Главная страница

Мы в соцсетях











Песни родной Сербии







.......................




/19.3.2007/

Интернет-сайты стран бывшей Югославии




     


     Активное развитие интернета в странах бывшей Югославии приходится на середину девяностых годов. В каждом из государств находятся свои компании, занимающиеся провайдингом интернета. В основном интернет здесь развивается достаточно медленно, за исключением, пожалуй, Словении, где он является не роскошью, а скорее средством получения нужной информации: Интернетом оборудовано большинство школ, университетов, многие имеют доступ к «мировой паутине» дома.


     Если составлять условную типологию интернет-сайтов стран бывшей Югославии, так или иначе связанных с массовой коммуникацией, то можно выявить несколько типов сайтов:


     - электронные версии газет и журналов


     - интернет-издания


     - обобщающие сайты


     - исследовательские


     


     Электронные версии газет и журналов.


     Их в свою очередь можно разделить на две категории. К первой относятся электронные версии периодических изданий этих стран. Таковыми можно назвать большинство сайтов газет (www.politika.co.yu, www.blic.co.yu, www.danas.co.yu - сербские печатные издания «Политика», «Блиц», «Данас», www.vjesnik.hr - хорватский «Vjesnik», www. oslobodjenje.ba – боснийская газета «Oslobođenje», www.delo.si – словенская газета «Delo», www.danes.mk – сайт македонской газеты «Данес» и др.). Эти сайты имеют такую же рубрикацию, как и печатные издания, и ничем не отличающиеся от печатных изданий материалы. Заходя на эти сайты, посетители собираются получить прежде всего ту информацию, которую получат, пролистав свежий номер газеты, но при этом не выходя из дома или офиса. Сайты, относящиеся к этой категории, как правило, не имеют собственной ленты новостей, и служат прежде всего для того, чтобы публиковать газетную и журнальную информацию в интернете.


     


     Вторая категория – это т.н. «информационные порталы». Рубрики этих сайтов количественно отличаются от рубрик печатных изданий (в меньшую сторону), к тому же к ним прибавляются и свои собственные рубрики. Задача портала – не только копировать материалы газеты или журнала (они являются неотъемлемой и главной частью сайта), но и давать свежую, актуальную информацию. Хорошим примером информационного портала может служить сайт хорватской газеты «Večernji list». Помимо основных рубрик печатного издания, здесь с помощью специальной программы, проигрывающей в режиме потокового аудио и видео можно прослушать и посмотреть радио- и видеоновости, для спортивных болельщиков проводятся онлайн-трансляции. Особенно актуальны эти свойства сайта в период главных спортивных соревнований. К примеру, все матчи хорватской команды на чемпионате мира в Германии 2006 года транслировались в текстовом режиме, а на следующий день после матча выдавался пяти-семиминутный аналитический видеоролик о прошедшем матче. Для сравнения – сайт главного конкурента этого издания - «Vjesnik»- информацию об игре своей команды обновлял лишь на следующий день, вместе с выходом печатного издания.


     


     Интернет-издания. Задачей интернет-издания служит знакомство своих читателей с главными новостям часа. По своим свойствам такие сайты напоминают сайты информационных агентств: много свежей информации, которая обновляется очень быстро, но в отличие от информационных агенств здесь присутствуют рубрики, характерные для печатных изданий: например, колонка редактора. Также здесь присутствуют аналитические публикации на те или иные события. Примером интернет-издания может служить хорватски tportal.hr.


     


     Обобщающие сайты. В нашей типологии к такому типу мы относим сайты, которые, не являясь самостоятельным изданием, цитируют большинство СМИ страны. Задача данных сайтов – дать полную информацию о происходящих в стране и мире событиях, но при этом не использовать собственную службу информации и корреспондентов (принадлежность которых к определенному сайту могут привести к однополярному мнению), а попытаться дать плюрализм мнений, опубликовав материалы на одну и ту же тему из нескольких источников. В Хорватии подобным сайтом может являться hrmediji-online.hr, который является каталогом всех хорватских сайтов. Любой посетитель может найти любое интересующее его издание по нужным параметрам. Однако сайт не дает точные ссылки на те или иные материалы, а позволяет лишь перейти к нужному электронному варианту газеты и журнала.


     Но в этом смысле более практичен сербский сайт www.naslovi.net. «Наслов» с серсбкого переводится как «заголовок», и это во многом определяет характерный дизайн сайта («Заголовки»): в главной части экрана «накиданы» несколько заголовков на разные темы с маленькой аннотацией и указанием источника ниже. Посетитель сам выбирает – стоит или не стоит ему читать данную публикацию, может он доверять этому источнику или нет, и материал какого издания он прочитает (или с материалов какого сравнит). После перехода по ссылке открывается полный текст публикации, по ее окончании – точная ссылка на источник. В левой части сайта – три раздела - «Категории» - где перечислены основные рубрики, «Сервисы» - информация о погоде, курсе валют, словари, «Картины дня», и «Источники» - информация о цитируемых источниках.


