Главная страница

Мы в соцсетях











Песни родной Сербии







.......................




/16.10.2011/

Интервью епископа Теодосия



     

     Монашеский путь епископа Феодосия из монастыря Црна Река [1], что недалеко от Нового Пазара, где он был послушником, вел его до монастыря Високи Дечани [2], где он стал настоятелем, а затем и игуменом. На должность епископа Липлянского, викария епархии Рашко-Призренской [3] избран в 2004 г. Резиденция епископа — монастырь Високи Дечани, в данный момент самый большой мужской монастырь Сербской Православной Церкви. В сан епископа Рашко-Призренского возведен в 2010 г. в Призрене. Владыка пользуется огромным уважением между косовскими сербами, которые сейчас мирными протестами пытаются воспрепятствовать попыткам албанцев превратить административную линию, разделяющую центральную Сербию и Косово, в полноценную государственную границу.

     

      Ваше Преосвященство, в эти дни мы стали свидетелями серьезного кризиса на севере Косово и Метохии и новых угроз нашему народу. Что предпринимает епархия в этой ситуации, и как Вы оцениваете сегодняшнее положение в нашем южном крае?

     

      После недавней попытки специального контингента косовской полиции взять под контроль административные переходные пункты Яринье и Брняк, ситуация на севере Косово серьезно осложнилась. Наш народ в этом крае ответил мирными и вполне легальными протестами. С 1999 г. и до настоящего времени сербам на севере Косово удавалось избежать того, что, к сожалению, произошло с сербским населением южнее р. Ибар [4], большая часть которого изгнана с родных мест. С первог дня кризиса на севере Косово епархия показала полную солидарность со своим народом, одновременно предупреждая о необходимости воздерживаться от насилия в ответ на провокации другой стороны. Я советовал священникам постоянно быть с народом и своим моральным авторитетом не допускать отдельных псевдопатриотов к насилию, могущему скомпрометировать наш народ и его устремления, что на долгий срок угрожало бы будущему сербов на всем Косово и Метохии. Я с гордостью могу сказать, что в большинстве случаев люди протестовали мирно и с достоинством и что наш народ принял и поддержал соглашение, подписанное между нашим правительством и КФОР о временном режиме на пунктах перехода административной линии. Я думаю, теперь уже всем понятно, что вопрос Северного Косово не может решаться односторонними силовыми методами, что необходим диалог. Нам нужно вооружиться терпением и решительностью, чтобы мирно и с достинством бороться за свои интересы. Очень важно продолжать переговоры между Белградом и Приштиной, потому что будущее региона не в конфликтах, а в нахождении решений, могущих обеспечить нормальную жизнь. Пока не будут созданы условия для решения ключевых вопросов, весьма важно заняться практическими проблемами, которые жизнь ежедневно ставит перед нашими людьми.

     

      Подвергается ли сербское население, священники и монахи СПЦ в Косово и Метохии дополнительной опасности в связи с создавшимся положением? Насколько серьезна угроза гуманитарной катастрофы?

     

      События на севере Косово сказываются и на сербском населении южнее р. Ибар. Произошло несколько инцидентов, вызывающих озабоченность. Вопросы перехода границы и таможни должны быть решены в срочном порядке, в противном случае нас ожидает гуманитарный кризис, особенно в области здравоохранения, что в XXI веке абсолютно недопустимо. К югу от Ибара существует серьезная проблема в селе Прилужье (община Вучитрн): сербы из этого села не согласны со строительством на его территории моста, что приведет к превращению дороги, проходящей через село, в транзитную для жителей соседних албанских сел. При использовании этого транзита албанцами угроза жизни и имуществу жителей Прилужья неминуемо увеличится. Наши люди не против строительства моста вообще и предлагают построить его вне села. Я искренне верю, что в данном случае разум победит, и мы придем к компромиссу. И Приштина, и международное сообщество должны понимать, что сербы будут относиться к ним с оправданным недоверием до тех пор, пока не будет высказана искренняя и недвусмысленная готовность пойти навстречу их основным интересам. Две трети довоенного сербского населения Косово и далее остаются беженцами, а оставшиеся на Косово сербы живут в постоянной опасности и имеют полное право требовать защиты и соблюдения своих прав, что сейчас находится на совершенно неадекватном уровне. Сербы веками живут в Косово, и мы не можем быть здесь национальным меньшинством. Поэтому нужно создать необходимые условия для нормальной жизни всего нашего народа здесь, для возвращения тех беженцев, которые хотят вернуться к родным очагам.

     

      Можем ли и смеем ли мы согласиться с разделом Косово, которое опять предлагают некоторые местные политики?

