Главная страница

Мы в соцсетях











Песни родной Сербии







.......................




/9.10.2004/

Византийские авторы о переселении славян на Балканы




     ИОАНН ЭФЕССКИЙ


     


      Сириец Иоанн (506/7-585) был монофиситским (еретическим) епископом Эфеса, вел миссионерскую деятельность на Востоке, жил в Константинополе. Его "Церковная история", как она дошла до нас, охватывает период с 571 по 585 г.


     


     О нападениях славян


     


      VI, 25. В третий год после смерти императора Юстина59, в царствование императора Тиверия, вышел проклятый народ славяне и прошли всю Элладу, области Фессалоники и всю Фракию. Они захватили много городов и крепостей, опустошили, сожгли, полонили и подчинили себе область и поселились в ней свободно, без страха, как в своей собственной. Так было в течение четырех лет, пока император был занят войной с персами и все свои войска посылал на восток. Поэтому они расположились на этой земле, поселились на ней и широко раскинулись, пока бог им попускал. Они уничтожали, жгли и брали в полон до самой внешней стены и захватили много тысяч царских табунов конских и всяких других. И до сего времени, до года 89560, они расположились и живут спокойно в ромейских областях, без забот и страха. Они берут в плен, убивают, сжигают, они разбогатели, имеют золото и серебро, табуны коней и много оружия и обучены воевать более, чем ромеи. Они люди грубые, которые не осмеливаются показываться вне лесов и защищенных деревьями мест. Они даже не знали, что такое оружие, за исключением двух или трех лонхадиев, то есть копий для метания.


      Пигулевская Н. В. Сирийские источники по истории народов СССР. М.; Л., 1941. С. 140-141.


     


     МАВРИКИЙ


     


      "Стратегикон", т. е. пособие по военному искусству, был составлен в конце VI - начале VII в. византийским полководцем, а затем императором Маврикием (582-602) или по его поручению. В "Стратегиконе" дана реальная картина борьбы Византии со своими врагами - франками, персами, аварами, славянами.


     


     Образ жизни славян


     


      XI, 4. Племена славян и антов имеют одинаковый образ жизни и нрав. По причине любви к свободе они никогда не соглашаются служить или подчиняться, и особенно в своей собственной стране. Они многочисленны и выносливы, легко переносят и жар, и холод, и дождь, и наготу тела, и недостаток пищи. С гостями они кротки и радушны, в случае надобности охраняют их поочередно, когда те путешествуют с места на место, так что, если гостю придется пострадать из-за нерадения хозяина, против того идет войной тот, кто принимал у себя этого гостя накануне,- такая месть почитается священным долгом. А тех, кто попадает к ним в плен, они держат в рабстве не бесконечно, как другие племена, но назначают им определенное время, по истечении которого оставляют на их усмотрение, хотят ли они за определенный выкуп вернуться в родные места, или остаться у них уже в качестве свободных людей и друзей.


      У них много разного скота и продовольствия, особенно проса и жита, которое они складывают в кучи... Их жены целомудренны сверх человеческой природы, так что многие кончину мужей считают и своей смертью и добровольно удушают себя, поскольку не признают за жизнь прозябание во вдовстве.


      Селятся они в лесах, у рек, топей и труднопроходимых озер и делают в своих жилищах множество выходов, видимо, на случай опасности. Самые дорогие для них вещи они зарывают в тайниках, не владея на виду ничем лишним.


     


     Военное искусство


     


      Живя жизнью разбойничьей, они любят нападать на своих врагов в лесах, теснинах и кручах. Они умело пользуются засадами, внезапными набегами и хитростями, как днем, так и ночью; ими изобретено множество уловок. Более всех людей они опытны в переправе через реки и храбро переносят пребывание в воде, так что, если кого-либо настигнет опасность, когда он находится дома, часто он погружается в воду, держа во рту заранее приготовленные стебли камыша, достающие до поверхности воды и совершенно полые. И так они лежат навзничь под водой, дыша через них, и выдерживают так по многу часов, никак не выдавая своего присутствия... Каждый воин вооружен у них двумя маленькими дротиками, а некоторые также щитами, прочными, но неподъемными. Пользуются они и деревянными луками с маленькими стрелами, смазанными специальным сильным ядом... Будучи безначальны и враждуя друг с другом, они не признают военного строя и не умеют сражаться в открытом бою или появляться в открытой и непересеченной местности. Если и случится им отважиться на бой, они с криком двигаются все вместе вперед, и, коль скоро противник испугается их крика и дрогнет, они решительно наступают. В противном же случае они сами обращаются в бегство, не спеша испытать силу врага в рукопашной схватке. Они бегут в леса, поскольку имеют там большую поддержку, умея слаженно воевать в труднодоступных местах. Часто они бросают ту добычу, которую несут с собой, и, изобразив сильную панику, бегут в леса, но, когда их преследователи бросаются на добычу, они с легкостью поворачивают и наносят им удар. Это они готовы проделывать охотно и изобретательно, приманивая так своих врагов.


