Главная страница

Мы в соцсетях











Песни родной Сербии







.......................




/8.11.2008/

Средневековая культура сербов на границе с Западной Европой.

Средневековая культура и история сербов на западе Балканского полуострова всегда оставалась неисследованной. Универсальное понимание Римской церкви и самоуверенность в собственных силах признают только политическую историю, принимая за культуру Запада исключительно европейскую. Поэтому для них автохтонность других народов нежелательна, а незападные культуры считаются варварскими. Сербская научная элита, воодушевленная ученостью Запада и экзотической для них Византией, совершенно пренебрегает собственным изучением западных сербских областей. Все находки Среднего века приписывались хорватам. Даже сегодня любая попытка написать научный труд о жизни сербов на территории Средневековой Хорватии считается несерьезной.

     

     По побережью Адриатического моря пролегает приморский пояс, на севере которого находятся плодородные долины и лесистые холмы, обращенные к Савве и Паннонской низменности.

     

     


     

     Данное географическое положение определило как хозяйство, так и менталитет жителей. Все же, на их жизнь имела большее влияние политика. Из-за давления с Запада, которое мягче всего выражалось в культуре, а намного жестче – в религиозных войнах, и даже в геноциде, образовалась сербская область на той территории, доступной Западной Европе. Она появилась после первых завоеваний франков, в начале IX столетия. С тех пор Приморская область стала подвержена романскому влиянию, а западная и северная – немецкой культуре.

     

     Поcле завоевания областей между Адриатическим морем и Средним Подунавьем, римляне, между Белградом на востоке и Истрией на западе, создали две больших провинции: Далмацию и Паннонию. Здесь жили разрозненные племена так называемых иллиров. На Адриатическом побережье они были подвержены влиянию средиземноморских народов (греков), а в Паннонии они жили с племенами, смешанными с кельтами. Иллиры в VI г. н.э. подняли восстание против римлян. По прошествии пятидесяти лет там проходил апостол Павел со своими учениками, где застал предков тех восставших, о которых и сегодня свидетельствую топонимы доримского периода.

     

     


     

     Хоть и считается, что население до прихода римлян уже было романизовано во время переселения славян, многочисленные примеры показывают, что это не точно. Римлян не интересовала эксплуатация земли для скота и овощеводства. Поэтому автохтонное население, которое не коснулась римская колонизация, сохранило свою самобытность – традиционную культуру, ведение сельского хозяйства, гончарство, погребальные обряды и т.д.

     

     Та традиционная культура сохранена в некоторых случаях и до наших дней. Самый известный пример – «шапка иллирских царей» из времен тетрархии, выглядит так же, как сегодняшняя далматинский и черногорский головной убор.

     

     Сербы приходят на эти территории в конце IV века из земель бойко сегодняшней Украины. Заселяются они вдоль римской дороги Дргиш-Книн-Петровац, предварительно согласовав с римскими властями, а вероятно и на других динарских территориях от Горского Котора до Зеты. События, происходившие с сербами в V-VII столетии до сих пор остаются неясными. Заселение сербов было облегчено большими разорениями, совершенными аварами во время походов после 582 г.

     

     Сербы могли легко передвигаться, так как занимались скотоводством. Начиная со среднего века эффективно развивалось и оседлое земледелие, сопровождавшееся развитием ремесел, что снова не является обыкновенным для большинства славян.

     

     Интересно то, что на заселенных сербами в Римский период территориях Далмации до сегодняшнего дня не были найдены пряжки с человеческими лицами, характерные для южных и других славян, что возможно, указывает на то, что костюмы были другими, а женское платье или покрывало не закреплялись на плечах.

     

     


     

     Как союзники Византии сербы быстро приняли христианство. В этом первоочередную роль несомненно сыграло наследие апостола Павла, сохраненное по сей день рядом с Кистанем и в монастыре Крки, где показывают места, по которым проходил апостол Павел, когда проповедовал. Крещение сербов чаще всего связывается с правлением императора Ираклия (610-641). Церкви, рядом с которыми сохранились гробницы 6 века (Цимеше), между тем, как и монастыри, открытые на юге Далмации (Тврдош, Превлака рядом с Тиватом, Майсан в Пелешском канале), свидетельствуют, что крещение произошло раньше. Поэтому многие церкви из ранневизантийского периода можно связать с сербами конца VI в.

