Главная страница

Мы в соцсетях











Песни родной Сербии







.......................




/21.2.2010/

Духовный путь епископа Артемия



     

     Марко Радосавлевич (епископ Артемий) с юных лет стал духовным сыном выдающегося духовника и исповедника отца Иустина (Поповича). Закончив Белградскую семинарию, был пострижен отцом Иустином в малый ангельский чин и получил благословение на написание научного труда на богословском факультете в Белграде (в это время следует рукоположение в иеродьякона, а затем иеромонаха), а позже докторской диссертации в Афинах. По возвращении в Сербию, он преподавал в Призренской семинарии Рашко-Призренской епархии, правящим архиереем которой был ныне почивший Патриарх Сербский Павел. Приобретя обширные богословские знания и ознакомившись на практике с общежительными монастырями Греции, иеромонах Артемий понял, что возрождение монашества (пострадавшего от социалистического режима) возможно только через общежитие. На тот момент в монастырях Косово и Метохии преобладала идиоритмия (греч., лат. idiorrythmoi, буквально – особый, своеобразный).

     Через год, с благословения отца Иустина и владыки Павла, доктор богословия, профессор решает удалиться в монастырь.

     

     


     Црна Река

     

     Интересен выбор обители: на вопрос епископа Павла, в каком монастыре ему хотелось бы находиться, иеромонах Артемий ответил: «Предпочтительно, чтобы это был пустой, уединенный монастырь в горах, с мощами святого и отсутствием прихода». На что епископ Павел ответил: «Есть для тебя такой монастырь!» В августе 1978 года отец Артемий переселяется в монастырь Црна Река и начинает его возрождение. Поначалу он жил один. Уже став епископом, владыка говорил: «Если кто-то хочет наладить монашескую жизнь в обители, надо выбирать пустой монастырь, потому что если там есть старожилы это будет сложно».

     Монастырь находился в очень запущенном состоянии, помимо храма, высеченного в скале, на его территории находилась только одна небольшая постройка, пригодная для жилья. Помещение было в аварийном состоянии. Иеромонаху Артемию приходилось спать, укрывшись с головой толстым шерстяным одеялом, чтобы защитится от грызунов, которые всю ночь бегали по комнате и кровати. Со временем начали приходить новые послушники – с этого момента началось возрождение монашества в епархии, которая сегодня насчитывает 210 насельников (на 2008 г.), что значительно превышает число монахов в других епархиях Сербской Православной Церкви. Но начиналось все очень скромно, условия были тяжелые, дороги к монастырю не было, и все необходимое доставлялось на осле, за неимением другой тягловой силы.

     

     Через 13 лет, в 1991 году владыку Артемия избрали епископом Рашко-Призренским и Косово-Метохийским. Если ранее он был духовным отцом монахов, то с этого момента стал защищать их еще и административно – отныне никто не мог не рассеять братию по своей воле. Когда владыка Артемий уходил на епископскую кафедру, он благословил Црна Реку и иноков: «Во времена, которые настанут, пускай благословение Божие будет на монастыре, пускай здесь всегда будет много послушников и монахов, пускай место это будет подобно улью, в котором роятся пчелы».

     

     Со временем это благословение полностью исполнилось – в Црна Река всегда было достаточно братии, и сколько бы их не переводили в другие монастыри, на их место всегда приходили новые послушники. Не так давно был построен новый келейный корпус, способный вместить 20 человек, но братии к тому времени было уже гораздо больше. Игумен монастыря отец Николай, сказал, что им необходимы еще келии, на что владыка Артемий ответил: «Не надо больше строить. Сколько бы вы не построили, все равно будет мало, Црна Река не сможет вместить всех желающих, а в Косово есть и другие обители».

     

     Монастырь с приходом владыки Артемия воскрес и духовно и внешне - он как будто дожидался своего Преображения. В Црна Река было перенесено духовное наследие, идущее от Иустина Поповича, духовника монастыря Челие, и обитель стала своеобразной духовной школой, из которой вышли два епископа, игумены других монастырей, монахи, отправившиеся в другие епархии и страны.

     

     Кроме Црна Река, трудами владыки в Косово и Метохии были возрождены монастыри: Високи Дечани, Зочиште, Джорджеви Ступови, Святых Архангелов, Баньска, Сопочани и другие маленькие обители.

     По свидетельствам духовных чад владыки, он имеет Богом данный талант воздвигать общежитие и своим духовным авторитетом привлекать молодых насельников.

     

     «По плодам их узнаете их»

     

     Мне довелось несколько раз встречаться с епископом Артемием в России и Косово, и эти встречи оставили в душе моей глубокий след. По его смирению и спокойствию можно было только догадываться о тех духовных высотах, которые стяжал этот человек. Есть старая русская пословица, вмещающая весь опыт народной мудрости: «Мал золотник, да дорог» - владыка невелик ростом, но велик духом. Даже просто находясь рядом, ощущаешь глубокий покой, и еще долго сохраняющееся умиротворение. Пришлось мне наблюдать происходящее и в период провозглашения албанцами независимости Косово - казалось, тогда рухнули все надежды на изменение ситуации к лучшему, но владыка Артемий пребывал в непоколебимой готовности продолжать борьбу.

     

     В Косово мне посчастливилось познакомиться с внутренней жизнью и насельниками некоторых косовских обителей, во время написания работы об одном из монастырей КиМ. В связи с этим, евангельские слова: «По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы?» (Матф.7:16), кажутся наиболее подходящими: косовские монастыри (в большинстве возрожденные трудами епископа Артемия) славятся своими духовными традициями и гостеприимством. О традиции гостеприимства хочется сказать особо, основание ей положил владыка, его подход к монашеству таков: у каждого существует свой подвиг, но вместе с тем насельники должны быть открыты людям. Интересно так же и тот факт, что лишь немногие монахи рождены в Косово и Метохии, в основном, они приехали из Центральной Сербии, Черногории, Боснии и Герцеговины.

     

     Порой нам трудно разобраться в происходящем и «со своей колокольни» сделать правильные выводы. Господь поругаем не бывает, и все устроят ко благу, даже если первоначально кажется обратное… А нам остается только молиться за близких дальних – да будет воля Твоя, Господи

     


Комментарии (1)