только военная мощь восставших, но и духовное и государствообразующее сознание всего народа. Сознание того, что свобода отличает нас от животных. Сознание, что свобода связана с законом и что закон един для всех.




      Таковые (свободные и Бога взыскующие) сербы стали примером и побуждением к действию для других порабощённых балканских народов с начала XIX века – а также и для всех нас, здесь и сейчас. Это народное устремление к свободе, нашедшее отклик по всей Европе, вновь показало вертикаль не только нашей, но и мiровой истории, воскресило чувство справедливости, любви к истине и верности нравственным началам, единственно здоровому основанию европейской цивилизации. Отсюда перед нами вновь и вновь встаёт вопрос: жертвы народа того времени, как и те времён I и II Мiровых войн, и далее вплоть до его новых и новейших страданий и гонений, жертвы, принесённые за начатки свободы и свободного мiра, могут ли быть кем-то – в первую очередь, нами самими – забыты или осуждены на презрение и молчание?




      Напоминание о подобных исторических событиях и жертвах не означает возврата вспять и задержки в развитии. История и память о ней указывает всем, также и нам, не только на прошлое, но и на настоящее, предупреждает непрерывно и неподкупно и о будущем. Знание истории успешно излечивает отчуждение и заблуждения современного мiра, одиночество, себялюбие и растерянность народов, в особенности когда такой народ, как наш, находится в водовороте различных противоречий и эгоистических интересов, преобладающих в сегодняшнем, во многом суетном, времени. Непрекращающиеся кризисы современного мiра, насилие его правителей, губящее и тела и души, могут быть преодолены лишь преодолением раскола между духовными и материальными ценностями, восстановлением равновесия между землёю и Небесами, здешней и запредельной действительностью, богочеловеческим соединением земного бытия и небесного предназначения.




      Чтобы этого достигнуть, мы должны возвыситься над всеми искушениями и исцелиться от смятения и духовной расслабленности. И всё это в духе правды, единения и свободы. Та же забота владела Вождём; она же, подобно предыдущим, будет определять всё наше совместное делание, от днесь и довеки.




      Потому ещё один наш дальний современник, святитель Петр Цетиньский, так обращался пресветлому господину Георгию Петровичу, Богом избранному славяно-сербскому Вождю: Народ не может быть счастлив, если нет в нём твёрдого единства и совершенного послушания.




      Остаётся нам надеяться на внутреннюю силу и мудрость народную, да покаянием очистимся и освободимся от раздоров, ненависти и разделений меж братьями; да уклонимся, подобно Кара-Георгию, от всякого зла и осудим всякое преступление, особенно то, которое совершено во имя народа, хотя бы его виновником и был кто-нибудь из наших соплеменников; да возложим упование на новую готовность к великим историческим свершениям в духе сретенского жертвенного подвига, дабы вновь открылся перед нами этот единственный Путь жизни. С тем помолимся перед святыми и светлыми ликами наших предков безсмертными словами нашего Вождя:




      О Боже, о Боже Всемогущий, обрати милосердные очи свои на народ и Церковь Твою. Аминь.




      Боже Всемогущий, не отринь народа Твоего. Аминь.




      Боже, помилуй и охрабри народ сербский и сердца сынов сербских. Аминь.




      Боже наш, помилуй нас. Аминь.




      Сею молитвою мы также освящаем днесь и наш престольный Град, сей Святой Храм посреди Града и сей Богом созванный Собор, пред коим поставлена Трапеза Света и Любви, на которую все призваны.




      И так нашими молитвами на этом братском и всехристианском собрании мы освящаем и своё настоящее и будущее. Наряду с торжественным литургическим открытием самого Храма Святителя Саввы мы сегодня полагаем и закладной камень нового здания Патриархии - дома, где хозяином будет наш народ и наша поместная Святосаввская Церковь, открытого всем людям доброй воли, дома нашего соборного свидетельства о Воскресшем Христе и свободе, которую Он нам даровал.




      С нами первый епископ святой Православной Церкви – Его Святейшество Архиепископ Константинополя, Нового Рима, и Вселенский Патриарх Варфоломей I. С нами и Первоиерархи и посланники всех поместных Православных Церквей и многочисленный верный Народ Божий, как и представители других христианских церквей и общин. Все вместе Крестным ходом идём ко Храму. Входя в Храм, все вместе принимаем в нём Мир Божий и, исходя из него, объявляем всецелому мiру Благую Весть о Победе Креста Христова и Воскресения, о Царствии Божием, что грядет и уже настало.




      Благодать и любовь Единого в Троице Бога да отзовётся на слова нашей молитвы, а поступь нашего Крестного хода да свидетельствует о неизменности сего Пути, водящаго в жизнь. Аминь, Боже дай!




     




     В Патриархии сербской в Белграде




     на день Сожжения мощей Святителя Саввы 2004 года.




     




     Ваши молитвенники перед Распятым и Воскресшим Господом, перед Его угодником Святым Саввой и всеми святыми:




     




     Архиепископ Печский, митрополит Белградско-Карловацкий и




      Патриарх Сербский ПАВЕЛ




     Митрополит Загребско-Люблянский ИОАНН




     Митрополит Черногорско-Приморский АМФИЛОХИЙ




     Митрополит Средне-западно-американский ХРИСТОФОР




     Митрополит Дабро-Босанский НИКОЛАЙ




     Епископ Шабацко-Валевский ЛАВРЕНТИЙ




     Епископ Нишский ИРИНЕЙ




     Епископ Зворницко-Тузланский ВАСИЛИЙ




     Епископ Сремский ВАСИЛИЙ




     Епископ Банялуцкий ЕФРЕМ




     Епископ Будимский ЛУКИАН




     Епископ Банатский НИКАНОР




     Епископ Америки и Канады Митрополии Новограчаницкой ЛОНГИН




     Епископ Восточноамериканский МИТРОФАН




     Епископ Жичский ХРИЗОСТОМ




     Епископ Бачский ИРИНЕЙ




     Епископ Британско-Скандинавский ДОСИФЕЙ




     Епископ Рашско-Призренский АРТЕМИЙ




     Епископ Бихачско-Петровацкий ХРИЗОСТОМ




     Епископ Осечкопольский и Бараньский ЛУКИАН




     Епископ Средне-европейский КОНСТАНТИН




     Епископ Западно-европейский ЛУКА




     Епископ Тимочкий ИУСТИН




     Епископ Враньский ПАХОМИЙ




     Епископ Шумадийский ИОАНН




     Епископ Славонский САВВА




     Епископ Браничевский ИГНАТИЙ




     Епископ Милешевский ФИЛАРЕТ




     Епископ Далматинский ФОТИЙ




     Епископ Захолмско-Герцеговинский ГРИГОРИЙ




     Епископ Будимлянско-Никшичский ИОАННИКИЙ




     Епископ Австралийско-Новозеландский Митрополии Новограчаницкой МИЛУТИН




     Епископ на покое б. Захолмско-Герцеговинский АФАНАСИЙ




     Викарный епископ Хвостанский АФАНАСИЙ




     Викарный епископ Егарский ПОРФИРИЙ




     




     ПРАВОСЛАВНАЯ ОХРИДСКАЯ АРХИЕПИСКОПИЯ




     Митрополит Велеский и Повардарский ИОАНН,




      патриарший экзарх автономной Охридской Архиепископии




     Викарный епископ Величский и




      местоблюститель епархии Полошско-Кумановской ИОАКИМ




     Викарный епископ Дремвицкий и




      местоблюститель епархии Битольской МАРК




      Перевела Мария Мелькова