Главная страница

Мы в соцсетях











Песни родной Сербии







.......................




/9.9.2010/

Протоиерей Матия Ненадович и Россия.



     

     Протоиерей Матия Ненадович, один из восстановителей Сербской Государственности, родился в Бранковине в 1777( по другим данным – в 1775) году, научился грамоте у приходского священника и усовершенствовал свои знания в школах Ашанья и Купиново в Среме.

     

     «Начну с того,- писал о. Матфей на склоне лет, - что расскажу вам, как я учился грамоте. Я ещё был малым ребёнком, когда отец отдал меня учиться к попу Станою, нашему приходскому священнику, который жил близ нашего дома. Начал я учиться по одному Московскому букварю, в котором все заглавные буквы были печатаны киноварью и учили меня так:"Аз, буки, веди, глагол...", а склады так:"буки-рцы-бр, веди-рцы-вр, глагол-рцы-гр"»...

     

     

     Рукоположен во священники Матфей был 6 июня 1793, стал протоиереем в 1795 году. В 1804 году он принял участие в организации Сербского восстания против турецкого владычества, содействовал освобождению Шабаца и Вальево. В 1805 году чета Ненадовича освобождала Карановац, Ужице и Смедерево. Содействовал получению из Срема оружия и боеприпасов для повстанцев, в 1806 году участвовал в битве при Мишаре, в одном из ключевых сражений Первого Сербского восстания. Ударив со своим отрядом в тыл турецкому войску, вызвал панику в рядах неприятеля. В 1807 году – заповедник Западной Повстанческой армии. В 1811 году назначен Валевским воеводой, власть протоиерея Ненадовича и Луки Лазаревича, по указанию Карагеоргия, распространялась на Валевский, Шабацкий, Зворницкий и Сокольский края.

     В течение 1812 года и первой половине 1813 годов штаб-квартира протоиерея Матфея находилась в Валево. Под его руководством 22 января 1812 года было проведено заседание скупщины народных старейшин Валевской области. 12 июня 1813 года, был назначен начальником оборонительного отряда в районе Лозница-Раче. Осенью того же года, в конце сентября- начале октября , отступил в Срем. В монастыре Фенек встретился с Карагеоргием. Протоиерей Ненадович унаследовал от отца талант дипломата. В июле 1803 года, на Илиндан вёл переговоры с сербами в Сараево об общем восстании. Вместе с Петром Новаковичем Чардаклией и Йованом Протичем 1 сентября 1804 года отправился в Россию, чтобы от имени сербского народа попросить защиты и помощи у русского Царя. К ним присоединился и профессор Харьковского университета Божидар Груйович. В конце октября сербская делегация прибыла в Петербург, где встретила прекрасный приём. Сербским повстанцам была обещана финансовая поддержка и дипломатическая помощь со стороны русского посольства в Стамбуле, с тем, чтобы заставить Высокую Порту пойти на уступки.

     

     «В обращении к русскому правительству (переданном князю А. Чарторыйскму) сообщалось, что сербы Белградского пашалыка взялись за оружие "в крайней нужде" и выступили не против султана и преданных ему местных властей, а только против тирании непокорных Порте янычар, размещенных в Белграде и Белградском пашалыке. До отъезда сербской депутации в Россию, т.е. до 1 сентября 1804 г., как сказано в обращении, "султан поступки наши доселе одобрял и за то, что Белград и Сербию от ребеллов (мятежных янычар. - В.Г.) освободили, великую нам милость обещал". Сербские повстанцы, со своей стороны, "закон положили" непокорных султану янычар изгнать из Белградского пашалыка, а с "добрыми турками" мирные договоры заключить. Посланный для урегулирования сербо-янычарского конфликта боснийский визирь Бекир-паша, писали депутаты, отверг требования сербских повстанцев привлечь к разбору сербо-янычарского конфликта посредников из других государств, а австрийские власти сами отказались от посредничества. Эти обстоятельства, по уверению авторов обращения побудили предводителей сербского восстания обратиться к России, которая с давних пор поддерживает сербский народ, оказывая ему свое покровительство. Только отсутствие оружия и денег не позволяет сербам поднять всеобщее восстание. Для этого необходимы: пушки, искусные артиллеристы, порох, провиант, некоторое число российского регулярного войска и опытные военачальники. Если сербские повстанцы получат все это, то, по словам обращения, "почти все турецкие провинции, в которых живут сербы, в одно мгновение соединятся и свергнут срамное и бесчеловечное тиранов иго». В связи с этим сербские депутаты просили царя, чтобы он как союзник венского двора постарался расположить в пользу сербских повстанцев австрийского императора, а также послал в Сербию русского консула, который смог бы выступить посредником и гарантом между сербскими повстанцами и "мирными турками", а сербскому народу "важную утеху присутствием своим приносил бы". Этническую, языковую и религиозную близость русских и сербов авторы обращения предлагали закрепить и "политическими любезнейшими отношениями" 'между этими народами, которые, по их словам, могли бы "освятить" счастье всего сербского народа, основанию которого в тех важных обстоятельствах "первое начало" могло бы быть положено.

