Главная страница

Мы в соцсетях











Песни родной Сербии







.......................




/22.3.2009/

Александр Бугарски - королевский архитектор

Красивый старый город – лучшее наследие, которое одно поколение людей оставляет другому. На основе его красоты потомки могут судить о величии культуры своих предков. Старый Белград – красивый город, что, несомненно, является заслугой наших предков.

     

     В апреле 1867 года на Калемегдане командир турецкой армии паша Али-Риза символично передал ключи от Белграда князю Михаилу, что ознаменовало собой конец почти трехсотлетней оккупации и Белград снова стал сербским городом. В тот же год Емельян Йосимович разработал первый современный план города.

     

     

      Кем же был Александр Бугарски?

     

     Александр Бугарски, один из первых сербских архитекторов, получивших образование, родился в 1835 году в венгерской области Эперъес (ныне – Прешов, Словакия). Он происходил из семьи инженеров. Его отец Йован Бугарски перебрался в Сербию в 1840 году и спустя два года в 1842 году принял здесь сербское гражданство. Вскоре после этого он был вынужден покинуть Сербию в связи со сменой правящей династии. Его постоянным местом жительства стал город Нови Сад, где его сын Александр скорее всего и закончил начальную и среднюю школу.

     

     Александр Бугарски изучал архитектуру и защитил диплом в Будапеште. В исторический 1867 год он приехал в Сербию и устроился работать в министерство строительства как инженер III разряда по трудовому договору. Со временем он стал его постоянным сотрудником, а в 1878 году – инженером I разряда. Когда в 1882 году в Министерстве было основано архитектурное отделение, Александра перевели туда. Перед смертью он вышел на пенсию в звании инспектора этого министерства. Он умер в 1891 году и похоронен в Белграде.

     

     И это лишь краткое упоминание о нем, учитывая, что он был женат и имел детей. И это практически все, что нам известно о жизни Александра Бугарского. Но разговор на этом не кончается, потому что об архитекторе лучше всего говорят его дела, а у Бугарского их было довольно много.

     Каждый, кто хоть раз побывал в Белграде, наверняка встречался с двумя самыми важными зданиями Александра Бугарского: зданием Народного театра на площади Республики и зданием Старого дворца, в котором сейчас находится Скупщина (мэрия) Белграда.

     

     


     

     Народный театр был построен по требованию князя Михаила Обреновича в связи с неудавшейся попыткой постройки театра на ул. Зеленого Венца, и это в промежутке 1868-1869 годов за рекордных четырнадцать месяцев на правительственном плацу перед Стамбульскими воротами. Князь скончался внезапно, даже не успев оценить здание, постройку которого начал. В память и благодарность князю театр совершил праздничное открытие 30 октября 1869 года с представлением “Посмертная слава князю Михаилу”. День открытия театра был освещен в прессе с невиданным доселе размахом. Вот впечатления посетителей, побывавших на открытии театра, согласно записи Джордже Малетича, писателя, написавшего текст премьеры: “Столь дивно украшенный театр производил неописуемое впечатление на зрителей, которые не могли даже и подумать о таком театре. Все вызывало уважение и восторг, как бы погружало зрителей в сказку из чьих-то снов.”. Более всех оживленным и радостным среди них несомненно был молодой архитектор Александр Бугарски. Полный гордости и восхищения, он смотрел на публику, которая восторженно наблюдала за его творением. Все усилия, нервы и опасения сейчас хлынули из него, а он уже знал, что для него открыт путь к славе и успеху, путь, который он гарантированно заработал себе своим делом.

     

     И при этом ему не было легко. Требовалось по приезде в Белград без постоянной работы в министерстве оправдать доверие на проектирование столь важного публичного здания. Доверие надлежащих лиц он заслужил, хорошо выполнив предыдущий заказ на перепланировку зала кафе «Английская королева» на ул. Космайской, дом 51, в пространстве временных помещений театра. Но сейчас перед ним стояла куда более сложная задача. Итак, было ли все дело в заслуженном доверии, или же это была игра случая, но Александр Бугарски получил ту чудесную возможность, о которой мечтали многие архитекторы.

