Главная страница

Мы в соцсетях











Песни родной Сербии







.......................




/23.12.2010/

Последняя автогонка Второй Мировой



     

     Третьего сентября 1939 года в честь дня рождения короля Петра Второго Карагеоргиевича на трассе вокруг Калемегдана прошли первые белградские Международные авто и мотогонки. Перед 75 000 зрителей (5700 из которых на трибунах) прошли пять мото и четыре автомобильных заезда.

     В главной гонке, которая вполне соответствовала современным гонкам Формулы 1, выступали мировые звезды того времени на болидах «Мерседес» и «Ауто юнион». По трассе длиной 2,74 км они промчались 50 кругов. Это была последняя гонка, запланированная на сезон, а так как за два дня до гонок началась Вторая Мировая Война, после гонок вокруг Калемегдана авто-мотогонки были прерваны на семь лет.

     В связи с приближением войны и напряженной ситуации в Белграде не появились французы Роббер Мазо («Делайе») и Жож Гриньяр («Амилькар»), а также венгр Александр Вилхайм («Мазератти»), ранее подававшие заявки на участие. Рудольф Карачола отказался от участия в гонках из-за травмы ноги.

     Грохот автомобилей на первой официальной квалификации (31 августа) перепугал не только белградцев, но и животных в располагающемся рядом Зоопарке, так что большинство животных были переправлены в подземелья под Ташмайданским парком.

     Согласно результатам трех официальных квалификаций гонщики расположились на старте следующим образом: 1 – Манфред фон Браухич («Мерседес»), 2 – Герман Ланг («Мерседес»), 3 – Герман Пауль Миллер («Ауто юнион»), 4 – Тацио Нуволари («Ауто юнион»), 5 – Бошко Миленкович («Бугатти»). При этом стоит отметить, что Тацио Нуволари приехал в Белград всего за день до начала гонок и принял участие только в третьем квалификационном заезде, однако великий гонщик очень быстро смог приспособиться к трассе. Манфред фон Браухич, «вечный второй» начал сведение личных счетов с коллегой по клубу и мировым лидером 1939 года Германом Ланом уже во время квалификаций, а в нале гонки, благодаря «пол позишн» был уверен в своей победе.

     Известный в мировых спортивных кругах своим вспыльчивым характером фон Браухич на гонке был крайне нервозен и уже после нескольких кругов выехал задним правым колесом за пределы трассы, колесо выбило с обочины камень, попавший в левое стекло защитных очков Ланга. Из-за травмы глаза и кровотечения Ланг вынужден был отказаться от продолжения гонок.

     Болид Ланга достался резервному пилоту Вальтеру Боймеру, однако, так как он не участвовал в квалификации, то вскоре не смог справиться с управлением мощным болидом и завершил гонку, врезавшись в тополь возле Кулы Небойши. Манфред фон Браухич уже без следующего за ним Ланга наращивал темп с каждым кругом, поставив при этом рекорд трассы, проехав 15-й круг за 1,14 минуты (со средней скоростью 135 км/ч), но уже на следующем круге из-за слишком большой скорости его автомобиль развернулся на 180 градусов на подъеме возле Французского посольства. Нуволари, оказавшийся рядом, смог мастерски проскочить мимо, но он вынужден был сбросить скорость, чем воспользовался Миллер, обошедший и фон Браухича и Нуволари. Во время остановок на смену покрышек на первое место вырвался Нуволари, не уступивший лидерства до конца гонки, а так как трасса перед ним была полностью свободна, то он смог повторить рекорд трассы.

     

     


     

     Итоговые результаты были следующие: 1. Тацио Нуволари 1:04:03,8 часа (130,839 км/ч), 2. Манфред фон Браухич 1:04:11,4 (130,4 км/ч), 3. Герман Пауль Миллер 1:04:34,4 (129,8 км/ч), 4. Бошко Миленкович 1:04:27,2, с отставанием в 15 кругов.

     

     

     Награды вручались в здании белградского Автоклуба (сейчас Дом писателей) на Французской улице дом 7.

     Эта гонка, чрезвычайно важная для Белграда того времени, упоминается во всех публикациях, связанных с довоенным автомобильным спортом. Из всех публикаций только в загребском журнале "Motor sport" от сентября 1939 года представлена крайне необъективная и откровенно негативная оценка гонки.

     

     Один из известнейших мировых историков автоспорта британец Лоурен Омерой в своей книге «GP automobiles» (1964) детально описал два решающих момента той гонки – выход из гонки Германа Ланга и разворот фон Браухича перед зданием французского посольства, а легендарный шеф гоночной команды «Мерседес-Бенц» Альфред Нойбауер в своих мемуарах «Мужчины, женщины и моторы» (1979) самым доброжелательным образом описал ход автогонки.

     Белградский музей автомобилей планировал достойно отметить 60-летие гонки ,планировались в том числе и демонстрационные заезды 3-4 GP автомобилей-участников гонки 1939 вокруг Калемегдана, но известные события (НАТО-вские бомбардировки) этому помешали.