     

     В этом же обращении были изложены и основные принципы политического устройства славяно-сербского государства, которые на первом этапе, по мнению сербских депутатов, могли бы устроить как сербов, так и другие заинтересованные стороны, т.е. Порту, европейские державы и Россию. В обращении констатировалось, что восставшие сербы добиваются того, чтобы их страна "под именам сербского правления, либо под иным сходным названием, на примере Семи островов республики, под прямым и непосредственным России защищением и покровительством в самостоятельное политическое состояние произвелась, нерушимо сохраняя донынешнее к султану обязательство, принадлежащую ему умеренную дань отдавать и прибавляя к сему новое: на упорные ему ребеллы всегда воевать" .

     (Грачёв В.П. Планы создания Славяно-сербского государства на Балканах в начале XIX в. И отношение к ним правительства России/ Россия и Балканы. Из истории общественно-политических и культурных связей (XVIIIв. – 1878г.)М. РАН- ЦЕСЛАВ. 1995.С. 11-13).

     

     Следует пояснить, что из себя представляла упомянутая о. Ненадовичем Республика Семи островов. Это греческое национальное государство, находившееся под покровительством России, было создано в 1799 году. «В соответствии с конституцией для управления республикой был образован Большой совет, или Греческий сенат, куда входили депутаты, выбранные по равному числу от каждого сословия (исключая простолюдинов). Председателем решено было избрать одного из старейших и знатных жителей островов, на которого возлагалось решение всех политических, военных и хозяйственных вопросов. Выбор по рекомендации Ушакова пал на графа Анжело Орио. Федор Федорович Ушаков писал о нем: «Он человек весьма честной и достойной, со многими сведениями. Во время Венецианской республики служил на флоте бригадиром и управлял эскадрою, был несколько времени в Венеции в Сенате и знающ во всех обстоятельствах. Я признал такова человека весьма надобным здесь для Сената и больше всех ему доверил, нижней народ весь к нему привязан, его желают иметь своим начальником». Вице-президентом стал Георгий Теотоки.

     Кроме того, на каждом острове учреждались Главный совет, магистрат, казначейство и суд. Сенату были даны полномочия издавать законы и постановления, а их окончательное утверждение зависело от большинства голосов в Главных советах на островах. Таким образом, под протекторатом Турции и при покровительстве России по существу создавалось национальное греческое государство, и весомую роль в этом играл русский адмирал Ушаков».

     

     (Овчинников В.Д. Святой адмирал Ушаков (1745-1817). Историческое повествование о земном пути святого праведного воина.- М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003.С. 285).

     На день Успения Богородицы, 15(27) августа 1805 года, во владении Кнеза Симы Марковича состоялось совещание об учреждении Правительствующего Совета Сербии – этот день в Сербии считается днём основания Совета. Решение о создании Совета было принято после речи протоиерея Ненадовича, одобренной Карагеоргием. "Одним из наиболее авторитетных предводителей повстанцев, принимавшим активное участие в создании государственной организации Сербии был протоиерей Матия Ненадович. Он был сыном убитого в канун восстания обер-кнеза Валевской нахии Алексы Ненадовича и принимал непосредственное участие в первых сражениях с турками, освобождении Валева и Шабаца, в осаде Белграда. Осенью 1804 г. Матия был послан в Петербург в составе сербской депутации, которая изложила правительству Александра I свою политическую программу - требование о предоставлении сербам полной внутренней автономии при уплате Порте умеренной дани - и просила, чтобы Россия стала гарантом такого статуса Сербии и ее покровительницей. После возвращения на родину Ненадович занялся вместе с воеводинским сербом Божидаром Груйовичем подготовкой создания первого государственного органа власти и в 1805 г. стал председателем так называемого Правительствующего совета". (А.В. Карасев: http://neweurope.ru/docs/karasev )

     

     «14 октября 1805 г. удалось организовать заседание народной скупщины, на которой был (окончательно установлен) Народный Совет сербский и провозглашены принципы государственного устройства. 12 октября 1805 г. скупщиной был принят документ конституционного значения под названием "Сербская свобода". В нем указывалось, что с момента принятия этого закона каждый человек в повстанческой Сербии по своему благоразумию может свободно распоряжаться принадлежащим ему имуществом и продавать его кому захочет; никакая из властей не имеет права погубить даже самого виноватого человека, обвиняемого в убийстве может судить только Народный Совет сербский, каждый житель Сербии, богатый или бедный, может свободно обращаться в Народный Совет с просьбой о помиловании и направлять туда же свои предложения и проекты, которые в свое время будут употреблены в дело и т.д. Творцом этой декларации был Б.Груйович.

