Главная страница

Мы в соцсетях











Песни родной Сербии







.......................




/25.5.2009/

Негативный образ сербов в американских фильмах: склонны к убийствам и организованной преступности



     

     Старинное китайское проклятие «чтоб тебе жить в интересные времена» сбылось для сербов наихудшим образом в страшные девяностые годы прошлого века. Эти годы отмечены войной и международными санкциями, а падению авторитета Сербии по-своему посодействовала и американская киноиндустрия.

     Голливуд, отражая официальную политику Соединенных Штатов Америки и в соответствии со стандартно-упрощенным, черно-белым образом мира, в котором есть только хорошие и плохие парни (как правило, американцы хорошие, а все остальные народы плохие), выпустил десятки фильмов о сербах и их участии в балканском конвеере зла. Результат таков, что почти в ста процентах случаев сербы изображаются негативно и односторонне, подобно русским в американских же фильмах времен холодной войны.

     Любой гость, посетивший столицу Сербии Белград с добрыми намерениями, по работе или для отдыха, ясно видит, что сербы – очень приятные и миролюбивые люди, однако в американских фильмах этого до сих пор не было заметно. Во всяком случае, помимо мучений и страданий от многочисленных войн, Сербии пришлось терпеть оскорбления, содержащиеся в односторонних американских фильмах.

     Событием, ознаменовавшим перемену к худшему в американском видении сербского народа, можно считать фильм «Скала» (1995) с Шоном Коннери и Николасом Кейджем в главных ролях. В фильме есть сцена, где главные герои демонтируют бомбу, которую американские сербы собираются отправить в Боснию. Вызывает интерес и визуальный (негативный) эффект: на пакет с бомбой наклеен сербский флаг, а рядом с бомбой, в которой находится смертоносный газ и взрывчатка, помещены противогаз и порнографические журналы. Ничего подобного в реальности не происходило.

     Далее в фильме почти не идет речь о сербах, но он задает импульс по теме, которая оценивается как актуальная и, прежде всего, хорошо оплачиваемая, приравнивая сербов к иракским террористам-мусульманам. Или – почему бы и нет? – ставя их плечом к плечу с индейцами из ранних ковбойских фильмов, которых неустрашимый Джон Вейн так успешно уничтожал.

     За «Скалой» последовал известный блокбастер «Миротворец» (1997), в котором Джордж Клуни с Николь Кидман преследуют сербского террориста Душана Гаврича, собирающегося заложить атомную бомбу в Нью-Йорке. Сербские зрители с иронией отреагировали на такой фантастичный поворот событий. Из-за бессмысленности сюжета известные сербские актеры – Мики Манойлович, Лазар Ристовски и Драган Николич – отказались играть предложенную им роль сербского террориста. Все же образ Душана, за роль которого в конце концов взялся румынский актер Марсел Лурес, имеет человеческие черты и интерпретирован им как человек, ведущий тяжелую борьбу с демонами из прошлого. «Миротворец» шел и в сербских кинотеатрах, и зрители с долей юмора принимали невообразимую, казалось бы, ситуацию, где серб стал террористом-самоубийцей. А на одном из белградских интернет-форумов написано, что во время показа сцены, когда Кидман и Клуни гонятся за террористом по Манхэттену, зрители во весь голос подбадривали Гаврича криками «Дуле! Дуле!»

     В отличие от «Миротворца», низкобюджетные американские фильмы демонстрируют гораздо меньше деликатности по отношению к сербским злодеям. В качестве одного из самых гнусных примеров оскорбления и поверхностности приведем фильм «Снайпер-2» (2002), где Том Беринджер, как вечный киношный офицер военно-морского флота, дает приказ о ликвидации сербского генерала, ответственного за преступления в Косово. Фильм снимался в Венгрии, и все сербы в нем говорят на языке своих северных соседей. Затем, в 2003 году, был снят «Четвертый ангел» с Джереми Айронсом, который играет журналиста, готового отомстить за убийство жены и детей, погибших во время захвата самолета, организованного сербскими террористами с экзотическими именами – Лойвек Иванич и Карадан Малдич. Таких имен в сербском языке не существует.

     Часто сербы выступают и в роли мафиози. Так, в британском фильме «Лайер Кейк» (2004) – триллере, где кроме Дэниела Крейга, который прославился в роли Джеймса Бонда, появляется и сербский актер Драган Мичанович, сюжет закручен вокруг миллиона таблеток экстази, произведенных на наркофабрике, контролируемой сербской мафией.

     Часто киношные сербы говорят на испорченном сербском, если вообще владеют родным языком, а по-английски говорят в основном с русским акцентом. Или же они говорят с боснийским произношением, хотя действие, как в фильме «Hunted» (2003), происходит в Косово. Сербы часто одеты в русскую униформу, они агрессивны, нахмурены, чуть что хватаются за оружие, беспощадны, склонны к организованной преступности и применению бомб огромной разрушительной силы. Часто они напоминают героев американских фильмов «экшн», с той оговоркой, что парни из Сербии, разумеется, плохие.

     Европейские режиссеры тоже не остались в долгу по сербскому вопросу. Испанский фильм «Игра тени» (2002) рассказывает о столкновениях в Косово и о косовских сербах, стереотипно представленных как разнузданные палачи без всякого признака совести.

     И европейская киноиндустрия не оставляет сербов без внимания. Что касается сербов-мафиози, они фигурируют и в известной датской трилогии «Дилер» Николаса Рефна, по брутальности очень напоминая итальянскую мафию. В Сербии весьма популярен фильм «В Китае едят собак» (1999), не лишенный известного шарма, полный наших актеров и сочного сербского языка, и даже сербской народной музыки, – он создает более реальный образ «жестоких сербских парней». «Отряд охотников» с Ричардом Гиром в главной роли (2007) предлагает «интерпретацию» охоты на бывшего президента Республики Сербской Радована Караджича (в фильме его зовут Драгослав Богданович Лисица), с узнаваемыми образами бородатых и простоватых сербов, готовых на разные бесчинства.

     Интересно, что в спокойные 70-е и 80-е годы прошлого века, пока сербы жили в мирной Югославии, они часто сожалели, что их редко показывают в американских фильмах – а сейчас они бы в любом случае больше хотели, чтобы о них забыли. Никто из представителей сегодняшней общественности не оспаривает, что сербы совершали преступления в ходе гражданской войны, но их оскорбляет то, что преступниками всегда считают их, а жертвами – остальные народы бывшей Югославии, что просто неверно. Остается надеяться, что однажды в голливудском фильме будет показан сербский профессор – преподаватель литературы и поэт, что гораздо реальнее и ближе к истине о сербском народе. Этот профессор должен будет дождаться другого мнения Белого дома о сербской политике на Балканах – и того момента, когда злые сербы на широком экране уже не будут в Голливуде такими киногеничными и перестанут приносить большой доход.

     Единственный способ, которым сербы могут бороться против ошибочного общественного мнения – показать себя как хороших хозяев иностранцам, приезжающим в нашу страну – будь то русские, англичане или американцы. В большинстве случаев это им и удается. Как правило, все они возвращаются к себе домой с улыбкой на лице, вспоминая оказанный им добрый прием, хорошую компанию и прекрасных сербских девушек.

     

     

     


Комментарии (4)