Главная страница

Мы в соцсетях











Песни родной Сербии







.......................




/2.3.2007/

Старая Сербия



     

     Проблему Косова невозможно понять без знания истории Старой Сербии - именно такое название носит Косово с древнейших времен.

     Сербы начали заселять Балканский полуостров, входивший тогда в состав Византийской империи, вначале VII века. По свидетельству византийского императора Константина VII Багрянородного, первое массовое крещение сербов состоялось при византийском императоре Ираклии (610-641). Дальнейшее обращение сербов, живших на территории современного Косова со столицей в городе Рашка, произошло во время правления византийского императора Василия I (867-886). Окончательному утверждению христианства во многом способствовала деятельность святых Кирилла и Мефодия, благодаря которым многие творения святых отцов Восточной Церкви были переведены на славянский язык.

     В период заселения Балканского полуострова жизнь сербского народа характеризовалась отсутствием сильной княжеской власти и междоусобной враждой. Только в IX-XI веках начинают образовываться небольшие княжества, возглавляемые полунезависимыми правителями. В XII веке на исторической арене появляется великий жупан Рашки - Стефан Неманя, основатель династии Неманичей. Он объединяет под своей властью большинство сербских земель и в 1190 году добивается от Византии признания независимости Сербии. Именно в это время земли Косова и Метохми, частично отвоеванные <от греческих земель>, входят в состав самостоятельного Сербского государства и занимают в нем лидирующее положение.

     Великий жупан, являясь справедливым и мудрым правителем, всеми силами старался утвердить православную веру в своем Отечестве. Его жена Анна также была ревностной христианкой. Царственные супруги воспитали в православной вере троих своих сыновей, младший из которых, Растко, отличался особыми дарованиями. Именно младшего сына готовил Стефан Неманя для управления Сербским государством, не подозревая о том, что юный князь изберет совсем другое поприще. В возрасте 17 лет Растко бежит на Афон, где в русском Пантелеимоновом монастыре приносит иноческие обеты. Безутешным родителям отправленные за беглецом послы привозят лишь остриженные волосы и мирскую одежду любимого сына.

     Неисповедимы пути Божий, и архиепископ Савва (бывший Растко) стал не только основателем Сербской Церкви и ее первым предстоятелем, но и великим святым всего христианского мира, В 1219 году святитель Савва отправляется в Никею к греческому императору и Константинопольскому Патриарху и испрашивает автокефалию для Сербской Церкви, до этого находившейся под юрисдикцией Византии. Через три года архиепископ Савва венчает своего брата Стефана (Первовенчанного) королевским венцом и Сербия провозглашается королевством.

     Косово и Метохия (таково официальное название края) к середине XIII века становится государственным и церковным центром Сербского государства. Плодородные земли, удобное географическое расположение и высокая плотность населения способствуют тому, что из области Раса сюда перемещаются королевские резиденции. В 1253 году в Печ переносится центр Сербской Церкви, которая к 1346 году становится Патриархией. Вместе с христианством сербы унаследовали от Византии и благочестивую традицию

     задужбинарства - строительства храмов и монастырей <за душу>. В Косове и Метохии, на территории протяженностью в сотню километров, появилось около 1300 задужбин, построенных православными ктиторами (<строителями>, <основателями> - греч.). Среди обителей до сего дня сохранились такие непревзойденные памятники искусства, как Печ-ская Патриархия (1253), Високи Дечани (1335), Грачаяиш (1310), Богородица Левишка (1307), Баньска (1316). Боголюбивые правители щедро одаривали СБОИ задужбины: многие земли и села в Метохии и в большей части Косова были преподнесены королями в дар монастырям (само слово <метох> - греческое и переводится как <церковная земля>).

     С конца XIII века, при короле Стефане Милушне (1282-1321), начинается подъем Сербского государства, достигшего наибольшего расцвета в период правления Стефана Душана (1331-1355). Душан Сильный вдвое увеличил сербские владения, в которые вошла практически вся Албания (именно с этого времени начинается постепенный приток албанцев в Косово). Могущественное Сербское королевство диктовало свою волю всему Балканскому полуострову, с ним считались и в Европе.

     В последние годы перед турецкой оккупацией на Балканах росло осознание всепра-вославного единства народов: сербы, болгары и греки ощущали себя братьями по вере. Но этому осознанию общности не суждено было перерасти в политический союз. В 1389 году турки нанесли удар в самое сердце Сербии: на Косовом поле состоялась знаменитая Косовская битва, ставшая решающей для судьбы не только сербов, но и других христианских народов. Поражение в ней стало одновременно и великой духовной победой. Войско во главе с князем Лазарем предпочло умереть, отстаивая свою Родину, Свободу и Веру. Сербия попала под власть Турции, а в 1459 году перестала существовать как государство, войдя в состав Османской империи.