     


     Исследовательские сайты. К таковым мы отнесли три сайта, занимающиеся исследованиями актуальных проблем журналистики, и публикующие эти материалы в интернете – www.mediaonline.ba, www.netnovinar.hr и www.mediacenter.org.yu. Эти сайты являются по своему типу информационно-образовательными: все желающие могут не только получить нужную информацию о состоянии журналистики в странах бывшей Югославии, но и при необходимости получить образование в сфере журналистики.


     Боснийский портал mediaonline.ba является «Электронным журналом о медиа Юго-Восточной Европы» (так сказано на первой странице сайта). Он был создан в 2000 году и занимается изучением медийской ситуации в Юго-восточной Европе. Электронный журнал состоит из двух основных сегоментов – информацитивного (который содержит ежедневные новости) и исследовательского, который охватывает анализ медиа и изучение.


     Рубрики сайта: «Медиа и политика» (публикации об участии журналистов в мировых политических ситуациях, на войнах, в выборном процессе), «Политика медиа и законы» (информация о законах, принимаемых в отношения средств массовой информации в странах Юго-Восточной Европы), «Медиа, культура, и общество » (Влияние медиа на общество и культуру), «Рынок медиа» (информация о владельцах тех или иных СМИ, принадлежность определенному капиталу), и др. На сайте постоянно работает ссылка на сайт Высшей школы журналистики (skolanovinarstva.ba) – где могут получить дополнительное образование в профессиональной сфере.


     Стоит отметить, что данный портал стоит считать боснийским лишь формально (он находится на боснийском сервере): в списке учредителей «Медиа-онлайна» находятся представители всех стран бывшей Югославии, и задачи, которые ставятся авторами сайта, связаны с ситуацией во всей Юго-Восточной Европе в целом.


     Сайт mediaonline.ba подходит как для практикующих журналистов, исследователей журналистики, так и для всех, кому интересно развитие журналистики в этих странах. Несколько в другом разрезе действует сайт www.netnovinar.hr – «НетНовинар» - «Сетевой журналист».Данный портал создан журналистами, изначально для практикующих журналистов, и помогает разобраться в сложных ситуациях, помочь решить профессиональные проблемы с помощью статей, размещенных на сайте.


     Вот примеры материалов сайта, которые, очевидно, могут служить учебными материалами для практикующих журналистов и исследователей: «Как избежать того, чтобы редактор сократил текст до неузнавания», «Какие журналисты лучше?», «Политика, стереотипы и медиа». На сайте очень мало информации об отношениях журналистики и политики, журналистики и культуры, общества и других институтов. Здесь – полная информация для журналистов и исследователей. Так и подобраны рубрики: «Исследовательская журналистика», «Основы журналистики», «Интернет и журналистика», «Право и этика».


     Для посетителей сайта (которые, по идее, должны являться журналистами стран Юго-Восточной Европы), постоянно проводятся опросы, анкетирования с целью изучения нынешнего состояния журналистики в регионе и мире. Для участия в анкете приглашаются журналисты и исследователи из всех стран мира.


     Портал mediacenter.org.yu – пожалуй, крупнейший среди всех исследовательских сайтов. Всю информацию, которая находится на его страницах, можно условно разделить на две части: публикативная и рассылочная.


     Публикативная информация – это статьи, интервью, информация о проведениях конференций, семинаров, и пр. – то есть все то, что можно прочитать на сайте, не выходя из интернета. Сюда же мы можем отнести и разнообразные PDF-материалы: статьи вы этом формате и электронные варианты книг, которые выпускает Медиа-центар.


     На сайте очень много разнообразной информации по защите прав журналистов, их участия в военных конфликтах, также много о законодательстве разных стран, книги для помощи журналистов – «Как писать в газету», «Безопасные вопросы», «Владельцы медиа».


     Рассылочная информация представляет из себя рассылки по электронной почте, на которые может подписаться каждый желающий получать новости из Медиа-центра. Они разбиты на несколько категорий. Это – новости обновления сайта, новости конференций и семионаров, а также медиакритическая рассылка «Медиа о медиа».


     Она рассылается по электронной почте всем ее подписчикам раз в два дня (иногда каждый день), и содержит немало информации о событиях, произошедших за последние сутки в журналистике Сербии и приграничных страна. Стоит отметить, что здесь нет ни одной строчки анализа, скажем, исследователей Медиацентра. Рассылка – это только материалы информационных агенств, сайтов радио или телеканала, газет, журналов и электронных изданий. Информация дается не только о национальных изданиях, но и о региональных, и местных.