Главная страница

Мы в соцсетях











Песни родной Сербии







.......................




/16.9.2010/

Обострение проблемы Санджака в Сербии



     

     На территории Сербии, в юго-западной Рашской области (Санджак ее историческо-турецкое наименование, а Нови Пазар – главный город) недавно активизировались радикальные мусульманские элементы, в очередной раз доказав потенциальную нестабильность данного региона. В течение 2000-х годов белградские либералы постоянно сталкивались с различного вида угрозами, исходящими из Санджака, однако решить их в рамках принятой системы ценностей не смогли. Наличие ваххабитского подполья в этой области является признанным фактом, а неоднократные провокации и протесты различных групп мусульман подтверждают негативную тенденцию. Фанаты клуба «Нови Пазар» постоянно и открыто выражают свое презрение к национальным государственным символам, принимая исламские, и открыто поддерживая Турцию.

     

     Больший процент населения здесь выстраивает свою идентичность на основе исламского вероисповедания и исторических форм культуры, которые сформировались в результате господства Османской империи на Балканах. Однако этнически мусульмане Санджака – это сербы, принявшие ислам в средние века по различным мотивам. При этом, жители Санджака не ограничиваются указанием на следование нормам ислама в своей особости от остальной Сербии, но и имеют историческое обоснование своей уникальности, а следовательно и необходимости получения предельно широкой автономии, вплоть до возможной независимости. В период господства на Балканах турок Санджак был особой административной единицей, что нарочито подчеркивается мусульманами. А в ходе оккупации Третьим Рейхом территории Югославии в 1941 году, местное население всецело поддержало немецкую силу, т.к. надеялось на возвращение автономии Санджака, которая была предоставлена решением Берлинского конгресса 1878 года, и которая была отменена после установления контроля сербско-черногорскими властями в ноябре 1912 года (мусульмане Санджака называют это явление оккупацией).

     

     Именно немецкое командование разрешило лидерам Санджака той эпохи вернуть власть, потерянную после Первой балканской войны. Стоит ли говорить о том, что основные позиции в управлении и полиции перешли к мусульманам, а сербы и черногорцы были отстранены от власти. Центральной фигурой, героем мусульманской политической и военной организации в новопазарском крае был Рахмети Ачиф-эфенди. Ачиф Хаджиахметович, он же Ачиф-эфенди, был главным борцом против православных четников и коммунистов-партизан. Он был выпускником турецкой Военной академии в Битоле и получил чин капитана. В Королевстве Югославия он становится инициатором формирования мусульманской партии – Джемийет-эль-Ислами. Причем эта партия объединяла мусульман сербского происхождения и албанцев из Санджака, Косово и Македонии. Несмотря на запрет партии со стороны короля Александра, Ачиф-эфенди проделал огромную работу по развитию и объединению людей с мусульманской идентичностью и фактически остановил отток населения из Санджака в Турцию.

     

     В современной реальности его духовный авторитет стал опорой для религиозной и политической пропаганды анти-сербских слоев края. Их нынешним лидером является муфтий Муамер Зукорлич, который и начал в начале сентября кампанию протеста против изъятия земельного надела, когда-то принадлежавшего исламской общине. Его сторонники провоцировали полицейские силы, допускали анти-сербские и анти-государтвенные высказывания, что дало повод муфтию в очередной раз заявить о притеснении прав местного населения и потребовать от Белграда автономию области.

     

     40-летний Муамер Зукорлич завершил исламский факультет, отделение шариатского права в Алжире в 1993 году и при помощи нынешнего министра Сулеймана Углянина стал главой Мешихата исламской общины Санджака. При поддержке тогдашнего премьера Сербии Зорана Джинджича в 2002 году он открыл Интернациональный университет в Новом Пазаре, тогда же установил близкие контакты с лидером Либерально-демократической партии Чедомиром Йовановичем, открытым противником сербской традиции и любых форм национальной идентичности и фактически «агентом» иностранных государств на территории Сербии.

     

     Несмотря на раскол октября 2007 года, когда группа имамов выразила недоверие муфтии Зукорличу и перешла в Риясет Исламской общины, позиция его среди активных и последовательных сторонников автономии не пошатнулась.

     

     Наличие «проблемы Санджака», на деле, является весьма выгодным фактором для многих политических сил в регионе. Западные государства, особенно США и Великобритания, используют конфликтную ситуацию для давления на сербское правтельство в связи с проблемой признания «республики Косова» и тотального отказа от претензий на косовские земли. Так, в Белграде существует клуб «Друзья Санджака», в который входят послы ведущих западных стран, и по некоторым данным он может выполнять функции скрытой поддержки «автономистского» движения мусульман края, подобно схожим группам и клубам в других проблемных точках региона.

     

     Кроме этого, Зукорлич находится в тесной связи с исламскими лидерами из Боснии и с Косова – Мустафой Церичем и и Реджепом Бойом, а следовательно, имеет ощутимую поддержку радикальных исламских центров в Иране и Саудовской Аравии, прежде всего финансовую. Радикальные сербские либералы, опасаясь угрозы возрождения мощного сербского национализма, в данной ситуации скорее занимают позицию мусульман Санджака, тем самым подрывая государственное и территориальное единство. Очевидно, что проблема не может быть решена в рамках актуального политического дискурса, в результате которого анти-национальные силы получают полную свободу действий и имеют мощную поддержку различных центров силы, в то время как само государство жестоко борется с попытками интеграции сербских национальных сил.

     

     К.П.