Главная страница

Мы в соцсетях











Песни родной Сербии







.......................




/31.8.2009/

Сербский вождь Карагеоргий



     

     
О крови праведника


     

      Православная вера – единственно истинная из всех – для своего преумножения и процветания требует самой высокой, самой благородной крови.

      Таков удел нашего рода, чтобы лучшие его сыны жертвовали собой ради продолжения жизни менее великих. Человечество спасается жертвой самых ценных его представителей. Все лучшее, что созревает на ниве человечества, должно быть принесено в жертву ради искупления большинства. Поэтому люди с незапамятных времен верили, что только праведная кровь и спасает, и искупает. Великие люди являются в мир не для того, чтобы наслаждаться мирскими радостями, но для того, чтобы эти радости стали доступны и возможны для их меньших братьев. Но эти меньшие братья часто их не понимают и не слушают, но гонят, мучают и предают на смерть.

      Но Бог так хочет, дорогие братья, чтобы великие люди после своей смерти становились еще более сильными, могущественными и красноречивыми. Когда уста их замолкают, начинает взывать их кровь, выводя людей с их обрывистых и запутанных стезей. И только тогда люди возвращаются, стыдясь и каясь, туда, где пролили кровь великого человека, возводят ему памятник и лишь тогда следуют тем путем, который им Божий посланник указал еще при жизни.

     Малые знания достигаются учением, великие – верой и благоговением. Христоверный и благоговейный Карагеоргий не имел тех мелких знаний, какие присущи современным сербам, но зато он обладал всеми великими познаниями. Благодаря этим великим познаниям, которые Сам Бог дарует верным и достойным без участия всякой земной школы, Карагеоргий не желал существования Югославии, какую создали его Коронованные потомки, но он стремился видеть содружество православных народов на Балканах. И Карагеоргий мученически пострадал за это желание. Но его идея, отвергнутая тогда, ныне стала все больше притягивать внимание сербов. После всех заблуждений и скорбей, которые перенесли сербы, они должны вернуться к этой идее своего великого предводителя – идее Союза всех православных народов на Балканах с оплотом в Православной Руси. Все это не ради царства земного, но ради Небесного; не ради славы и величия Державы, но ради служения Христу. Послушание Богу единоверных народов стало бы смыслом и проектом их совместной истории.

      Всякая великая и спасительная идея реализуется медленно, с большим трудом и, как правило, возводится на мученической крови своих основателей. Христианство вышло из катакомб и было признано лишь через 300 лет. Карагеоргиева идея о союзе свободных народов Балкан запечатана кровью своего вождя в селе Радоване и ждала своего осуществления до сих пор – вот уже более 120 лет. Эта идея – великая и спасительная – с Божиим благословением будет осуществлена, если все жители Балкан примут ее, если сербы усвоят ее сердцем, душою и разумом. Не примет ее сербский народ, если будет следовать за испорченным и антихристианским духом своей лукавой легкомысленной интеллигенции. Но примет ее лишь тогда, когда пойдет за духом этого великого и святого гения «от сохи» – духом Черного Георгия из Тополы. Впрочем, поживем-увидим…

      Царство балканских народов с Царством Святой Руси – не России нерусской и языческой, но Святой Православной Руси – может всему человечеству послужить во благо. Каким же образом? Не насилием, захватом, гордостью, себялюбием и лживой теократией. Никак нет, но богопослушанием – чертой характера сербского народа.

     

     
Битва под Иванковицами


     

      После расправы над предводителями народных восстаний султан возомнил, что теперь сербы успокоятся, но сербы продолжали свою борьбу. Тогда султан приказал Хафис-паше двинуться на них с войском. Хафис вышел из Ниша с 15000 пеших и всадников и прибыл в Прачин. Заготовил много веревок, чтобы вешать сербов, лезвий и белых шапочек вместо сербской шубары (национальный головной убор. – Примеч. пер.), чтобы унизить и посмеяться над сербами. Но не знал он, что Богу это неугодно. Сербов было около 8 тысяч, и они сосредоточились в селе Иванковцы близ Парачина. Хафис-паша созвал военный совет в самом большом доме. Дом был хорошо освещен, и турки шумно веселились, в то время как в сербском стане царило молчание и возносилась молитва Богу. У сербов была только одна пушка. Карагеоргий медлил, удерживая артиллериста Стеву. Народ стал кричать: «Пали, Стево!»