     

     

     Борьба вокруг проблемы верховной власти в Сербии, ее государственного устройства обострилась уже в конце 1805 г. Вук Караджич рассказывал впоследствии, что на скупщине,собравшейся в конце ноября 1805 г., Карагеоргий воспротивился попытке Б.Груйовича, М.Ненадовича и митрополита Леонтия провозгласить Совет верховной властью. Однако копия решения скупщины от 25 ноября 1805 г. опровергает эту версию. В этом документе, который подписали верховный вождь Карагеоргий и 12 кнезов и воевод, Народный Совет признавался верховной властью, наделялся правом утверждать избранных народом воевод и кнезов, а также приказывать всем нижестоящим властям и гражданам. Председателем Совета был избран протоиерей М.Ненадович, (советником Белградской нахии - Павле Попович из Вранича – А.П.). другие 12 старейшин имели равные права. О том, что Народный Совет в конце ноября 1805 г. был подтвержден в качестве органа центральной власти, свидетельствуют обращение сербов к Александру I от 30 ноября 1805 г. и другие письма, которые М.Ненадович подписал как председатель этого Совета . Хотя сфера деятельности Народного Совета была достаточно широкой, он тем не менее, по утверждению В.Караджича, не смел противоречить Карагеоргию, а верховный вождь мог приказывать ему. В последующие годы Народный Совет постепенно утратил исполнительную и законодательную власть, сохранив за собой лишь функцию верховного суда.

     

     После отказа Порты удовлетворить требования сербов о предоставлении им автономных прав в сфере внутреннего равления, изложенных в их прошении от 1 мая 1805 г., а затем после разгрома в августе 1805 г. войска Хафиз-паши, который был назначен визирем Белградского пашалыка, Порта признала сербов мятежниками и объявила против них священную войну. В обращении к Александру I от 30 ноября 1805 г. Карагеоргий и М.Ненадович от имени всего народа просили его убедить султана отменить решение об объявлении священной войны против сербов и о походе на них войск румелийских пашей. В связи с этим Чарторыйский по приказанию царя 3 февраля 1806 г. предписал российскому посланнику в Турции, чтобы он старался "обеспечить установление у сербов правительства, близкого по характеру к правительству Молдавии и Валахии» ( Грачёв В.П. Ук. Соч. С. 18-19).

     "Новоустановленному Совету народнему иже в Смедерове ведение всех народных дел с совершенною властию предано есть. Для того, что от коея-нибудь страны сербам писати либо послати что нуждно есть заблагорассудится, все то в тайный сей Совет народный управляти надобно, а не другим".(Письмо секретаря Правительствующего совета сербского Б. Груйовича А. Я. Италинскому с изложением обращений сербов к султану и константинопольскому патриарху и о событиях внутренней жизни Сербии, 2 января 1806 г.Смедерево: http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Serbien/XIX/1800-1820/Perv_serb_vosst_1/101-120/118.htm )

     

     С 1811 года в работе Совета стали принимать участие и главы Попечительств - прообразов министерств. Штаб-квартира Совета первоначально располагалась в монастыре Вольавча, затем в обители Боговадже, с 1806 года - в Смедерево, с 1807 года - в Белграде.

     

     http://www.politika.rs/rubrike/Politika/Danas-je-205-godina-od-uspostavljanja-prve-srpske-vlade.sr.html

     

     

     В феврале 1806 года отец Матфей вместе с Божидаром Груйовичем и Милошем Урошевичем вели переговоры в Вене о разрешении провозить через австрийскую таможню продовольствие и оружие, но австрийцы не поддержали сербов. Здесь же через русского посла отцу Матфею удалось отправить тайное письмо Александру Первому.

     Благодаря усилиям протоиерея Ненадовича, Русская Императорская Армия в 1807 году пришла на помощь славянским православным братьям.

     В 1806 году Ненадович участвовал в переговорах о перемирии с турками в Боснии. Он входил в делегацию на мирных переговорах в 1810 году.

     Ему пришлось отстаивать интересы сербских повстанцев на Венском Конгрессе.

     С осени 1805 года до середины 1807 года протоиерей Ненадович возглавлял Правительствующий Совет Сербии. Он составил Уложение о наказаниях. В начале 1809 года протоиерей Ненадович рассматривался в качестве кандидата на пост председателя сербского Священного Синода. Участвовал в Народной Скупщине в монастыре Врачевшница 15 августа 1812 года.

