Главная страница

Мы в соцсетях











Песни родной Сербии







.......................




/23.9.2008/

Немецкий меч сербских витязей.






     




     История появления немецких истребителей Мессершмитт Bf-109 в ВВС Королевства Югославия началась в январе 1938 года, когда югославский премьер-министр Стоядинович приехал в Германию с целью закупки современного оружия. Военный атташе Югославии в Берлине выражал свое восхищение характеристиками новейшего немецкого истребителя Bf-109 и, когда премьер Стоядинович встречался рейхсминистром Германом Герингом с целью обсуждения югославских военных закупок, Bf-109 был в списке приоритетом. Геринг пытался отговорить Стоядиновича, упирая на то, что этот самолет будет слишком сложен для югославских летчиков, по сути, просто не желая расставаться с дефицитными истребителями, но сталь, хром и медь, которыми Югославия расплачивалась за закупки, крайне необходимые германской промышленности, сделали свое дело и 5 апреля 1939 года был заключен контракт на поставку 50 самолетов Bf –109E и 25 двигателей DB 601.




     




     




     




     Двигатели были доставлены через 11 недель, 23 июня, а в начале осени первые три истребителя Bf –109E–3 совершили перелет Аугсбург – Земун, чтобы войти в состав 6-го Истребительного Полка ВВС Королевства Югославия. В дальнейшем полеты совершались малыми группами, самолеты пилотировались летчиками Королевских ВВС Югославии, так что однажды из-за проблем с навигацией истребители случайно улетели в Румынию.




     




     




     




     Дополнительно был заключен договор о поставе еще 50 самолетов Bf -109. Часть самолетов была потеряна в авиапроисшествиях, часть передана в летные школы. В итоге в состав ВВС Югославии, во 2-й и 6-й истребительные полки, вошел 61 истребитель Мессершмитт Bf -109 E (по другим данным 80). Югославские Мессершмитты были несколько модернизированы, так что весили на 40 килограммов больше, чем их немецкие «коллеги».




     




     





     




     Согласно военному плану Р-41 (кстати в самом начале войны переданном немцам хорватским офицером-перебежчиком) именно на 6-й истребительный полк была возложена задача по защите Белграда. Из состава полка была сформирована 32-я авиационная группа, состоящая из трех эскадрилий с 27 истребителями Bf –109E, базирующаяся на аэродроме Прнявор возле монастыря Крушедол в Среме. На аэродроме Земун располагалась 51-я авиагруппа 6-го истребительного полка, также состоящая из трех эскадрилий, однако, только одна из них – 102-я, перелетевшая 5 апреля из Мостара имела на вооружении 10 Bf –109E, тогда так в остальных эскадрильях было всего 6 отечественных истребителей ИК3 и два устаревших французских самолета Потез 63. В сумме полк располагал 43-мя современными истребителями, по своим характеристикам равноценными немецким самолетам. Единственным недостатком была подготовка сербских пилотов исключительно к боям парами при отсутствии подготовки к боям большими группами, кроме того, эффективность действия югославских истребителей была снижена из-за проблем с топливом.




     




     Кроме того, к частям, оборонявшим Белград, принадлежал и 2-й истребительный полк с 19 Bf –109E, базирующимися в Крагуевце и 15 «Харрикейнами» в Книче. Основной задачей полка была защита сербской промышленности, но в случае необходимости он мог быть использован и для защиты Белграда. Однако, несмотря на то, что желание немцев разорить Белград было очевидным на командир бригады полковник Драгутин Рупчич, ни командир полка подполковник Пирц не использовали силы полка для обороны столицы и направляли самолеты на беспрепятственное патрулирование над территорией где немцы не появлялись. Лишь раз в начале войны силы полка были направлены на защиту Белграда, но истребители опоздали и прилетели в столицу, когда вражеские самолеты уже отбомбились и улетели домой.




     




     





     




     В первый день войны из-за бездействия системы воздушного наблюдения сербские истребители смогли перехватить немцев только над пригородами Белграда. Немецкие истребители сразу набросились на югославские истребители ИК3, обладавшие характерными силуэтами, тогда как сербские Мессершмитты из-за сходства с немцами смогли внести смятение в ряды врага и прорваться к бомбардировщикам. Из состава 51-й группы погибли подпоручик Душан Борчич, летевший на ИК3 и Капитан Милош Г. Жуньич, командир 102-й эскадрильи 6-го истребительного полка, пилотировавший Bf –109E . Жуньич успел сбить один немецкий бомбардировщик, но затем и сам был сбит немецким истребителем сопровождения. Капитан успел выпрыгнуть с парашютом, но был расстрелян немцами в воздухе. Ранения получило шесть пилотов 51-й группы.




