Главная страница

Мы в соцсетях











Песни родной Сербии







.......................




/28.4.2010/

Вук Бранкович: герой или предатель? Часть 5



     

     Благодаря умелой политике деспота Стефана, Сербия целых десять лет оставалась в мире с турками. Деспот Стефан под покровительством венгерского короля Зигмунда и турецкого султана Мухаммеда, которому он в свое время помог взойти на престол, в мире и благополучии посвятил жизнь благу своего народа, таким образом для Сербской деспотии наступило время процветания.

     

      Почувствовав, что его здоровье становится все хуже, деспот Стефан решил воспользоваться венгерским Собором в Тате, на котором он присутствовал (1462) и заключил там с венгерским королем Зигмундом договор о наследовании сербского престола племянником Стефана Джураджем.

     Согласно этому договору, Джурадж после получения наследства должен был вернуть венграм Белград, Голубац и Мачванскую бановину, полученные Стефаном в пожизненное владение.

     Со смертью деспота Стефана 19 июля 1427 года. Джураджу под управление досталась не только прекрасно обустроенная страна, но и множество забот, так как необходимо было сохранить оставшуюся Сербию, подвергшуюся после смерти султана Мухаммеда турецкому давлению с юга, а также отдать венграм Мачву, Белград и Голубац. После многолетнего строительства и обустройства этих земель сербскому народу было особенно тяжело принять подобный шаг.

     В это время (1429), так как Белград необходимо было отдавать венгерскому королю Зигмунду, Джурадж начал строительство новой столицы – Смедерево, проводившееся под руководством брта Ирины Томы Кантакузина и завершившееся в 1430 году.

     В удачном браке с деспотицей Ириной у Джураджа появились дети: Катарина, Стефан и Лазарь, получившие блестящее образование и воспитание.

     Из-за тяжелых условий в которых строилось Смедерево и восстанавливались многочисленные крепости, а также из –за иностранного (греческого) происхождения, народ не любил деспотицу Ирину. Обвинял ее во всех бедах Сербии и без каких-то реальных оснований прозвал «Проклятая Ирина».

     

     Несмотря на многочисленные беды: дочь Мара от первого брака была отдана в гарем, постоянного натиска турок с юга, необходимости отдать сыновей Стефана и Лазаря в Турцию в качестве заложников и в итоге их ослепления, временного падения Сербской деспотии под турецкое иго в 1439 году, деспот Джурадж, храбрый ратник, мудрый и решительный властелин, успешно руководил Сербской деспотией и продлил ее существование до 24 декабря 1456 года, когда он внезапно умер в своем дворце в Сребренице под Рудником. Согласно сохранившимся документам, похоронен он был в церкви Кривой Реки под Рудником, в верхнем течении речки Деспотовицы.

     

     Через три недели после смерти деспота Джураджа, новый сербский деспот Лазарь заключил договор с турецким царем Мехмедом II, согласно которому он получал под управление все оставшиеся земли отца и обещание, что его никогда не будут беспокоить в его землях. В обмен он обязывался платить туркам ежегодную дань в 40 000 дукатов и выделять солдат по требованию турецкого царя. Во время правления деспота Лазаря в Сербской деспотии все более обострялись противоречия между двумя партиями: туркофильской, возглавляемой его сестрой Марой, выданной за турецкого царя и ее братом Гргуром и венгрофильской, которую возглавляли деспотица Елена и ее брат Лазарь.

     

     Деспот Лазарь колебался между этими двумя партиями, но более склонялся к туркофильской политике. Дети и семья деспота Джураджа не могли согласиться с политическими обстоятельствам в Сербской деспотии, тем более, что деспот Лазарь старался лишить мать любого влияния на политику. Несмотря на то, что отец завещал ему, чтобы в управлении деспотией после его смерти участвовала и мать Лазаря.

     

     История их противостояния закончилась трагически. Старая и больная деспотица Ирина умерла в 1457 году при невыясненных обстоятельствах на Руднике и была похоронена на склоне этой горы. А той же ночью, не дожидаясь похорон матери, к туркам сбежали брат деспота слепой Гргур, султанша Мара и дядя Гргура Тома Кантакузин.

     Византийские хроники Халкокондил и Сфранцес обвиняли самого деспота Стефана в том, что он отравил мать Ирину, добавив ей яду в салат, но позднее была показан недоказанность этих обвинений. Внезапно, 20 января 1458 года, также при неясных обстоятельствах, умер и сам деспот Лазарь. После не осталось наследников, а лишь три дочери, старшей из которых Елене было всего 11 лет, так что вскоре после смерти деспота образовалось наместничество и началась борьба за власть.

     

     Вдова деспота Лазаря вместе с деверем Стефаном старалась сблизить деспотию с Венгрией. В противоположном направлении действовал наместник Михайло Анджелкович, тянувшийся к туркам и даже попытавшийся ввести турок в Смедерево, что сербы все-таки не допустили. Разозленные этим турки напали на Сербию с огромной армией, приведя с собой сына Джураджа слепого Гргура, как претендента на сербский престол.

     В этой ситуации Елена и Стефан попросили помощи у венгров и с целью сохранения деспотии вступили в контакт с боснийским королем. Было предложено объединение Сербии с Боснией через брак малолетней дочери Елены и сына боснийского коля Стевана Томашевича и сохранение Сербии при помощи венгров.