     С этого момента начинаются черные страницы сербской истории. Коренное население завоеванного государства турки обратили в бесправную райю (<стадо> - араб. - подданные немусульмане). Беззаконие и насилие наполнили сербскую землю, при этом Церковь продолжала оставаться объединяющим началом порабощенного народа. Именно Печские патриархи обращались в это время к христианским правителям Европы с призывом поднять оружие на завоевателей.

     Характерно, что вплоть до XVII века у сербов не существовало никаких разногласий с ближайшими соседями - албанцами. Да и какие споры могли быть между двумя христианскими народами, объединенными православным единством, сотрудничеством и даже родственными связями? В Иллирике (древнее название Албании) христианские общины стали складываться вскоре после начала апостольской проповеди. В 55-57 годах апостол Павел писал римлянам: <Благовествование Христово распространено... до Иллирика> (Рим.15:19). Самые серьезные испытания для Церкви Албании наступили в период османского владычества, когда произошел массовый переход православных албанцев в ислам. С этого момента сербское население Косова и Метохии начинает испытывать двойной гнет - от произвола турок и насилия со стороны арнаутов (албанцев). При этом национальный состав населения значительно не изменился: сербы, как и прежде, продолжали оставаться этническим большинством.

     Решающая демографическая перемена произошла в 1690 году, когда бесчинства, творимые албанцами и татарами, достигли своего предела. Это вынудило 37 тысяч сербских семей (около 185-200 тысяч человек) во главе с Патриархом Арсением Переселиться в Австрию. <Года 1690 была война великая и грабеж по всей сербской земле. Лютый страх и несчастье тогда были: матерей разлучали от детей, и от отца - сына, молодых забирали в рабство, а старых резали и душили. Тогда люди призывали смерть, а не жизнь>, - свидетельствует рукопись Дечанского монастыря (? 97, 16).

     В первые десятилетия XVIII века албанцы в массовом порядке начинают спускаться с гор на обработанные земли Косова и Метохии. Они образовывают преступные четы (отряды) или добровольно становятся янычарами, получая от турок особые привилегии.

     <Не осталось дома христианского, который не ограблен, нет села, нет города, нет церкви, которые бы не возопили от насилия>, - писал архимандрит Серафим Ристич уже в XIX веке. В 1804 году сербы поднимают первое антитурецкое восстание. В 1878 году, после успешной войны России с Турцией, Сербия становится независимым государством. Но с обретением желанной свободы не закончились страдания сербов в Косове и Метохии - сюда переселяются около 30 тысяч албанцев, высланных или уехавших из освобожденных областей. Известный ученый и исследователь Балканского полуострова Йован Цвийич писал: <Между 1876 и 1912 годами территорию Косова и Метохии покинуло около 150 тысяч сербских беженцев... Это край, где царят наибольшие анархия и насилие не только на Балканском полуострове, но, возможно, и в мире>.

     В 1918 году, после Первой мировой войны, произошло образование Королевства Сербов, Хорватов и Словенцев, с 1929 года переименованного в Королевство Югославия.

     В1941 году Сербия была захвачена войсками Германии и ее союзников. В Косове и Метохии албанцы в большинстве своем находились на стороне фашистов: многие сербы были убиты, арестованы, отправлены в концлагеря Албании. В конце войны косовские албанцы поменяли <стратегию>, перекинувшись в лагерь коммунистов, - титовский режим спокойно принял их в свои ряды. Албанцы, переселившиеся за время оккупации в Косово, не были депортированы. Впоследствии им была подарена автономная область, <переросшая> в автономный край, который с 1974 года практически стал республикой. Албанцы обладали всей полнотой власти, в которой косовские сербы почти не участвовали. Понимая, чем это может обернуться в будущем, Православная Церковь вместе с представителями сербского народа начали поднимать голоса протеста и открывать <государственную тайну> об изгнании сербов из Косова и Метохии. В ответ коммунисты стали преследовать тех, кто об этом говорил. Сербскую Церковь при этом обвинили в <непозволительном вмешательстве в политику> и <раздувании национализма>. Подобная ситуация объясняется тем, что Тито хотел создать Балканскую федерацию, в которой одной из республик была бы Албания, а после 1948 года, когда произошел разрыв отношений между Югославией и Албанией, пытался привлечь албанцев, бежавших от режима Э. Ходжи.

     В 90-х годах прошлого века столкновение экстремизма косовских албанцев и режима Слободана Милошевича привело к трагическим событиям, завершившимся массированной бомбардировкой Югославии альянсом НАТО.

     24 марта 1999 года - в первую неделю Великого поста - на страну полетели бомбы. Антисербская и античсловечная бомбардировка продолжалась 78 дней. После ее окончания Югославская армия была выведена, а международные миротворческие силы НАТО введены в спорный регион.

     Здесь уже начинается следующая страница новейшей истории, характеризующаяся, как и многие предыдущие, абсурдом и беспрецедентной жестокостью...

     

     Наталья Батраева

     Книга «Косово – Сербская голгофа»