Главная страница

Мы в соцсетях











Песни родной Сербии







.......................




/5.12.2008/

Квазигосударственность как инструмент гегемонии: казус Косова (II)

Экономика квазигосударственности

     

     Квазигосударственность определяется экономическим потенциалом территории, которая претендует на статус суверенного государства.

     

     Автономный край Косово на протяжении всего послевоенного периода (1946–1991 гг.) оставался самым слаборазвитым регионом социалистической Югославии, несмотря на выделение значительных средств на его развитие из бюджетов федерации и собственно Сербии. Например, только в 80-е годы ХХ в. помощь, выделяемая Косову, составляла 1,5 млн. долл. ежедневно (sic!), не говоря уже о затраченных средствах за все годы существования автономии. Однако, несмотря на постоянные финансовые вливания, поднять уровень развития края до среднефедерального, снять социально-экономическую напряженность так и не удалось. Специалисты объясняют это несколькими причинами.

     

      Во-первых, это опережающий естественный прирост населения. По темпам демографического роста Косово занимало и занимает первое место не только в Югославии, но и в Европе. То есть все капитальные вложения поглощались приростом населения.

     

      Во-вторых, налицо нецелевое и непродуманное распределение средств. Эффективность капиталовложений в крае была ниже в два раза, чем в целом по стране. Планы экономического развития крайне редко выполнялись, поддерживались нерентабельные предприятия, несмотря на то, что сумма их убытков росла в геометрической прогрессии. Отсутствовала стратегия включения экономики края не только в федеральную экономику, но и в республиканскую. Внутренний товарооборот с каждым годом увеличивался и к середине 80-х гг. достигал 63 %.

     

      В-третьих, шел бурный процесс «албанизации Косова». Занятия в школах и университете велись преимущественно на албанском языке, по албанским учебникам и приглашенными учителями и профессорами из Тираны. Государственные программы игнорировались, однако финансирование среднего и высшего образования велось за счет федерального бюджета. Например, к концу 90-х годов Косово по количеству студентов превосходило даже республики СФРЮ, а на 1 тыс. населения край имел на 14 % больше студентов, чем в среднем по стране. Причем, 80 % студентов были албанцами.

     

      В-четвертых, многое объяснялось менталитетом албанцев, их нежеланием и даже неспособностью работать. Если обратиться к данным социалистического периода, то картина вырисовывается, мягко говоря, плачевная. По данным последней общеюгославской переписи 1981 г., в Косове проживало 1 584 558 чел., из которых в городах – 32,5 % (514 755), а 77,4 % населения края составляли албанцы (1 226 736). Но самое интересное в другом: удельный вес активного населения в общей численности жителей автономного края был всего… 23,8 % (sic!). В 1984 г. в общественном секторе было занято в общей сложности 205 600 рабочих (12,8 %), в том числе 42 230 женщин (2,66 %), а на производстве работало лишь 154 000 рабочих. Причем, промышленным производством в подавляющем большинстве были заняты сербы и черногорцы. Сельским хозяйством активно занималось только 14,7 % населения.

     

     При этом Косово можно назвать центром миграционных потоков социалистической Югославии: косовские албанцы уезжали в Европу, на их место приезжали новые мигранты из еще более бедной Албании. Как отмечает один из ведущих специалистов по албанскому вопросу Тим Джуда, с момента возникновения самостоятельного государства албанцы активно мигрировали в поисках лучшей доли и богатой земли.

     

     Итак, даже беглый взгляд на экономическое положение автономного края Косово при социализме выявляет ряд серьезных проблем в хозяйственной деятельности и государственном управлении. Зато по своим ресурсам Косово не имеет себе равных на Балканах, а возможно и во всей Европе. Особенно богаты косовские месторождения свинца, цинка, никеля, кадмия, бокситов, марганца, галлузита, селена и кварца.