     Решение основания Народного театра было выполнено им по общему образцу, применявшемуся тогда к театральным зданиям. В нижних помещениях театра располагались по порядку: вход, вестибюль-прихожая, зрительный зал и сцена. Слева и справа от главной оси театра он симметрично расположил остальные необходимые помещения. И внешняя архитектура театра также спроектирована им в духе времени постройки театра. Бугарски вдохновился видом здания миланского театра Ла Скала. Воздавая дань уважения месту, на котором строится здание, ему удалось осуществить его постройку в хороших пропорциях, а также с применением материалов куда более худшего качества чем те, из которых выстроен театр Ла Скала. Особое внимание Бугарски уделил фасаду, выходящему на площадь Республики. Он вертикально подчеркивал широкую среднюю выдававшуюся часть фасада строения, протянувшуюся через все этажи – ризалит, завершающийся треугольным тимпаном в крыше. Возле здания выделялось крыльцо с квадратными ступенями, над которым на высоте первого этажа находилась терраса с украшенным забором. Проработке первого этажа и его внутреннего убранства архитектор уделил основное внимание. Все в совокупности деревянное сооружение театра было обложено гипсом. Венецианские мастера обработали гипсом и позолотой потолок зрительного зала, поверхности парапетов, стены, а также ложи. Большинство оборудования также было заказано в Венеции. В важной работе по оформлению внутреннего убранства театра кроме Бугарского также принимали участие Емельян Йосимович и художник Стева Тодорович, для которого Бугарски позже проектировал дом.

     

     Легко заметить, что данное описание не соответствует теперешнему внешнему виду театра. Более поздними перестройками, которые по разным причинам случались с театром, архитектура здания оказалась полностью изменена.

     

     Первые из них состоялись еще в 1885 и 1903 годах, но до изменения классического архитектурного решения Александра Бугарского дело дошло в промежутке с 1911 по 1922 год. Именно тогда, согласно проекту архитектора Иосифа Букавца, в здании театра по обеим сторонам от входа появляются массивные пилоны (“башни”), а пластиковые декорации меняются в духе модернизма. Сделанные перепланировки затронули и территорию здания. Например, ограда театра раньше находилась ближе к Васиной улице, чем сейчас.

     

     Во время бомбежек Белграда во Вторую мировой войну здание народного театра было сильно повреждено, в 1942-1943 годах были сделаны новые перестройки. Во время перестроек 1986-1989 годов театру возвращено архитектурное состояние и внешний вид 1922 года.

     Строительство Народного театра принесло большую славу Александру Бугарскому. Соглашаясь с тем, что Бугарски за свой поступок получил денежную премию, секретарь театрального комитета М.Попович кроме прочего написал в одном из писем:

     

     

     “ В том, что новое здание театра угодно и власти и народу комитет убежден торжественным заявлением господина наместника княжеского достоинства, которое вы изволили ему высказать, а также многими заявлениями самых образованных людей того времени. Но эти благоприятные заявления обязывают комитет заявить, что это случилось благодаря стараниям и самоотверженной работе члена комитета Александра Бугарского, который разработал план постройки театра и от начала и до самого конца усерднейше старался, чтобы все завершилось точно и в срок. И сколь хорошо сделанный, искусный и славный театр получил народ в этом его художественном произведении, столь же и наш престол получил в лице его одного из лучших представителей нового сербского архитектурного трудолюбия…”

     

     Репутация во многом определила карьеру Александра Бугарского. Через десять лет после строительства театра, а точнее в 1884 году, в роли “королевского архитектора” Бугарски осуществляет свое самое значительное дело в Белграде – строительство Старого дворца (ныне – Скупщина города Белград).

     

     

      Старый королевский дворец

     

     


     Старый Дворец, ул. Драгослава Йовановича, 2.