     


     Как бороться со славянами


     


      Они во всем вероломны, не выполняют заключенных договоров, а уступают больше из-за страха, нежели под воздействием подарков. Поскольку среди них нет единомыслия, они или вовсе не идут на соглашения, или одни идут, а другие тотчас его нарушают, так как все держатся противоположных мнений, и ни один не желает другому уступить... Походы против них лучше предпринимать в зимнее время, когда деревья голые и спрятаться среди них нелегко, а снег выдает следы беглецов. К тому же и запасов у них мало, и сами они почти обнажены... Следует распространять слухи, что и из других мест на них готовится нападение, чтобы из-за этой молвы, благодаря предусмотрительности начальников, каждый сражался за собственные владения, не имея возможности соединиться с другими и доставлять сложности нашему войску... Поскольку у славян много предводителей61, между которыми нет согласия, не лишено смысла приручить некоторых из них речами или дарами, и прежде всего властвующих поблизости от наших границ, и тогда нападать на других, чтобы не все они прониклись к нам враждой и не склонились к единовластию. Так называемых перебежчиков, которые вызываются показать дорогу или сообщить что-либо, следует надежно опекать: ведь даже среди ромеев есть такие, что под воздействием времени забывают о соотечественниках и начинают выше ценить свою преданность врагам... Поселения славян и антов расположены на реках, одно за другим, и связаны друг с другом, так что между ними нет сколько-нибудь значительных промежутков; близко к ним подходят леса, болота и камыши. В результате, когда будет обнаружено первое из селений и все войско завязнет там, все остальные славяне, расположенные в окрестных лесах, заметят наше передвижение и с легкостью унесут свое имущество прямо у нас из-под носа. А их молодежь, имея свободные руки, прячется и, выбрав подходящий момент, нападает на воинов - от этого трудно принести им ущерб... При подобных набегах не следует брать в плен тех врагов, которые могут оказать сопротивление, но убивать всех, кто попадется, и идти дальше.


      Das Strategikon des Mauricius. Wien, 1981. S. 370-388, пер. С. А. Иванова.


     


     ФЕОФИЛАКТ СИМОКАТТА


     


      Феофилакт - уроженец Египта, получил блестящее и разностороннее образование Современник и горячий сторонник императора Ираклия (610- 641). Свою "Историю", охватывающую период с 582 по 602 г, Феофилакт написал в 30-х гг. VII в. Его труд содержит множество сведений о славянах, здесь приводится лишь малая их часть.


     


     Славяне и авары


     


      I, 7. ...Авары подсылают62: племя славян, которые разоряют огромное пространство ромейской земли. Дойдя до Длинных стен и явившись взору всей массой, они осадили их и учинили ужасную резню. Поэтому император63 в страхе решил защищать Длинные стены и вывел из города все те войска, что были под рукой...


     


      VI, 3-4. ...И вот хаган приказывает славянам строить побольше лодок, чтобы иметь средства для переправы через Истр64. Жители Сингидона65 вредили трудам славян частыми нападениями и предавали огню подготовленные ими материалы для форсирования реки... Хаган стал лагерем под Сирмием66 и приказал толпам славян готовить деревянные плавучие средства, чтобы он мог форсировать реку, называемую Саон67. Он торопился с походом, они же согласно приказу готовили флотилию для переправы - делать это их заставлял страх перед поставленными над ними начальниками.


      VI, 6-7. С началом весны68 стратиг был послан императором к Истру, чтобы славянские роды, встретив переправе через реку, вынуждены были оставить Фракию в покое. Ведь государь не раз говаривал Приску69, что варварский мир не угомонится, если ромейство не позаботится о бдительной охране Истра… Хаган благодаря молве узнал о ромейском походе и отрядил из- за этого послов к Приску... но тот сказал, что война начата против славян и что никакие соглашения и договоры с аварами не распространяются на ведение гетской70 войны.


     


     Поход в славянские земли


     


      На двенадцатый день стратиг построил корабли и переправился через реку. Услыхав, что Ардагаст71 собрал для грабежа добычи толпы пришлых славян, он начал наступление прямо среди ночи. Ардагаст, не досмотрев сна, проснулся от шума, вскочил на неоседланного коня и пустился в бегство. Затем варвар неожиданно напал на ромеев и, сойдя с коня, предпочел пешую битву лицом к лицу... Ромеи сделали толпы славян добычей меча и опустошили владения Ардагаста...