     




     Из 32-й группы с аэродрома Прнявор взлетело 19 Bf –109E, 8 осталось в резерве. Самолеты 32-й группы перехватили немцев над восточным Сремом и успели сбить несколько бомбардировщиков, но из-за сильного истребительного прикрытия не смогли воспрепятствовать бомбардировке. В этой авиагруппе погибших пилотов не было, несколько самолетов получило повреждения, пилоты отделались ранениями.




     Итого, в первом бою ВВС Югославии потеряли 3 самолета сбитыми и 12 поврежденными всех типов.




     




     Следующие три немецкие атаки на Белград разделяли лишь часы, - вторая атака произошла между 10 и 11 часами, третья в 14 часов и четвертая в 16 часов.




     Пытаясь воспрепятствовать этим атакам, 6-й истребительный полк использовал в каждом бою по 13-16 истребителей. Югославские летчики пробивались через немецкие построения, чтобы совершить невозможное и сбить вражеские бомбардировщики, их храбрость и дерзость поражала немцев, считавших противника «самоубийцами».




     До конца дня 6 апреля самолеты 6-го полка совершили всего 140 самолетовылетов. По правилам того времени предполагалось, что самолет может совершить 1-2 вылета за день, тогда как некоторые самолеты 6-го полка вылетали на задание 8-10 раз, а пилоты по 4-5 раз. За этот день полк потерял 13 пилотов, 6 из которых погибли, а семь были ранены, 23 самолета, в том числе 8 сбитых и 15 поврежденных. Кроме Борчича и Жунича погибли Карло Штрбенк, Милутин Петров, Миливойе Бошкович и Добрица Новакович. Кроме того, погиб капитан Живица Митрович из 2-го истребительного полка, нарушивший приказ и улетевший из своей зоны патрулирования под Крагуевцем на защиту Белграда и принявший неравный бой с врагом. В этом бою были сбиты и он и его ведомый, спасшийся с парашютом.




     




     




     Шестой истребительный полк, на второй день войны располагавший всего 22 самолетами продолжил бои уже с большим умением и организованностью. Были проведены четыре групповых перехвата, бои в первой половине дня прошли без потерь. Однако в 16 часов, когда появилась значительная группа немецких пикировщиков с истребительным прикрытием, на перехват были брошены 10 истребителей из 32-й группы и 6 из 51-й. Над Инджией, в 30 километрах от Белграда немцы были атакованы. Бой начался успешной групповой атакой югославских истребителей, но затем распался на серию дуэлей с переменным успехом. Было потеряно восемь югославских самолетов, погибли капитан Миха Клавора, подпоручик Йован Капешич, военный чиновник Бранислав Тодорович и старшина Владимир Горуп.




     




     Так как немецкие разведчики обнаружили аэродром 32-й группы, вечером 7 апреля несколько самолетов 6-го полка перебазировались на запасной аэродром возле села Велики Радницы под Румой, остальные перелетели утром 8-го апреля.




     Четырнадцать оставшихся Bf –109E (один отремонтировали 7 апреля) 8 апреля были усилены пятью «Харрикейнами» из 105-й эскадрильи 4-го истребительного полка из Баня-Луки, но смысла в этом усилении уже не было, так как 11 апреля, когда возобновились атаки на Белград, 6-й полк об этом вообще не был извещен из-за полного развала связи и системы воздушного наблюдения. В конце дня 11 апреля югославское верховное командование приняло решение о прекращении воздушной обороны Белграда и разрушении мостов.




     




     11 апреля югославские Bf –109E участвовали в отражении попытку штурмовки немецкими тяжелыми истребителями аэродрома Велики Радницы, в ходе которой было сбито два немецких истребителя Bf –110. Один югославский Bf –109E, принадлежавший летной школе, был сбит 12 апреля в ходе авиаразведки в районе Мостара.




     




     Так как из-за плохой погоды 6-й полк не смог перелететь под Сараево, утром 12 апреля экипажи подожгли свои оставшиеся самолеты (11 Bf –109E, 5 «Харрикейнов» и 3 ИК3), так как аэродром от немцев отделяло всего 15 километров.




     




     




     За время Апрельской Войны пилоты югославских Bf -109 E сбили: 7 немецких Bf -109 E, 2 Bf-110, 4 Ju-87, 1 Ju-88, 1 He-111, 2 Do-17 и 2 Hs -126, а также итальянский Cant Z -1007 bis, тип еще четырех сбитых вражеских самолетов не установлен. Еще 14 немецких самолетов были тяжело повреждены: 3 Bf-109, 2 Bf-110, 3 Ju-87, 1 Ju-88, 1 Do-17 и He -111.