      Громыхнула пушка, и ядро угодило в дом, где сидел паша. Свет погас. Было много мертвых и раненых, у Хафис-паши перебило ногу. Турок охватила паника, а сербы ринулись в атаку и одержали полную победу.

      На следующий день турецкая делегация умоляла Карагеоргия пощадить их и оставить им жизнь и честь. Праведник повелел им сложить оружие, снаряжение и пищу и оставить это на поле перед Парачином. «Все это мои воины купят у вас, никто не войдет в город, чтобы грабить и мстить», – сказал Карагеоргий. Сравни, читатель, это благородство с теми ужасами, которые вытворяли усташи над сербским народом!

      Битва под Иванковицами была первым сильным ударом по турецкой военной мощи. После этого через год последовал удар на Мишаре. Потом был третий и четвертый и еще много – вплоть до 1912 года, когда турецкая армия была совсем разгромлена.

      Действительно, сербам есть чем гордиться и что славить. Ведь сербское восстание под предводительством Карагеоргия – событие мирового исторического значения, так как оно стало началом разрушения тиранского царства и сигналом для многих угнетенных народов к требованию независимости и свободы на трех континентах: в Европе, Азии и в Африке.

     

     
Боголюбие Карагеоргия


     

      Карагеоргий был добрым и верным сыном Сербской Православной Церкви. Еще в начале Восстания русский Царь Александр II послал ему саблю с надписью: «Защитнику Православной веры и Отечества». Он, проснувшись, всегда неукоснительно молился Богу и часто повторял: «Если Бог даст» и «Помоги, Господи!» Постился все посты – и малые, и великие; в его доме все строго соблюдали пост. В военных расположениях перед битвами по указанию Карагеоргия священники всегда служили молебны.

      Когда в 1812 году Наполеон двинулся на Россию, Карагеоргий повелел митрополиту Леонтию, чтобы по всем церквям служились молебны о победе «над врагами рода Славянского». Во время восстания по примеру Карагеоргия народ говорил, что борется за «Крест Честной и Свободу Золотую». В одном из своих писем Черногорскому владыке Петру Негошу он писал, что сербский народ встал на борьбу за свои святыни и монастыри, и что лучше в своей вере умереть, чем свою веру попрать. Свое обращение к народу в 1813 году он завершил такой молитвой: «Боже, помилуй и вдохнови народ сербский и сердца сербских сыновей, Аминь. Боже Всемогущий, разори и победи силу турецкую, которая замышляет разорить благочестие Твое. Аминь».

      В другом обращении к народу Карагеоргий угрожал смертной казнью всем, кто «не пожелает умереть за свою Веру и закон, за свой род и Отечество, за свою славу и Царство Небесное». За изменников он запрещал даже свечи в церкви ставить и поминать их. Почитал священство и монахов. Очень любил протоиерея Афанасия из Орашца, протоиерея Матвея, иерея Луку Лазаревича, иерея Смлянича, протоиерея Милутина из Гучи и остальных, кто понимал и поддерживал его. Если священник согрешал, то он наказывал его как мирянина. Так, узнав достоверно, что митрополит Леонтий Грек, приняв сторону турок, с некоторыми воеводами что-то замышляет против сербов, он повелел его хорошенько выпороть.

      Помогал сербам восстанавливать разрушенные турками храмы. Так, проезжая мимо села Коневичи близ Чачка, спросил у крестьянина, где находится церковь. Тот указал на маленькую хижину. Карагеоргий сразу вытащил 12 дукатов и отдал людям, чтобы те построили новую церковь. И в своем родном селе Тополе тоже построил прекрасную церковь, в которой по сей день идет служба Богу.