     

      Раздел Косово и Метохии, который, к сожалению, крайне безответственно предлагают отдельные политики под видом «разграничения сербов и албанцев», представляет собой абсолютно неприемлемый отказ от важнейших исторических территорий, пренадлежащих нам. Нельзя игнорировать то, что к югу от Ибара, который предлагается как линия разграничения, живет большинство косовско-метохийских сербов и здесь же находятся наши важнейшие святыни. Прежде всего, это Печка Патриаршия [5], духовный центр СПЦ. Если бы осуществились планы раздела, а, как нам известно из истории, это невозможно без насилия и исхода населения, то сербы в южных анклавах даже в самые трудные годы не оставлявшие родных очагов, должны были бы уйти под угрозой жизни и здоровью. Албанские экстремисты ясно дали понять, что в случае раздела, в их части Косово не будет места для сербов и сербских святынь. Возможно, что таким образом Сербия сохранит определенную территорию, но на веки веков потеряет достоинство перед Богом и историей. Нам необходимо продолжать диалог с косовскими албанцами и международным сообществом. В поисках решения приоритет должны иметь сохранение сербского населения на Косово и Метохии и обеспечение безопасности наших святынь. Это важнейшие и законнейшие интересы и Сербской Церкви, и самой Сербии.

     

      Преосвященный владыка, на майском заседании Архиерейского Собора говорилось также и о возможности раздела Рашко-Призренской епархии. Что Вы как правящий архиерей думаете об этом?

     

      Хотя идея раздела епархии Рашко-Призренской, т.е. обновления древней епархии Рашской, существует уже некоторое время, Святой Архиерейский Собор на майском заседании нынешнего года не принял этой инициативы. Теперешняя епархия имеет территорию, но число верующих намного меньше, чем в других епархиях, а демографическая ситуация в ней крайне непредсказуема. Рашка и север Косово — главная моральная и экономическая опора сербов на юг от Ибара, и раздел епархии крайне негативно сказался бы на южных районах КиМ, где наш народ и наши святыни живут в постоянной опасности. В ситуации, когда отдельные политики предлагают раздел Косово и Метохии, что большинство косовских сербов считает идеей не только вредной, но и опасной, которая к тому же и антиконституционна, было бы нелогичным способствовать этой политической авантюре и поделить епархию. Такое решение могло бы иметь далеко идущие вредные последствия для сербского народа. Поэтому я решительно утверждаю, что принятие такого решения не полезно и не своевременно до тех пор, пока ситуация не станет менее напряженной и мы не увидим, в каком направлении она развивается.

     

      Как развивается ситуация с лишенным сана владыкой Артемием, принимая во внимание, что была упомянута возможность его отлучение от Церкви?

     

     На прошлом Соборе архиереи высказали серьезную озабоченность антицерковными активностями бывшего епископа Рашко-Призренского, сейчас монаха Артемия и его последователей. Все мы — свидетели того, что бывший владыка не только не готов смиренно вернуться к церковному порядку, но напротив, все активнее вносит раздел в Сербскую Церковь как в Отечестве, так и в диаспоре. Вопрос этот в данный момент уже не является внутренним вопросом одной епархии, он перерос в вопрос всей СПЦ, которая должна ясно определить и донести до верующих свое отношение к группе отдельных людей, отошедших от церковной общности, чья активность губительна для души. Весьма важно, что это движение осталось на локальном уровне и на данный момент не пользуется поддержкой народа, хорошо умеющего отличать Церковь от секты.

     

      Какова позиция верующих после недавних прискорбных событий, подрывающих канонический церковный порядок СПЦ?

     

      Одно время, пока многим были еще ясны причины отстранения, а затем и лишения сана бывшего владыки, народ был в растерянности. Некоторые думали, что речь идет о политическом преследовании или даже о международном заговоре. Между тем всем, кто живет церковной жизнью, ясно, в чем причины происшедшего. После всех этих событий обстановка в епархии нормализовалась, а ее жизнь стала во многом интенсивнее. Обновляются закрытые приходы, гораздо больше людей участвует в богослужениях, усилена гуманитарная помощь, особенно, когда речь идет о народных кухнях. Епархия, которая всего год назад была на шаг от раскола, в который могли быть втянуты тысячи верующих и отторгнуты от Церкви многие храмы и монастыри, сейчас твердо включена в жизнь и соборный порядок Сербской Православной Церкви. Даже самовольный уход группы духовно незрелых и нестабильных монахов исправил и улучшил ситуацию в наших монастырях. Все монахи и монахини в Рашко-Призренской епархии сейчас полностью посвящают себя укреплению единства Церкви, чего нельзя сказать о предыдущем периоде. Теперь в наших монастырях опять гостеприимно встречают верущих и духовных лиц из других епархий СПЦ.