     ВВС Югославии в итоге потеряли все истребители Мессершмитт Bf -109: 15 были потеряны в воздушных боях,15 получили тяжелые повреждения, 4 уничтожены на аэродромах, 21 самолет был уничтожен своими экипажами при отступлении.




     




     





     




     Кроме того, 1 апреля 1941 года один немецкий истребитель Bf-110 вторгся в воздушное пространство Югославии и был принужден к посадке югославским «Харрикейном», самолет перекрасили и передали в ВВС Югославии, однако, после первого же боевого вылета он был разбит при посадке.




     




     





     




     Первые контакты между немецкими и югославскими чиновниками по поводу закупок бомбардировщиков Do-17 произошли в сентябре 1935 года, через два месяца югославская комиссия уже тестировала первый прототип Do-17. В этом случае Герман Геринг также изначально выступал против продажи бомбардировщика, считая, что он «слишком хорош для югославов», однако после того, как просочилась информация о том, что Югославия собирается купить бомбардировщики в кредит во Франции, рейхсмаршал смягчился и в ноябре 1936 года был заключен контракт на поставку первых 12 Do17. Германия затягивала поставки бомбардировщиков, так первый самолет был передан югославам в октябре 1937 года вместо мая, но Югославия не возражала и даже не требовала выплаты штрафов, боясь разрыва контракта вообще. 12 марта 1938 года был заключен новый контракт на поставку еще 14 бомбардировщиков Do17 и двух новой модификации.




     




     Всего Югославия заплатила Германии 7 139 995 рейхсмарок за поставку 36 бомбардировщиков Do17К, 1 829 825 рейхсмарок за поставки запчастей и заключено соглашение на лицензионное производство бомбардировщика в Югославии.




     В Югославии самолеты Do17K строились на фабрике DFA в Кралево, с 15 мая 1939 по конец марта 1940 было собрано 40 самолетов.




     




     Самолеты Do17K вошли в состав 3-го бомбардировочного полка с базой в Скоплье. Согласно плану Р-41 задачей полка была атака немецких аэродромов в Болгарии, с возможностью привлечения к атакам целей в Северной Болгарии и Албании.




     На начало войны 3-й полк был разделен на 63-ю и 64-ю группы с 60-ю боеготовыми самолетами. 63-я группа базировалась в Скоплье, а 64-я на аэродромах в Косово. Однако в первый же день войны 63-я группа была практически полностью уничтожена на земле и только два неповрежденных бомбардировщика Do17K перелетели в Косово, чтобы присоединиться к 64-й группе.




     




     




     




     Оставшись в одиночестве, 64-я группа начала весьма успешную боевую работу, атакуя немецкие колонны, аэродромы в Болгарии и совершив даже рейд на Софию.




     К 8 апреля, не прекращая атак на наступающие немецкие войска, 3-й полк перебазировался на аэродром Пожега вглубь Сербии. 9 апреля полк бездействовал из-за плохой погоды, а 10 апреля продолжил атаки на немцев в районе Чуприи, Ягодины, Крагуевца и Тополы. Несколько поврежденных самолетов были направлены на ремонт на фабрику DFA, кроме того, с фабрики получено два новых самолета.




     




     




     




     Экипажи трех самолетов предприняли попытку перелета в СССР. Один из них разбился в Румынии, один сдался в Венгрии и один приземлился в оккупированном Мостаре. На 13 апреля восемь самолетов находились в Бутмире и четыре в Пожеге. Двумя днями позже семь самолетов перелетели в Никшич, чтобы обеспечить эвакуацию короля Петра II и правительства. Над Грецией эти самолеты были атакованы итальянцами, два уцелевших бомбардировщика присоединились к британским ВВС в Африке.




     




     По данным полковника Андрии Павловича, 3-й полк потерял 18 человек, в том числе 4 пилотов, троих офицеров-наблюдателей, девять офицеров наземного персонала и имена двоих неизвестны.




     




     Потери в самолетах следующие:




     - 2 сбиты в воздухе




     - 4 повреждены в воздухе




     - 44 уничтожены на земле




     - 1 уничтожен экипажем




     - 1 тяжело поврежден при взлете




     - 7 попытались перелететь в Грецию




     - 2 пытались перелететь в СССР




     - 1 ошибочно сел на территории занятой противником




     - 2 пропали без вести




     




     Таким образом, югославские летчики в ходе Апрельской Войны, даже в условиях предательства, трусости и нерешительности командования, развала фронта и огромного численного превосходства противника, делали все, что было в их силах и даже больше для защиты родины, сражаясь до последнего, в том числе и немецкой же техникой против немцев.