     В соответствии с этим, 21 марта 1459 марта Стеван Томашевич взял на себя власть в Смедерево, а свадьба с дочерью Елены прошла первого апреля. Так мужская ветвь рода Бранковичей перестала владеть Сербией.

     

     Наследники династии.

      Весной 1429 года Джурадж получил от византийского царя Иоанна VII Палеолога знаки деспотского достоинства и с того времени именовался «господином Срблем и Поморьем Зетским». Тогда Бранковичи впервые появились в роли наследников средневековых сербских династий.

     

     

     Услышав об объединении Боснии и Сербии, царь Мехмед II выразил протест и с большой армией двинулся на Смедерево.

     Новый деспот Стефан Томашевич поддержки не получил, так как мадьяры были заняты внутренней борьбой, а отец и римский папа не имели возможности помочь ему.

     Когда царь с войском приблизился к городу, молодой деспот Стефан оказался в одиночестве. Понимая, что ему не продержаться, он решил сдаться.

     Переговоры с турками вел дядя деспота Радивое, оказавшийся в это время в Смедерево. Единственное условие, которое он выдвинул туркам, было сохранить жизнь всем, кто оказался в городе, не обращать в рабство и позволить им уйти.

     Турецкий царь Мехмед II великодушно согласился.

     Рано утром 20 июня 1459 года из города вышла боснийская процессия, в которой были деспот Стефан Томашевич, его дядя Радивое, молодая деспотисса Елена, ее мать Елена и их свита.

     За ними из города вышли сербские вельможи и сербский народ. Они поклонились царю Мехмеду и передали ему ключи от города. В конце вышел небольшой мадьярский отряд, который турки захватили в плен.

     В этот день окончательно закрылась книга существования средневекового сербского государства.

     

     После падения правления сербских деспотов, мадьяры начали собирать сербов, перебежавших через Саву и Дунай, чтобы организовать их на борьбу против турок. Так продолжалось вплоть до битвы на Мохачском поле (19 августа 1526 года), где мадьяры были разбиты, а их король утонул в грязи. С тех пор сербы стали «райя», как и их братья по другую сторону Савы и Дуная.

     Последние, перебежавшие Бранковичи, державшие поместья в окрестностях Земуна, Купиново, Сремской Митровицы, Каменицы и Сланкамена, пускали корни на сремской земле. Наряду с борьбой за самосохранение сербов, перебежавших или застигнутых здесь, они оживили традиционную религиозную жизнь сербских властителей и аристократов и культуру, унаследованную от Неманичей.

     

     


     

     Согласно народным преданиям и сохранившимся историческим документам, деспот Вук Бранкович (Змей Огненный Волк) воздвиг церковь святителя Николая в Сланкамене и монастырь Гргеч. Деспот Йован (Иоанн) Бранкович воздвиг монастыри Язак и Джипсу, а также, вместе со свой матерью Ангелиной и братом Джурджем – монастыри Фенек и Крушедол. Деспоты Йован и Джурдж восстановили монастырь Привину главу.

     Последние Бранковичи основали, или, во всяком случае, возобновили монашество в Среме, и этим действительно зажгли мерцающий огонек, к которому вскоре стали стекаться монахи, оставшиеся без крова, и сербский народ с юга. Фрушкогорские монастыри не только были пристанищем для сербских беженцев; но и хранилищем ценностей, которые им удалось спасти от турок и взять с собой. Так, монастырь Фенек некоторое время хранил мощи святого короля Стефана Первовенчанного; в монастырь Язак были привезены мощи короля Уроша, в Врднике, после великого переселения сербов, нашли мир мощи князя Лазаря, и т.д. Помимо мощей, во фрушкогорские монастыри были перенесены иконы, грамоты, сербули (церковные книги на сербско-славянском языке), летописи и прочие церковные и культурные предметы.

     Сербский народ принял решение Церкви о причислении последних Бранковичей к лику святых. Наряду с преданностью Богу, в истории о них сохраняется представление как о вольных и невольных мучениках за свой народ во времена его самых тяжелых страданий.

     С Бранковичами закончилась сербская средневековая история. На политической сцене они были около 200 лет, всегда преданные сербскому народу и сербской государственно-правовой традиции. Их действия согласовываются с турецким завоеванием сербского этнического пространства, но, в отличие от членов некоторых балканских аристократических семей, ни один из Бранковичей не перешел в мусульманство.

     Все до одного сохранили веру своих отцов. Не было даже распрей среди Бранковичей, чем грешили Неманичи и Лазаревичи. Они были великими приверженцами Сербской Православной Церкви, созидая и оказывая помощь многочисленным церковным задушбинам, разбросанным даже за пределами своей земли.

     Шесть их поколений жили на обширной балканской земле, от Охрида, Сереза, Святой Афонской Горы, через Косово и Метохию, Шумадию и Поморавье, до Купиново в Среме.

     «Вуково предательство» и «Иринино проклятие» - наибольшие трагедии Бранковичей; но сербский народ и церковь расплатились с ними, так как потомков Вука и Ерины приняли к себе святые.

     

     Мощи в Крушедоле

     Хранимые в Крушедоле мощи святых Бранковичей, деспотов Стефана и Йована, митрополита Максима и матери Ангелины, придали фрушкогорским монастырям значение культурного места, непрестанно напоминающего о последнем акте сербской трагедии. Сохраняя традиции Неманичей, последние Бранковичи получили место в Небесном Царстве.

     КОНЕЦ