     

      Как идет обновление поврежденных храмов СПЦ, какова ситуация с церковью Богородицы Льевишки, находящейся под защитой ЮНЕСКО, с которой после последнего акта вандализма украдена часть свинцового кровельного покрытия?

     

      Процесс обновления наших святынь продолжается, хоть и медленно из-за недостатка средств и общего кризиса. Несколько обновленных храмов уже открыли двери верующим. Обновлены приходы в Приштине, Призрене, Истоке, а вскоре, даст Бог, появится и приход в Печи. В Джаковице заканчивается обновление храма Успения Пресвятой Богородицы, заканчиваются работы и в Вучитрне. В монастыре Девич начато востановление пострадавших фресок, а вскоре благодаря фондам ЮНЕСКО начнутся работы и в церкви Богородицы Льевишки [6]. Но, несмотря на все перечисленное, повсюду еще очень много работы. Кража части кровельного покрытия с церкви Богородицы Льевишки, подкоп под фундаментом церкви Св. Недели в Призрене, как и препятствия, чинимые в обновлении церкви в Самодрежи, показатели, что наши святыни в опасности. В ближайшее время мы обратим особое внимание на обновление тех храмов, в которые могут вернуться верующие, в которых будет служиться Литургия. Это мучительный и тяжелый путь, ведь прошло уже двенадцать лет после войны, с тех пор, как большая часть нашего населения была вынуждена оставить родные дома на этой святой земле. Но нас обнадеживают мужество и упорство наших людей, которые в тяжелейших, зачастую просто невыносимых условиях, остаются в своих домах, на своей земле. Особенно хочу рассказать о возвратившихся жителях села Жач, которые в прошлом году пережили не одно нападение, которые ежедневно получают угрозы, но тем не менее остаются в селе, в котором теперь уже есть и несколько детей.

     

      Может ли косовская полиция защитить сербские культурно-исторические памятники, прежде всего монастыри Високи Дечани, Грачаницу, Печку Патриаршию?

     

      В наших святынях, находящихся под защитой косовской полиции, исключая Льевишку, до сих пор не было серьезных происшествий. Тем не менее, существует большое недоверие к косовской полициии и наша позиция в этом вопросе ясна: сохранность и безопасность важнейших и старейших наших святынь и далее должен обеспечивать КФОР. Вокруг некоторых монастырей, например Гориоча, мы планируем строительство специальной ограды, новые въездные ворота уже возведены. По возможности все это дополнительно будет оборудовано видеокамерами. Видеонаблюдение сейчас уже установлено в Грачанице и мы надеемся таким образом насколько это возможно защитить наши святыни и жизнь монашествующих в них сделать более безопасной.

     

      Каковы важнейшие факторы, создающие опасность для наших святынь в Косово и Метохии? Идет ли речь о религиозном или только этническом конфликте?

     

      Наши важнейшие святыни в опасности именно потому, что представляют собой ясные символы векового присутствия Сербской церкви и народа на этой территории. Поэтому после войны и развернута компания по их систематическому уничтожению: албанские экстремисты верят, что, уничтожив наши святыни, они тем самым перечеркнут историю. Но несмотря на все, мы выстояли, и я верю, что большинство албанцев на Косово и Метохии теперь понимают, что будущее во взаимном уважении. Я считаю, что речь здесь идет не о конфликте христианства и ислама: православие на Косово веками соседствовало с другими религиями и наши древние святыни пережили жесточайшие испытания на протяжении веков османской оккупации.

     

      Вы вернули центр епархии в Призрен, хотя сегодня здесь живут всего 18 сербов. Каково символическое значение этого? Сербы тайно приветствовали друг друга фразой «Через год в Призрене». Существует ли сегодня такая возможность реально? Есть ли у Вас проблемы, вызванные пребыванием в Призрене?

     

     Официальным возвращением центра епархии в Призрен мы хотели показать, что наша Церковь не оставит эту историческую территорию. Следуя примеру распятого Христа, Церковь свидетельствует, что именно там, где самые жестокие муки, там самая большая благодать. Всегда, когда это возможно, мы служим в Соборной церкви Св. Георгия в Призрене. На этих Литургиях собирается по несколько сотен верующих из разных частей Косово и Метохии и паломников из центральной Сербии и Черногории. Литургическими собраниями в Призрене мы, как Церковь, показываем, что после Крестных страданий обязательно приходит Воскресение. Недавно обновлено некоторое число сербских домов в Призрене и мы ожидаем продолжения этого процесса, что в будущем приведет к возвращению наших людей сюда. Возрождая церковную жизнь в этом городе, мы хотим дать нашему народу пример и причину для возвращения. Надеюсь, с Божьей помощью у нас это получится.