     

     Исследованные на середину 80-х годов ХХ в. месторождения свинцовых и цинковых руд края составляли 52,2 % общеюгославских ресурсов, никеля 50 %, магнезита 35 %, лигнитов (бурого угля) 53 %, висмута 100 %. На Косово приходилось 14,8 % общеюгославского производства серной кислоты, 59,9 % серебра, 30 % цинка, 63,1 % рафинированного свинца. По данным Всемирного банка, стоимость минеральных ресурсов Косово до начала финансового кризиса составляла свыше 19 млрд. долл. Эксперты гражданской миссии ООН в Косове полагают, что запасы только лигнита составляют 8,3 млрд. тонн, сербские же специалисты считают, что они достигают 14 млрд. тонн, что дает Косову возможность вести их эксплуатацию в течение 150-200 лет. Запасы оловянной и цинковой руд оцениваются в 42,2 млн. тонн (это в три раза больше, чем в остальной Сербии), никеля и кобальта - в 13,3 млн. тонн, бокситов - в 1,7 млн. тонн, магнезита - в 5,4 млн. тонн. Цифры впечатляют и заставляют задуматься о ресурсной составляющей косовского вопроса.

     

      В условиях обострения мировой конкуренции за минеральные ресурсы стремление установить в Косове режим внешнего управления весьма логично. Иначе никто бы и не затевал отделение края от Сербии. Вариант сохранения Косова в юрисдикции Белграда с последующим принятием Сербии в «большую Европу» ведущие западные державы не устраивал. Куда предпочтительнее «интернационализация» сербских ресурсов. Собственно, после крушения биполярного мира именно этот вариант получения доступа к сырью стал весьма популярен у стран-гегемонов. Он предполагает следующую последовательность действий: дестабилизация государства (путем свержения правящего режима, усиления сепаратистских тенденций или прямого военного вмешательства); установление режима протектората якобы предотвращения (а на самом деле - для поддержания) хаоса, а затем - приватизация ресурсной и промышленной базы и бесконтрольная эксплуатация ресурсов. В этом отношении Косово - не «уникальный случай», а лишь один из ярких примеров создания искусственных территориально-политических образований с «проблемной» государственностью.

     

     Косово обладает не только ресурсами, но и промышленной базой. Так, хозяйственный комплекс «Трепче» считается самым важным промышленным объектом края. Он объединяет 14 шахт и 8 различных обогатительных фабрик, в том числе электролиз цинка, аккумуляторный завод, заводы серной кислоты, искусственных удобрений и т.д. Помимо этого из промышленных объектов следует назвать горнорудный энергетический и химический комбинат «Косово» в Обиличе, в распоряжении которого имеются ресурсы лигнитов, превышающие 10 млрд. тонн, объекты для обогащения угля, газификации и выпуска азота; ТЭЦ «Косово А» мощностью 790 МВТ и «Косово Б» мощностью 680 МВТ; плавильный и очистительный заводы в Глоговаце, выпускающие ферроникель. Крупные предприятия перерабатывающей промышленности размещены в Приштине, Печи, Титова-Митровице, Призрене, Гнилане, Косовской-Каменице и Урошеваце.

     

     После войны 1999 г. и разделения края на оккупационные зоны Косово почти ничего не производит, экспорт покрывает лишь 6 % импорта. По оценке директора Института перспективных исследований (Приштина) Шпенда Ахмети, импорт Косова составляет около 1,3 млрд. евро (1,9 млрд. долл.) в год, а экспорт - всего лишь 90-130 млн. евро. В Приштине шутят: «Мы производим политику - это наш главный товар». На первом месте услуги, сервис, составляющие более 70 % экономического потенциала Косова. Из трёх с половиной сотен относительно крупных промышленных предприятий работают единицы, хотя большинство их приватизировано. В упадке и основная отрасль экономики - сельское хозяйство.

     

     По неофициальной статистике, 75 % населения Косова моложе тридцати пяти лет – безработные. Молодежь уходит в теневой и криминальный секторы, на которые, по самым осторожным оценкам, приходится не менее 20-30% экономики края.

     

     В последние годы прирост ВВП в Косове составлял около 3 % ежегодно - за счет притока капиталов из-за рубежа от широко представленной в мире албанской диаспоры, доходов от «теневой экономики», международных дотаций и кредитов и роста сферы услуг. Внешний долг небольшого Косова огромен. Он составляет 1,2 млрд. долл. США, или 35 % ВВП края. Заметим, что Сербия выплатила до момента провозглашения краем независимости 218 млн. долл. косовского долга.

     

     Квазигосударственность непосредственным образом связана с финансовыми потоками. Официальной валютой края Косово является евро, которое используется УНМИК и правительством. Как и Черногория, Косово использует евро в одностороннем порядке, без подписания соответствующего соглашения с Европейским Валютным Союзом. Сербский динар используется только на территориях, населенных сербами.