      8. Александр72, переправившись через соседнюю реку73, наткнулся на славян. Варвары бежали перед лицом врага в ближайшие болота и леса... Но среди варваров был один гепид, некогда исповедовавший христианство. Он-то, перебежав к ромеям, и указал им верный путь. Завладев всеми проходами, ромеи схватили варваров. Александр стал под пыткой допрашивать пленных, какого они племени, но варвары, впав в безумие, не обращали внимания на мучения и смерть, как будто страдания от плеточных ударов относились к чужим телам.


      9. Но гепид все рассказал и в подробностях изложил дело. Он поведал, что пленники являются подданными Мусокия, который на языке варваров называется реке, и что этот Мусокий стал лагерем в 30 парасангах74 отсюда... что он слыхал, какое несчастье недавно случилось с Ардагастом... Этот гепид явился к Мусокию, прося у него побольше однодеревок75, чтобы перевезти тех, кто потерпел поражение вместе с Ардагастом. Мусокий дал однодеревки... чтобы гепид спас людей Ардагаста... А гепид смеялся над предстоящей гибелью варваров... Направив ромеев к реке Паспирий и условившись о взаимных сигналах, он ушел к варварам. Варвары были охвачены сном, и гепид подал Александру условный сигнал, распевая аварскую песню. Александр, напав на варваров, наказал их и за сон, и за образ жизни.


      VII, 2. Ромеи столкнулись с 600 славянами, везшими большую добычу от ромеев76. Ограбив не так давно Залдапы, Акис и Скопис77, они теперь снова грабили несчастных. Свою добычу они везли на великом множестве повозок. Когда варвары завидели ромеев... они начали убивать пленных.... Поскольку столкновение казалось варварам неизбежным, они составили вместе повозки и соорудили из них крепость, а детей и женщин расположили в середине. Ромеи приблизились к гетам - таково старое название этих варваров, но не решались сойтись врукопашную: они боялись тех дротиков, которые варвары метали из своей крепости в лошадей...


     


     Славяне и авары


     


      VII, 15. Договорились... что границей ромеям и аварам будет Истр, но разрешено будет переходить реку против славян...78 Таково было окончание войны между аварами и ромеями.


      VIII, 3. ...Разбитые, так сказать, наголову, варвары захлебнулись в водах реки. С ними погиб и большой отряд славян 79. После поражения варвары были взяты в плен: было захвачено три тысячи аваров, других варваров - 6200 и 8000 славян.


      5. Хаган, узнав о нападениях ромеев, послал 80 Апсиха с войсками, чтобы уничтожить народ антов, являвшийся союзником ромеев.


      6. Когда наступила осень, самодержец Маврикий стал настаивать, чтобы Петр 81 вместе с ромейским войском провел зимнее время в славянских странах. Ромеи же негодовали на решение императора... ведь толпы варваров, подобно волнам, заливают всю землю по ту сторону Истра. Поскольку стратиг держался императорского приказа, в войсках вспыхнул великий мятеж 82.


      Theophylacti Simocattae Historia. Lipsiae, 1887. P. 52, 226, 230, 232-233, 235- 238, 247, 273, 289, 293-294, пер. С. А. Иванова.


     


     ПАСХАЛЬНАЯ ХРОНИКА


     


      Это анонимное произведение охватывает события от Адама до 628 г. Автор хроники - духовное лицо. В приводимом отрывке описывается аваро- славяно-персидская осада Константинополя в 626 г.


     


      ...Через день, то есть 31 июля, хаган явился, готовый к бою... Там он расположил свои огромные толпы, а у других участков стены поставил славян так, чтобы их было видно горожанам. Сражение продолжалось от зари и до 11 часа83, причем в первых рядах бились пешие легковооруженные славяне, а во втором - пешие тяжеловооруженные... Ночью их однодеревки безуспешно пытались обмануть бдительность нашей стражи и переплыть к персам - ромеи перетопили и перерезали всех находившихся в них славян... Другие славяне, которые малым числом вплавь добрались до того места, где стоял лагерь безбожного хагана, были по его приказу убиты.


      Благодаря предстательству владычицы нашей Богородицы, хаган в мгновение ока потерпел поражение от моря... После этого он вернулся в свой лагерь... разрушил насыпь и принялся ломать осадные башни... Но некоторые утверждают, что все дело в славянах, которые, увидев происходящее, снялись и ушли, а уж поэтому проклятый хаган вынужден был уйти вместе с ними.


      Chronicon Paschale // Patrologiae cursus completus. Ser. graeca. Paris, 1860. Vol. 92. Col. 1008-1009, 1013-1016, пер. С. А. Иванова.