Главная страница

Мы в соцсетях











Песни родной Сербии







.......................




/6.10.2008/

Как умер один флот.



     

     В то утро Подгорица жила под знаком открытия огромного торгового центра «Дельта». В вестибюле отеля «Черногория» многие сидели с ноутбуками на коленях, как будто запускается «Спейс шаттл», перед отелем взбудораженные журналисты, коротко остриженные мужчины в темных костюмах и прихорошившиеся женщины в коротких платьях, на высоких каблуках и с обязательной сигаретой, собирающиеся на такси отправиться в новый «Дельта сити». Нигде в мире я не видел деловых женщин на таких высоких каблуках. Только в Подгорице, да и те приехали из Белграда. Запах дорогого, но тяжелого женского парфюма смешивается с ароматом южного ветра и абрикосовой ракии из гостиничного ресторана. Запах делового спектакля.

     

     Через час езды на юг, в Баре, меня встретил мелкий дождик. Если бы не местные жители, не знаю, как бы я вообще нашел здание Командования Флота Черногории. Так как здание находится в обычном жилом квартале, на первом этаже магазины, парикмахерская, кафе и только маленькие стеклянные двери, с наклейкой с якорем, указывают на то, что здесь находится Командование Флота, оставшееся еще со времен Военного Флота бывшей СФРЮ.

     

     Капитан 1-го ранга Райко Булатович, командующий Флота Черногории принял меня в своем кабинете. Мой старый знакомый и друг, выдающийся подводник, прошедший все офицерские должности и командовавший практически всеми подлодками, входившими в списки флота. Высокий, стройный, с аристократическими манерами, настоящий подводник, которого не постыдились бы подводные флоты США и Великобритании. Он недавно был на каком-то собрании НАТО и заговорил с одним немецким адмиралом, в начале девяностых командовавшим немецким фрегатом, участвовавшим в морской блокаде территориальных вод Союзной Республики Югославия.

     

     «Знаете, у нас тогда был контакт с одной подлодкой, вышедшей в подводном положении со стороны югославских территориальных вод. Мы лоцировали ее на сонарах фрегата и сразу же потеряли. Она исчезла как призрак, мы вынуждены были поднять с нашего фрегата вертолет, чтобы найти ее вновь. На это мы потеряли час. Когда, в конце-концов, мы ее вновь нашли, она уже вышла за пределы территориальных вод Югославии и была точно под углом 90 градусов по отношению к нашему фрегату. Для подлодки это идеальная позиция для торпедного залпа и, должен вам признаться, что, как командир немецкого фрегата, ощущал себя в этот момент пренеприятнейше. Для югославской подлодки мы были большой неподвижной мишенью, ее подводная позиция по отношению к моему кораблю была прямой угрозой и я не знал, что за безумец командует этой подлодкой. Он мог спокойно пускать торпеды, удаление было небольшим и сейчас, вероятнее всего я бы с вами не разговаривал. Но с вертолета нам сообщили, что подлодка медленно уходит в направлении югославских территориальных вод».

     

     «Этот сумасшедший командир, господин адмирал, был как раз я. Это была югославская подводная лодка класса «Херой», вам было тяжело меня обнаружить потому что я использовал температурные различия в слоях морской воды. Разумеется вы были у меня в прицеле, благодаря акустике, но вы были вне наших территориальных вод», - ответил ему Булатович.

     

     «И если бы я был внутри ваших вод, вы все равно не пустили бы торпеды», - был потрясен немец.

     

     «Пустил бы, я профессиональный подводник!»

     

     За это они выпили виски. Мой друг Райко Булатович. Граф подплава.

     

     В порту Бар больше нет подводных лодок. Военный флот Черногории использует часть порта, чтобы разместить те из кораблей, что еще не продали и не распилили в металлолом.

     Два ракетных фрегата РФ-33 «Котор» и РФ-34 «Пула» привязаны друг к другу. В сущности, РФ-34 «Пула» давно уже не «Пула», но с 1992 года ему никак не придумают новое имя. С другой стороны мола по два связанных ракетных катера, чуть дальше По-91 и водноналивной корабль. Палуба и борта красные от ржавчины, краска отваливается. На одном из фрегатов не хватает якоря, он упал на дно и его так и не смогли найти. На палубах нигде нет матросов, камбузы на кораблях не работают, половина кают закрыта. Как будто это проклятые корабли из тех давних времен, когда у Югославии было более 100 боевых кораблей и на Адриатике она была сильнее Италии. Осталось лишь несколько кораблей и кто-то из команды.

     

     На РФ-34 меня ждет капитан,- хорват, его заместитель – македонец и помощник венгр. Они остались верны своей первой присяге. Все без жилья и с неясными перспективами.

     Моросящий дождик, море ,спокойное как масло, редкие чайки с тоскливыми криками облетают остатки мертвого флота.

     Корабли, как и люди, рождаются и крестятся под брызги шампанского. Живут, иногда становятся знаменитыми, но и умирают как люди. Достойно или печально.

     

     Позади меня остается порт Бара с кораблями во тьме. В Подгорице, как Лас Вегас сверкает «Дельта сити». На аэродроме стук высоких каблучков. Два времени, два мира…

     

     Мирослав Лазански

     


Комментарии (3)