      По характеру Карагеоргий был молчалив, но при необходимости мог зажечь словом народные сердца. Пока он одерживал победы в Санджуке (1809), турки захватили Делиград и двинулись на север вдоль Моравы. Под влиянием предательства некоего Родофиникина народ стал переходить на Австрийскую сторону. Карагеоргий спешно двинулся в эту область и, увидев огромные массы перебежчиков, переходящих реку, заплакал. Потом, встав на возвышенность, обратился к людям: «Родолюбы, в тяжелые минуты не надо падать духом, но следует показать всему миру, что мы – достойные потомки наших предков. Отечество в опасности и сегодня нуждается в вашей помощи. Беритесь за оружие и двиньтесь на неприятеля, чтобы победить его или пасть в бою. Эта брань праведная, и Бог благословит наше оружие. Во всякой битве и во всякой опасности я буду на переднем фланге». Его речь произвела сильное впечатление. Тысячи людей присоединилось к Карагеоргию. И в короткое время турки были изгнаны за пределы Сербии. Сравнивая этот призыв с призывами Бонапарта или Муссолини к своему народу, мы видим разницу в целях войны. Оба латинских диктатора хотели воодушевить свои войска на завоевание чужих земель, в то время как деревенский сербский вождь своим словом поднимал народ на борьбу за свободу и независимость. Там – красноречие холодного расчета, здесь – слово правды Божией.

     

     
Скромность Карагеоргия


     

      Апостол Павел пишет: Вменяю вся тщету быти за превосходящее разумение Христа Иисуса Господа моего, Егоже ради всех отщетихся, и вменяю вся уметы быти, да Христа приобрящу (Флп. 3, 8). Великие люди имеют в сердце лишь одну единственную великую идею. Вне этой идеи для них все малозначимо, ничтожно и тщетно. Карагеоргий был таким великим человеком. Его интересовало только освобождение сербского народа. Этой идеей он жил и дышал, об осуществлении ее он размышлял день и ночь и трудился над этим до последнего своего вздоха. Русскому посланнику Пауличу он ясно выразил свою идеологию: «Запомните хорошо, я ничего другого не желаю, как только видеть свое Отечество полностью и навсегда свободным от турецкого ярма; потом я оставлю войну и снова вернусь к плугу». Жил он очень скромно. За семь лет Восстания не принимал никакой платы из государственной казны. Немецкий историк Ранке пишет, что Карагеоргий не увлекался «блеском и величием, когда стоял на высоте власти – он носил свой старый чакшир, потрепанный гуняц и черную шубару».

      Известен такой случай. После битвы на Дрине в 1810 году некие турецкие старейшины явились на переговоры по передаче военнопленных и тел убитых турок. В стане, куда они пришли, находился Карагеоргий с воеводами. На них были очень богатые одежды, расшитые золотом и серебром, а Карагеоргий был в белой рубахе, в гуне (верхняя одежда) и опанках (лапти из кожи). Турки поздоровались с нарядными воеводами, а на Карагеоргия даже внимания не обратили и спросили: «А где уважаемый Карагеоргий?» Тот ответил: «Это я. Кому черный, а кому белый» («Карагеоргий» означает Черный Георгий. – Примеч. пер.). Турки не поверили и после переговоров попросили передать приветствие «беку Карагеоргию».

      В скромности Карагеоргия содержалась великая сила: на ней было основано уважение подчиненных, и ею он возвышался над военачальниками. Многих из них расслабляло множество поставленных перед собою целей. Конечно, и они ратовали за освобождение Сербов, но в то же время их интересовали и власть, и честь, и наслаждения, и блеск богатства. Между тем это шло во вред главному устремлению Карагеоргия к национальной независимости.

     Эта разница в целях явилась причиной двух катастроф в сербской истории: косовской и югославской.

     

     Источник: "Дух христианина"


Комментарии (1)