Главная страница   >>   Сербия сегодня

Мы в соцсетях











Песни родной Сербии







.......................




/26.3.2007/

Мысли, навеянные поездкой в Белград



     На днях я возвратился из Белграда, где торжественно отмечалось 150-летие Хозяйственной палаты Сербии - партнерской организации ТПП России. Пребывание в сербской столице дало возможность встретиться со многими людьми. Состоялись неформальные продолжительные беседы и с президентом Борисом Тадичем, и с премьер-министром Воиславом Коштуницей. Много интересного рассказал хорошо осведомленный о происходящем в Сербии и вокруг нее российский посол Александр Алексеев.

     

     Общее впечатление от услышанного и увиденного - главной темой для сербского общества сегодня является проблема Косово. Я думаю, что не все, в первую очередь в Вашингтоне, понимают, насколько прочно эта проблема укоренилась в сознании сербов. Ориентируясь на такие настроения - никто в сербском руководстве их не может игнорировать, - и Коштуница, и Тадич категорически отвергают вариант независимости Косово. Возможно, у некоторых западных политиков была надежда на то, что президент Тадич поставит участие в Европейском союзе выше, чем территориальная целостность Сербии. Этого не произошло. На сегодняшний день оба сербских руководителя отвергают план, предложенный представителем Генсека ООН Марти Ахтисаари. Как сказал мне президент Сербии, этот план не компромиссный, он предусматривает отделение Косово, превращение 15 процентов территории Сербии в самостоятельное государство.

     

     Причем позиция руководителей Сербии, как я мог понять, характеризуется тремя моментами. Во-первых, принципиальное решение проблемы Косово может заключаться в сохранении его де-юре в составе Сербии при максимальных правах независимости. Во-вторых, такая позиция не имеет ничего общего с разворотом Сербии спиной к Западу. По словам Коштуницы, курс страны - на интеграцию в Европу сохраняется. Но этот курс должен сочетаться с развитием отношений с Россией. Тадич поставил вопрос несколько по-иному. По его словам, у нынешней Сербии три главных внешнеполитических приоритета: сближение с Европейским союзом (это главное), с Соединенными Штатами и Россией. В-третьих, я не почувствовал в Белграде какого-то максималистского подхода к сложившейся ситуации. Сербское руководство - я хочу это особо подчеркнуть - стремится к продолжению переговоров с косовскими албанцами с целью сблизить позиции, выйти на компромисс, который устроит обе стороны. Передача плана Ахтисаари в его нынешнем виде на голосование в Совет Безопасности ООН считается абсолютно неприемлемой.

     

     Из бесед в Белграде я вынес однозначное впечатление, что еще не исчерпаны возможности переговорного процесса по Косово. Повсеместно задаются вопросом: к чему так спешить с окончательным решением этой застарелой, сложнейшей проблемы? И я думаю, не случайно такую спешку многие связывают с "пиаровскими мотивами" администрации США. Президент Буш уйдет после выборов не только с "иракским клеймом", но и с победой на Балканах: недаром, дескать, 8 лет назад бомбили Белград - в результате Сербия пришла к демократии, а все, кто стремился к независимости, ее получили; теперь ее обретает и Косово с его мусульманским населением, что свидетельствует об объективности подходов и действий администрации Буша. Такой "пиар" очень дорого обходится сербам.

     

     Больше всего опасаются в Белграде оголтелой кровавой вспышки в Косово против сербского населения, составляющего меньшинство, но все еще проживающего в этом крае. Как сказал президент Тадич, "мы не можем и не будем воевать против НАТО, но это не уменьшает нашей тревоги за развитие событий в Косово". Мое пребывание в Белграде совпало с заявлением Ричарда Холбрука, который предсказал, что затяжка с решением вопроса о Косово неизбежно выльется в очередное кровопролитие. "Это не анализ, а сценарий, - сказал один из сербских руководителей, с которым я беседовал. - Стоит Вашингтону пригрозить косовским албанцам, что в случае антисербской резни они раз и навсегда лишаться поддержки Запада, и в Косово будет спокойно". Но скажет ли так Вашингтон?

     

     Я не согласен с тем, что имя Холбрука, которого хорошо знаю, связывают с подстрекательством к кровопролитию. Кроме того, такой сценарий, как представляется, абсолютно невыгоден США. В случае, если события, не дай бог, будут развиваться таким образом, возникнет много вопросов. Один из них: уже 8 лет в Косово находятся натовские войска и полиция - значит, вся эта международная операция, инициируемая США, оказалась бесплодной, не установив надежной стабильности в крае? Или другой вопрос: если при наличии этих международных вооруженных сил может произойти антисербская "кровавая баня", то, что ждет сербское меньшинство в будущем, в случае независимости Косово?

     

     Наконец, хотел бы обратить внимание еще на одну сторону проблемы. Вслед за предоставлением независимости Косово может затрещать по швам с таким трудом сшитое государство в Боснии. Нельзя исключить развитие центробежных тенденций, которые ныне более или менее утихомирились. Может осуществиться на деле тяготение боснийских сербов к Сербии. А аналогичные настроения боснийских хорватов в отношении Хорватии могут завершиться их выходом из хорватско-мусульманской федерации в Боснии. При таком раскладе боснийские мусульмане неизбежно потянутся к независимому Косово, что придаст ему еще больший радикализм в политике. По плану Ахтисаари, Косово не будет присоединяться к другим государствам. Но ведь могут присоединиться другие к Косово!

     

     Стоит над всем этим задуматься.

     

     Евгений Примаков - академик РАН, президент Торгово-промышленной палаты РФ.

     

     В 1977-1985 гг. - директор Института востоковедения АН СССР, в 1985-1989 гг. - Института мировой экономики и международных отношений АН СССР.

     

     В 1989-1990 гг. - кандидат в члены Политбюро ЦК КПСС, в 1989-1990 гг. - председатель Совета Союза Верховного Совета СССР. С ноября 1991-го - директор Центральной службы разведки СССР; с декабря 1991-го - директор Службы внешней разведки России. В 1996-1998 гг. - министр иностранных дел Российской Федерации. В сентябре 1998 - мае 1999-го - председатель правительства Российской Федерации.

     

     

     По материалам МН