     

      Возможно ли чтобы мы по-настоящему вернулись в Косово через Косовский завет?

     

      Косовским заветом наш народ вошел в число избранных и богоносных народов. Готовностью к страданию ради Христа мы подтверждаем нашу веру в Воскресение Господне. Только Бог знает какие испытания ожидают наш народ, где бы он ни жил. Духовное и литургическое возвращение к нашим святыням в Косово и Метохии, символизирующим наш Косовский завет, помогает обновлению и духовному возрождению нашего народа. Эти святыни говорят нам: кто мы, кем мы были и кем должны стать. Поэтому наш народ считает Косово своим Иерусалимом, Святой землей, в чьей мученической истории воплощена тайна Христовых страданий и Воскресения.

     

      Как идет процесс обновления Духовной семинарии в Призрене?

     

     Если Бог даст, в этом году Духовная семинария в Призрене снова откроет свои двери пятнадцати первокурсникам. Задужбина Симы Игуманова, великого добротворителя Призренской Духовной семинарии, уже обновлена, а сейчас мы создаем условия для жизни и работы профессоров и преподавателей. Постепенным обновлением работы Духовной семинарии мы продолжаем работать над возвращением церковной жизни и тем самым над возвращением верующего народа в эту древнюю сербскую столицу.

     

      Какова ситуация в Рашской области?

     

     Ситуация в Рашке тоже очень сложна, в последние годы здесь остается все меньше сербов, как и в других пограничных регионах Сербии. Ситуацию эту дополнительно усложняют новые попытки злоупотребления мусульманским вероисповеданием в политических целях, что нарушает мир и стабильность как в среде христиан, так и в среде мусульман, которые хотят, как и раньше, мирно жить со своими соседями-сербами. Проблемы в Рашской области должны решаться мирным путем, а не угрозами территориального разделения Сербии, что может вернуть нас в 90-е годы прошлого века. Наше священство в Ново-Пазарском наместничестве последовательно избегает политики. Как Церковь мы стремимся быть фактором мира, стабильности и добрососедских отношений. Очень важно не связывать политические амбиции отдельных личностей с религией, ведь религия, низведенная до уровня политической идеологии, в безответственных руках становится очень опасным оружием. Поэтому все церкви и религиозные общины Сербии должны активно работать над предупреждением злоупотребления верой в политических целях независимо от того, кто и зачем пытается это сделать.

     

     Примечания

     

     

     1.Монастырь Црна река (Черная река) — мужской монастырь СПЦ в горах Южной Сербии. Основан в XIII в. Название получил по одноименной реке, в ущелье которой и находится.

     2.Монастырь Високи Дечани (Высокие Дечане) — мужской монастырь СПЦ на Косово. Основан сербским королем Стефаном Дечанским в 1327 г. Охраняется ЮНЕСКО. Неоднократно подвергался нападениям албанских экстремистов. В 2004 году зачислен в список объектов Всемирного наследия, находящихся в опасности.

     3.Епархия Рашко-Призренска (Рашко-Призренская) — епрахия СПЦ, включающая территории Рашки (область на юге Сербии), а также Косово и Метохии.

     4.Река Ибар берет начало в Черногории, протекает через Косово и Южную Сербию. Впадает в р. Западная Морава возле г. Кралево в Южной Сербии.

     5.Печка Патриаршия — (Печская Патриархия) — женский монастырь СПЦ в Косово. Основан в XIII в. и представляет собой один из важнейших памятников сербской истории. Долгое время был резиденцией Патриарха Сербского. В 1981 г. подожжен албанцами, частично сгорел, затем восстановлен. Сейчас — важнейший духовный и национальный центр косовских сербов. Охраняется ЮНЕСКО. В 2004 году зачислен в список объектов Всемирного наследия, находящихся в опасности.

     6.Церковь Богородицы Льевишки — одна из красивейших средневековых православных церквей Сербии. Возведена в 1306-07 гг., 17 марта 2004 подожжена албанскими экстремистами, алтарь осквернен, фрески тяжело повреждены. С 2006 г. находится под защитой ЮНЕСКО. В том же году зачислена в список объектов Всемирного наследия, находящихся в опасности.

     

     Беседовала Славица Лазич

     

      http://pravoslavlje.spc.rs/broj/1067/tekst/kosovo-je-nas-jerusalim/

     

     Перевод с сербского Ирины Стойичевич

     


Комментарии (1)