     

     


     

     Драматические изменения произошли с появлением франков на границах Юго-Восточной Европы. Франки завоевали лангобардскую Италию (773/4), потом византийскую Истрию (788), а после взяли верх над аварами (791-796) и заняли Паннонию до Дуная. Так как Карл Великий был коронован как Император Западной Римской Империи, он попытался захватить остальные области, которые считались собственностью Рима, а именно Далмацию. Поэтому и началась война в 802 г. против Византии и Сербии. Франки пробились даже и в долину Неретвы, но не смогли совладать с сербами. С подписанием мира в Ахене в 812 г. между Византией и франками, Византии была возвращена приморская часть Далмации без Истрии. Франки на оккупированных территориях заселили гудушчан в Лице, хорватов в Равных Котарах, лициков в дельте нижней Неретвы.

     

     На востоке в это время появляется еще один сильный противник – Болгария, занявшая Срем и вскоре после этого вступившая в войну с франками за Нижнюю Подравину. Заселение венгров в 896 г. на север Паннонии в корне вещей изменило ситуацию. Болгария была вынуждена оставить свои владения севернее от Дуная и Саввы. В одном из разорительных походов венгры спустились вниз через Сербию до Адриатического моря и вошли в Хорватию, которую подчинили; затем отправились на север и ограбили столицы посавско-подравских княжеств – Загреб, Пожегу, Вуковар. Потом последовало болгарское нападение. Болгары в 924 г. смогли опустошить крупнейшие районы Сербии, а хорваты, воспользовавшись возможностью, заняли западные области Сербии, среди которых были Лика, Кербава, Гацка, Пльева, а вероятно и Ливна. Не установлено, что входило в состав Сербии князя Чеслава (927-около 950), но считается, что тогдашняя Славония была в составе Сербии. После 1018 г. на восточных границах Сербии и в Среме была установлена власть Византии. Немного позднее Венгрия присоединила остаток междуречья Дравы и Саввы.

     

     Франкские и венгерские завоевания вызвали передвижения различных племен. Между Цетине и Зерманой, и ниже по побережью до Риеки, продолжалась в течение IX века хорватская культура, узнаваемая по могилах с особенным инвентарем.

     

     В конце XI века, в 1096 г., отмечено, что крестоносцы графа Раймонда прошли через землю Словению (Sclavonia), от Лики до Драча, королем которой был Бодин, со столицей в Скадре.

     

     После 1054 г. часть сербов в западных областях, привыкавшая к латинской службе, бессознательно осталась в римо-католической церкви. На севере, в междуречье Саввы и Дравы, православная церковь была намного сильнее, ввиду обилия греческих и русских монастырей. Православная церковь имела больше народный характер, поэтому свидетельств из данного периода о ней сохранилось крайне мало.

     

     Позднесредневековая культурная жизнь сербов на границе с Западной Европой проходила в венгерском королевстве. С приходом Карла Роберта (1301-1342) и Людвига Первого (1342-1382) отношение к православным ухудшается. Поэтому в отношении бановины Хорватии мы располагаем сведениями о военной роли сербов, записанных под именами «влахи». С приходом турок в юго-западные области Далмации, начинается переселение сербов в свои области в Венгрию, начиная от Адриатического побережья до Баната. После падения Боснии в 1463 г., северные и западные сербские области стали плацдармом трех сил – Турции, Венгрии и Венеции, населенные по большей части сербами-воинами.

     

     В то же время, когда сербский народ принимал католичество, он сохранял свои обычаи и традиционную материальную культуру. Привнесенная извне культура Западной Европы, не только та элитарная, но и повседневная, как, к примеру, гончарство, с приходом турок пришла в упадок. В течение XVI-XVII вв. прослеживается средневековой материальной культуры народа.