Главная страница

Мы в соцсетях











Песни родной Сербии







.......................




/14.12.2011/

Санджак: "новое Косово" для Сербии?



     Сербии угрожает новое сепаратистское движение — на сей раз славяно-мусульманское. В Швеции открылось первое «официальное представительство» области Санджак, расположенной на юго-западе страны близ границы с Черногорией. Сербские аналитики указывают, что число радикальных исламистов среди мусульман Санджака значительно выше, чем среди албанцев Косова.

     

     Как написала недавно боснийско-мусульманская газета Dnevni Avaz, в Гётеборге появилось первое представительство Санджака за рубежом. На церемонии его открытия присутствовали представители исламского сообщества Швеции, в котором достаточно заметную роль играют выходцы из бывшей Югославии — Боснии и сербского Санджака. Среди гостей были председатель исполкома Народного вече Санджака Сеад Шачирович и главный муфтий исламского сообщества в Сербии Муамер Зукорлич.

     

     «Мы в своей борьбе за возвращение автономии Санджака заявили об открытии представительств в Брюсселе и Вашингтоне, как важнейших центрах силы. Но нам чрезвычайно приятно, что боснийцы-мусульмане из Скандинавии предвосхитили наши усилия и открыли первое представительство здесь», — заявил Шечирович. Со своей стороны, Зукорлич рассказал гостям о проблемах исламского сообщества Сербии, заостряя особое внимание на Санджаке.

     

     Для прояснения вопроса о том, сколь далеко может зайти ситуация в Санджаке, достаточно упомянуть такой случай. 28 октября уроженец этой области, некий Мевлид Яшаревич, обстрелял посольство США в столице Боснии Сараево. После инцидента сербская полиция провела рейд на юго-западе страны и задержала 17 исламских экстремистов, с которыми сотрудничал «сараевский стрелок». Международное радио Сербии сообщило, что Санджак — крупнейший оплот ваххабитов в стране. Их там намного больше, чем в соседнем Косове.

     

     Что же такое Санджак? Эта область расположена частично на юго-западе Сербии, частично — на северо-востоке Черногории. До конца XIV века здесь был центр сербского средневекового государства — Рашка. Однако затем, в период османского владычества, и многие жители этой местности приняли ислам. Когда в 1878 году по итогам русско-турецкой войны Сербия обрела независимость, Санджак был оккупирован Австро-Венгрией. В 1913 году по результатам Первой балканской войны регион был разделён между Сербией и Черногорией, в границах которых он находится и по сей день.

     

     65 процентов населения сербской части Санджака составляют славяне-мусульмане (всего их в Сербии насчитывается свыше 200 тысяч), остальные — православные. Мусульмане преобладают в трёх общинах на юго-востоке региона (на границе с Косово), православные — в трёх северо-западных, на границе с Боснией. В течение ХХ века происходило становление национального самосознания санджакских мусульман, которые во всё большей степени ощущали своё родство с мусульманами Боснии и Герцеговины. Многие санджаклии (так их называли в Югославии) переселились в Сараево и другие боснийские города.

     

     Когда на рубеже 1980-1990-х гг. Югославию захлестнула волна национализмов, не обошла она и мусульман Санджака. В регионе фактически образовался филиал боснийско-мусульманской Партии демократического действия (ПДД). В неё вошли все нынешние лидеры санджакско-мусульманского движения — Расим Ляич, Сулейман Углянин и муфтий Муамер Зукорлич. Ориентировались они на лидера боснийских мусульман и первого президента Боснии и Герцеговины Алию Изетбеговича и верховного муфтия Боснии Мустафу Церича.

     

     Санджаклии приняли активное участие в кровавой бойне в Боснии и Герцеговине 1992-1995 гг. По свидетельствам очевидцев, среди них процент исламских фундаменталистов был выше, чем среди коренных мусульманских жителей Боснии. Соответственно, мусульмане Санджака отличались особой жестокостью по отношению к православным сербам, отношения с которыми у них были исторически весьма напряжёнными.

     

     Что касается самого Санджака, то он в социалистической Югославии не имел никакой автономии, что категорически не устраивало мусульманское население региона. В октябре 1991 года в Санджаке прошёл референдум, большинство участников которого высказались за автономию «с правом присоединения к другой республике». Читай — за присоединение к мусульманской Боснии. Вскоре было основано Мусульманского национальное вече Санджака (МНВС). Однако власти Сербии и президент Слободан Милошевич давлению не поддались.

     

     В январе 1992 года МНВС принял Меморандум об установлении специального статуса Санджака, где потребовал создать в регионе парламент, правительство и полицию. Их требования получают поддержку Запада, но дальше слов США и ЕС не пошли. Сербские военные и полицейские части были введены в регион, состоялся суд над 45 видными членами Партии демократического действия. Поглощённый войной в Боснии, а затем в Косове, Запад не уделял особого внимания проблемам Санджака. Но они никуда не делись.

     

     Сегодня в Санджаке действует несколько мусульманских партий и организаций. Наиболее радикальная из них — Боснийское культурное объединение во главе с муфтием Зукорличем. Недавно он призвал соплеменников отказаться от участия в переписи населения Сербии. Его также оскорбила такая формулировка официальных документов, как «сербское гражданство».

     

     Действия мусульман Санджака во многом направляются из Боснии и Герцеговины (БиГ) лично верховным муфтием этой страны Мустафой Церичем. «Если кто и может стать фактором стабильности в регионе, особенно в Санджаке, то это Сараево. Мы, бошняки из БиГ, хотим сказать бошнякам в Сербии, что мы — с ними и за них, они не брошены, мы — один народ, который живет в двух государствах, мы — в Боснии, они — в Сербии», — сказал он два года назад.

     

     Другие главные действующие лица национального движения санджаклиев — лидеры Санджакская демократическая партия Расим Ляич и Боснийского списка за европейский Санджак Сулейман Углянин. Они более умеренны, чем муфтий Зукорлич, но и в их программах видны признаки сепаратизма. Оба они требуют территориальной автономии. Правда, от сотрудничества с властями Сербии не отказываются. И не просто не отказываются — и Ляич, и Углянин имеют сегодня министерские портфели.

     

     В последние годы к требованиям мусульман Санджака всё активнее прислушивается Запад. Так, в августе с визитом в Белграде побывала канцлер Германии Ангела Меркель. Она потребовала от властей Сербии обеспечить права нацменьшинств, пригрозив в противном случае не пустить страну в ЕС. Кроме того, в сентябре в регионе встретились глава МИДов Сербии и Турции Вук Еремич и Ахмет Давутоглу. Последний открыто предложил «посредничество» в урегулировании проблем Санджака.

     

     При этом едва ли можно говорить о том, что мусульмане Санджака в чем-то ущемлены. Они имеют депутатов в Скупщине, двух министров, свои политические партии и религиозные союзы. Их Национальный совет действует на законных основаниях, имеет право вето на все вопросы, связанные с положением их общины. Только территориальной автономии им пока не предоставили — в официальных сербских документах Санджак именуется историческим названием «Рашкская область».

     

     Пока что сербским властям удаётся сдерживать сепаратистские поползновения в Санджаке. Однако всё говорит о том, что Белграду придётся столкнуться с внешним давлением. Открытие представительства Санджака в Швеции, заявления Ангелы Меркель и Ахмета Давутоглу выглядят серьезным предупреждением. А там недалеко и до косовского сценария...

     

     

     Вадим Трухачев

     

     По материалам win.ru


Комментарии (36)