     

     Здание Старого дворца построено на месте, принадлежавшем когда-то Стояну Симичу, видному политику, члену и председателю Государственного совета. Писатель Нушич пишет: « Когда в сороковых годах то место, на котором стоит Дворец, купил Стоян Симич с намерением обжить его и построить дом, жители Белграда смеялись над ним и называли его сумасшедшим, который пускает на ветер собранное достояние.” Скорее всего, смех сменился ревностью, когда по завершении политической карьеры и свертывании торговых дел Симич дом, выстроенный наперекор усмешкам, продал в собственность государства. Здание переделано и расширено под дворцовую резиденцию новоизбранного князя Александра Караджорджевича. Перед его свержением и приходом к власти Обреновича в Старом постоялом дворе, как называлось здание, останавливались все правители из этой династии кроме князя Милоша.

     

     На том же месте, как часть дворцового комплекса, Александр Бугарски, в то время уже признанный и оцененный по досотинству архитектор, получил заказ на еще один большой проект, дворец князя Милана Обреновича. Строительство продолжалось с 1881 по 1884 год и не было остановлено фактом международного признания провозглашения Королевства Сербии в феврале 1882 года.

     

     По общему виду архитектуры здание подпадает под лучшие сербские архитектурные направления XIX века. Четыре фасада Бугарски облицевал в духе академизма c элементами декора, заимствованными из ренессанса и архитектуры барокко. Спроектированное в духе своего времени, это здание также указывает нам на талантливого архитектора, сумевшего объединить все разнообразные архитектурные элементы воедино. Роскошнее всего оформлен фасад с видом на сад. Самая характерная деталь оформления этого фасада – кариатиды на уровне первого этажа. Кариатиды повторяются также и на фасаде по отношению к сегодняшней улице короля Милана.

     

     Кариатидами называются женские статуи в столах, то есть длинных женских халатах, которые носили старые римлянки. Это слово греческого происхождения, оно происходит от названия города Кария. Кариатиды употребляются вместо колонн на здании.

     Как дошло до того, что женские статуи стоят на здании вместо колонн и носят при этом венки с цветами, объясняет Виртувий, архитектор и теоретик, живший в первом веке до нашей эры. Вот его история:

     

     “Пелопонесский город Кария вступил в бой против греков на стороне персов. Когда греки после победы над персами вышли из войны, они объявили войну карийцам, заняв их город, разорив его и убив всех мужчин, а женщин уведя в рабство. В рабстве им не разрешили снимать одежды включая даже матриархальные облачения, но не для того, чтобы ввести их в состояние триумфа, а для того, чтобы показать: они тайно, на манер рабства, получают наказание тяжкого позора за свой город. Именно поэтому тогдашние архитекторы на публичные здания устанавливали их скульптуры, будто бы все еще отягощеные позором, чтобы и в памяти потомков оставалась память о наказании из-за предательства карийцев.”

     

     Фасады Старого дворца были оштукатурены и выкрашены желтой краской, внешние элементы сделаны из искусственного, а рустика – из настоящего камня. Три угла постройки завершались стройными куполами. Во внутреннем помещении площадью около 1600 квадратных метров, рядом с холлом, в котором был размещен зимний сад и который он окружил коридорами с выходами на первый этаж и в картинную галерею, Александр Бугарски разместил и другие помещения. Наибольшее пространство, как и подобает дворцу, занимали большие залы для приемов и балов, а также трапезные. Кроме роскошных салонов, в Старом дворце находилась библиотека, в которой насчитывалось больше тысячи книг, а также маленькая капелла, оформленная в духе православных церквей. О внутреннем убранстве Старого дворца заботилась комиссия, в состав которой кроме Александра Бугарского входили профессор Высшей школы искусств Михайло Валтрович и художник Доменико де Андреа. С оформлением части дворца связано и имя Йована Илкича, также видного сербского архитектора.

     

     Все внутреннее убранство привезено из Венеции. Во дворце блестело все, от паркета до резных деталей мебели . Английский пейзажист Вивьен описал величественную бальную залу с лимонного цвета стенами и большими белыми люстрами из венецианского стекла, которые “на государственных праздниках приятно блестят, залитые электрическим светом”. Первая большая перепланировка в них была сделана около 1930 года, вторая – после значительных повреждений, полученных в ходе Второй мировой войны. Тогда был изменен фасад и открыт торжественный вход на теперешнем Бульваре короля Александра. И несмотря на то, что по прошествии времени изначальный внешний вид здания несколько изменен, он все же остается в основном близким к изначальному.