     

     В сентябре 1815 года Матия Ненадович вернулся из Австрии в Сербию и был вновь назначен начальником Валевской области, так же он вошёл в состав Народной Канцелярии. Участвовал в переговорах о мире с Марашли Али-пашой. В 1817 году попал в немилость и лишился должности валевского начальника, но в 1818-1821 годах вновь занимал эту должность. В 1821 году окончательно разошёлся с Милошом Обреновичем и жил в Бранковине как частное лицо. С 9 ноября 1827 года по 1 декабря 1831 года «прота Матия» управлял Посавинской областью, затем снова вернулся в Бранковину, где построил школу и новую церковь. 14 февраля 1839 года он был назначен членом Государственного Совета, но в 1840 году обвинён в заговоре и был вынужден отправиться в эмиграцию. Жил в Петербурге и Царьграде, а также в болгарском городе Видин. В 1841 году, после прихода к власти Александра Караджорджевича о. Матфей вернулся в Сербию и стал одним из главных сподвижников сына Карагеоргия. Участвовал в Майской скупщине в Сремских Карловцах, а так же в национально-освободительной борьбе воеводинских сербов против венгров. В 1854 году, для поправки здоровья, о. Ненадович отправился на хорватский курорт Топуско, но в том же году скончался. Протоиерей Ненадович оставил воспоминания, первая часть которых была опубликована его сыном Любомиром в календаре «Шумадинцы» и журнале «Шумадинка», полное издание с приложением документов увидело свет в 1867 году.

     “Записки протоиерея Матвея Ненадовича” были опубликованы в журнале “Русская Беседа” в 1859 г.

     

     Публикацию предпринял сооснователь Московского Славянского комитета , в будущем – его третий председатель Иван Сергеевич Аксаков. 14 ноября 1858 года он сообщал по этому поводу графине Антонине Блудовой:

     «Я приступил к печатанию записок Ненадовича, но, к сожалению, они оказались не вполне изготовленными к печати. Именно не достает: 1) Краткого в трех-четырех словах биографического сведения о Ненадовиче, чтобы русская публика могла понять важность этих записок, и сведения о самих записках: где издан сербский подлинник, кем, когда и проч<ие> подробности. Положим, первое можно составить и здесь у нас в Москве, не безпокоя Вас, но о последнем я ничего не знаю.

     

     2) Под страницами попадаются часто примечания. По журнальному обыкновению, если нет подписи под примечанием, то оно значит принадлежит самому автору статьи. Между тем эти примечания очевидно принадлежат или переводчику (т. е. Вам), или же издателю сербского подлинника. Я поставил под примечаниями подпись “издатель сербского подлинника”, но сделал это наобум и потому прошу Вас, графиня, немедленно разрешить мои недоумения. Отвечайте мне, прошу Вас, с первой почтой. Вы бы очень хорошо сделали, если б прислали сюда оригинал, т. е. сербский подлинник, хоть на время».

     ( http://feb-web.ru/feb/rosarc/rab/rab-342-.htm )

     

     

     Основу воспоминаний составляют жизнеописания Алексы Ненадовича, рассказ о путешествии в Россию в 1804 году и впечатления о ходе сербских восстаний. Историки сербской литературы называют мемуары наиболее оживлённой сербской прозой первой половины XIX века, созданной с эпическим и героическим вдохновением.

     Протоиерей Ненадович упоминает о том, что при формировании повстанческого законодательства в 1804 году он использовал Кормчую книгу. В 1814-1852 годах отец Матфей приобрёл около 50 книг, участвовал в книжной торговле. В 1813 году выписывал «Новине сербске» Димитрия Давидовича. Библиотеке протоиерея Ненадовича принадлежали две сербские рукописи XVIII века. Из России отец Матфей привёз три Евангелия, которые он подарил церквам в Бранковине и Врелу. В 1845 году был избран почётным членом Общества Сербской Словесности.

     

     

     В первом браке со Мирьяной Иванович имел 10 детей, но все они умерли в младенчестве. В 1816 году по воле князя Милоша вступил во второй брак с Йованкой, в этом браке родились дети: Мария-Мара (1817-1908), вышедшая замуж за Иеремию Станоевича., Светозар, государственный чиновник, Александр (1820-1842), Любомир, писатель, Михайло.

     Протоиерей Матия похоронен в Бранковине 1 декабря 1854 года. Над его смертным одром поднялось знамя, под которым сербы отстояли свою честь в битве при Чокешине.

     Жизнь о. Матфея с детства была связана с Россией, что позволяет говорить о его «святосавстве». Мы должны помнить о нём.

     

     (при подготовке статьи использован бибиблиографический очерк на сербском языке: Prota Matija Nenadović

     Autor: Zdravko Ranković:

      http://knjige.kolubara.info/sh/blvk_III_13/tekst/1808/

     

     

     


Комментарии (2)