     

     В 2007 г. бюджет ООН для Косова составил 150 млн. евро. Показательно, что 370 млн. евро косовская экономика получила от албанцев, живущих за рубежом. Эта помощь является основным легальным источником финансов Косова. Эти цифры просто не сопоставимы ни с потребностями края, ни с его долгами, ни с реальными доходами, которые дает торговля наркотиками, проходящими через край.

     

     Годовой оборот наркотической продукции в Косове достигает, по самым скромным подсчетам, 1 млрд. евро. За последующие три года Евросоюз собирается вложить в Косово около 2 млрд. евро инвестиций. По оценкам европейских специалистов, это сумма, достаточная для быстрого подъема экономики края, а значит, для борьбы с организованной преступностью и наркотрафиком. Сомнительная уверенность.

     

     По данным экс-руководителя российского бюро Интерпола (1997-1999 гг.), члена Совета по внешней и оборонной политике РФ Владимира Овчинского, уже 10 лет назад Интерполом было установлено, что албанские преступные структуры контролируют около 70 % рынка героина в Германии и Швейцарии. Каналы перевозки наркотиков через Балканы соединились с маршрутами, начинающимися в Юго-Восточной Азии. Главный маршрут транспортировки, известный как Балканский, пропускает 80 % наркотиков, предназначенных для продажи в Европе. Опиум, выращенный в Афганистане и Пакистане (центр так называемого «золотого полумесяца»), перерабатывают в Турции, а затем через бывшую Югославию и Чехию направляют в другие страны Европы. Далее Балканский маршрут ведет в Великобританию через французский порт Кале, где албанская мафия имеет прочные позиции.

     

     В 2005 г. Европол назвал албанскую мафию наиболее опасной для стран Евросоюза. В том же году полиция ряда европейских стран провела специальную совместную операцию «Андромеда» против албанской наркомафии. Учитывая рост производства наркотиков в Афганистане, на долю которого сейчас приходится 90 % всего героина в мире, а также тесные связи косовских албанцев с талибами и Аль-Каидой, доход от наркотрафика в «независимом» Косове тем не менее будет оставаться основной статьей дохода. Премьер-министр «независимого» Косова Хашим Тачи по кличке «Змей» уже давно плотно вписан в наркобизнес; за последние годы он организовал физическое устранение бывших своих соратников по ОАК - крупных наркодельцов.

     

      По данным спецслужб европейских стран за 2007 г., в настоящий момент действуют четыре основных канала доставки наркотиков:

     

     1. Албанский идет через Албанию, Македонию, Косово и Метохию, Центральную Боснию и далее в Европу. Часть этого пути проходит через озеро Скадар на севере Черногории, соединяясь с направлением Гусинье - Плавское озеро и далее через Рожай и Рашскую область (Санджак).

     

     2. Зеленый («Зетра») начинается в Турции, проходит через населенную мусульманами Южную Болгарию, захватывает Македонию, использует как перевалочную базу Прешево в Южной Сербии и заканчивается в Боснии. Направление «Зетра» (Турция — Босния), будучи одним из главных направлений криминального транзита, исторически является также магистральным путем проникновения ислама в Европу.

     

     3. Маршрут «Д», или путь через Дубровник. Проходит через пограничный переход «Дебели брег».

     

     4. Маршрут «Р», или путь через Риеку используется только при наличии надежных логистических центров в Хорватии и для прямых поставок наркотиков и оружия (албанские каналы криминальных связей, проходящие через Хорватию, а также Словению, существуют десятилетиями).

     

     Специалисты считают, что использование того или иного направления во многом зависит от времени года (зимой некоторые маршруты практически непригодны). Проблема осложняется широтой земляческих, коммерческих, родственных связей, сплачивающих албанскую диаспору в Европе. На сегодняшний день эта диаспора насчитывает 5 млн. чел.

     

     Ко всем экономическим проблемам Косова следует добавить позицию сербского руководства. После провозглашения «независимости» Косова официальное сербское информационное агентство ТАНЮГ выступило с заявлением, в котором фактически выставило счет за утраченное Сербией имущество на территории края. Общая стоимость недвижимости, по официальным сербским оценкам, составляет около 220 млрд. долл., из которых 4 млрд. – это частное имущество 30 тыс. сербских семей, изгнанных из края.

     

     Таким образом, в сухом остатке имеем мы полную экономическую несостоятельность Косова. Ни о какой реальной государственности здесь говорить не приходится.

     

     Источник: Фонд стратегической культуры