     

      Стройка на улице Князя Михаила

     

     Творчество автора могло бы ограничиться этими двумя презентабельными объектами и для карьеры одного архитектора этого было бы вполне достаточно. Между тем, Александр Бугарски только по собственным спискам, как говорит о том Никич, только в одном промежутке с 1859 по 1886 год построил аж 126 частных и публичных зданий. О некоторых из них неизвестно, что их строил именно Бугарски, некоторых нет вовсе или же они изменены до неузнаваемости.

     

     Когда по плану Емельяна Йосимовича улица Князя Михаила продолжена, отреставрирована и расширена, которая до 1872 года называлась Делийской, стало возможным связать Калемегдан с переферией города, где был построен главный торговый центр. Богатые торговцы, за счет которых строилась эта улица, тяготились тем, что их положение в обществе и репутация зависят от внешнего вида их жилищ и построек, притом строительство они уже поручали многим образованным архитекторам. Так Александр Бугарски как действительно гениальный архитектор получил заказ на улице Князя Михаила на строительство аж 10 домов. Сейчас их осталось меньше половины. Дом оптового торговца хлопковой пряжей, джинсовой и другими тяжелыми тканями Тасе Спасича и его брата Рашича, находящийся в одном углу с улицей Николы Спасича по адресу улица Князя Михаила, 45, построен в 1884 году. В отличии от многих построек, дом сохранился в первоначальном виде. Дом К. Месаровича по адресу ул. Князя Михаила, 18 также долгое время считался единственным сохранившимся произведением жилищной архитектуры Александра Бугарского. По архитектурной и внешней ценности он является одним из лучших проявлений архитектурной эклектики в Белграде.

     

     Дом Панжеллы на ул. Князя Михаила, 37 построен в 1872 году. На время постройки крыльцо, первый этаж и фасад этого дома считались лучшими в городе. Надстройка второго этажа, не нарушающая оригинальное решение первого, построена в 1901 году по проекту другого известного сербского архитектора. В тот же год дом приобрел Никола Спасич и завещал его инвалидному фонду имени Св. Георгия Победоносца. Никола Спасич, известный белградский торговец, был также и большим народным благотворителем, который оставил все свое имущество сербскому народу на строительство больниц, домов для сирот и беспризорных и вообще на всяческие благородные цели. В 50-х годах XX века дом неудачно надстроен на 2 этажа вверх. Со строением через дорогу, домом торговца Радована Барловца по адресу ул. Князя Михаила, 40, которую также проектировал Бугарски, на время постройки она производила впечатление одного целого. Дом Радована Барловца построен на том месте, где перед этим находился храм Св. Ямандии. Около 1920 года этот дом также был надстроен на 2 этажа со стилистическими особенностями нижних этажей, став таким образом первым четырехэтажным домом на улице Князя Михаила.

     

     К сожалению, велико число построек, о которых известно, что их спроектировал Бугарски и которые в последнее время разрушены. Из разрушенных построек на улице Князя Михаила читатели старшего поколения наверняка помнят те, которые были размещены на месте здания “Прогресс” на углу ул. Князя Михаила и ул. Змая Йована, где некогда размещалась известная галерея “Себастиан”. Здесь же и дома на улице Князя Михаила 15-17, 19, 47, на ул. Зеленого Венца, 14, Герцеговинской 7, Бранковой, 24, некогда Господской, дом, принадлежавший когда-то Стеви Тодоровичу, который вместе с Болгарским работал над оформлением внутреннего убранства Народного театра, а также многие другие.

     

     Александр Бугарски не занимался только лишь проектированием домов и важных построек. В своих списках архитектор уточняет, что в 1869 году он украсил здание Соборной церкви и почти весь белградский старый город в промежутке с 1869 по 1870 год. Он же и автор первого проекта обустройства парка на Калемегдане.

     

     Он строил не только в Белграде. Жители других городов могут похвастаться его произведениями. Он построил церкви в Неготине, Лознице и Ритопеке, около Белграда, школу “Светозар Маркович” в г. Нови Сад, муниципалитет в г. Смередево…

     

      Перевод с сербского Матюхина Артёма.