Главная страница

Мы в соцсетях











Песни родной Сербии







.......................




/8.1.2007/

24 декабря – день ВВС и ПВО Сербии




     


     В течение своей долгой истории Военно-воздушные силы и Противовоздушная оборона прошли несколько фаз развития, и теперешняя реформа, которая является составной частью общей реформы Армии Сербии, представляет одну из таких фаз.


      ВВС и ПВО в данное время находятся на половине пути процесса реформ. Начала существовать новая организационная структура Командования, оформлена 204-ая авиационная база и сформирован Центр подготовки ВВС и ПВО, а некоторое количество частей реформировано. В 2007 году служащих этого самого современного вида войск ожидает продолжение начатой работы: формирование 98-ой авиационной базы, 250-ой ракетной бригады ПВО и Центра «Воjин», что поможет не только рационализации сил, но и увеличит эффективность их использования и создаст необходимые условия для развития новых знаний и мастерства, которые приближают ВВС и ПВО к основной цели – созданию нового и современного вида войска.


     


     


     Мысль о создании воздушных сил в сербской армии первый раз была высказана в «Распоряжении о формировании армии» от 2 августа 1893 года. Этим документом было предписано, чтобы в каждой дивизии Армии Королевства Сербии были сформированы по одной воздухоплавательной аэростатной роте.


      Через 20 лет, в 1912 году, группа офицеров Королевства Сербии была отправлена на обучения в качестве пилотов во Францию. Наряду с подготовкой летчиков, закупаются и самолеты, а приказом военного министра воеводы Радомира Путника 24 декабря 1912 года сформирована и первая военно-воздушная команда в Нише. Этим Сербия встала в ряд первых 15 стран, которые имели ВВС. Через год, во время осады Скадара, сербская авиация имела и свое боевое крещение.


      Военное искусство Балканских войн наши пилоты вскоре применили в Первой мировой войне, успешно противопоставляя себя более сильному неприятелю. 17 сентября по старому стилю (30 сентября по новому) зенитчики сербской армии сбили первый вражеский самолет над Крагуевцем. Это героическое дело совершил известный артиллерист Радивое-Рака Лютовац, а эта дата Указом короля Александра I провозглашена, как слава зенитно-артиллерийских дивизионов.


     


     


      На Солоникском фронте с помощью союзников сербские ВВС были реорганизованы. Вначале была сформирована объединенная сербско-французкая эскадрилья. Затем, в конце 1916 года, создано «Ньюпорское отделение», а вначале и середине 1918 года Первая и Вторая сербские эскадрильи. Сербская авиация на Солоникском фронте совершила более 3.000 боевых вылетов, что значительно помогло прорыву фронта и окончательному освобождению Сербии и других югославских территорий.


      Период между двумя мировыми войнами характеризуется интенсивным развитием наших ВВС, производством современных самолетов, и наряду с этим, сопровождается значительными организационными изменениями в военной авиации.


      С 1924 года 2-ое августа, церковный праздник святого Ильи, отмечается, как слава ВВС, а святой Илья Громовержец является охранителем, прежде всего военных, а затем и всех других авиаторов тогдашнего Королевства Югославии.


     


     


      В апрельской войне 1941 года, за девять дней войны, в воздушных боях геройски погибло 145 летчиков, а на земле погибло 576 авиаторов. В этот период ВВС совершили 1.416 боевых вылетов, сбивши около 60 вражеских самолетов. Особенно геройски показали себя пилоты 5 и 6 истребительных полков, а также летчики бомбардировочной авиации, нанесшие противнику ощутимый урон на аэродромах в Австрии, Венгрии и Болгарии.


      Несмотря на то, что во время немецкого нападения почти вся авиация была уничтожена, наши пилоты продолжили борьбу в составе британских, греческих и американских ВВС, а также на оккупированной территории, где к концу войны были сформированы две авиационные дивизии, внесшие ощутимый вклад в освобождение страны.


      После Второй мировой войны наши ВВС прошли несколько фаз развития, в границах которых, с 1953 по 1959 годы, выполнена первая большая модернизация авиации. Приняты на вооружение боевые самолеты западного происхождения, с которых у нас началась эра реактивной авиации.


      В 1954 году сформирована первая вертолетная эскадрилья. Вертолетные подразделения вошли в состав авиации, как отдельный род. В начале шестидесятых годов на вооружение были приняты сверхзвуковые истребители. В этот же период интенсивно развивается и отечественная авиационная промышленность. Было сконструировано много прототипов реактивных самолетов, послуживших основой для развития отечественных учебно-боевых и боевых машин, таких как «Галеб», «Ястреб», «Г-4» и «Орао». В середине восьмидесятых годов на вооружение был принят самый современный в то время истребитель Миг-29.