Главная страница

Мы в соцсетях











Песни родной Сербии







.......................




/30.6.2005/

Культурная панорама



     

      В этом году на венецианской Бьеналле участвует 73 страны, что является самым массовым участием за всю историю этого престижного смотра достижений изобразительного искусства. Все больше стран заинтересовано в том чтобы показать свое современное искусство в Венеции. В этом году в первый раз на венецианской бьеналле принимают участие такие страны, как Афганистан, Албания, Марокко и Белоруссия. Югославия, а сейчас Сербия и Черногория участвуют в бьеналле уже не один десятой лет, а национальный павильон был построен еще в 1938 г. С того момента, как бывшая Югославия распалась в павильоне сменяются экспозиции Сербии и Черногории. На этот раз представлено искусство Черногории. Искусствовед Светлана Рацанович, селектор экспозиции, отобрала работы молодых художников Елены Томашевич, Наталии Вуйошевич и Игоря Ракчевича. Все они выпускники Художественной академии в г. Цетине. Несмотря на то, что селектор изменила концепцию отбора и вместо работ известных мастеров отобрала произведения начинающих, публика и критика весьма благосклонно встретила черногорскую экспозицию. В подтверждение тому говорит тот факт, что еще до официального открытия выставки к павильону Сербии и Черногории проявлялся большой интерес и многие иностранные журналисты и критики удостоили его своим посещением.

      Несколько слов о сербских и черногорских участниках. Елена Томашевич, исключительно талантливая художница, которая работает преимущественно в технике фасадных красок и индиго копировальной бумаги, через которую она переснимает образы из иллюстрированных журналов, затем меняя их выражения лиц и движения тела. Главная тема, по оценке тамошней критики, это те "интимные шалости", которые человек совершает наедине с самим собой и те, которые ему навязывают общественные и политические механизмы. Ее работы говорят о человеке, который не может контролировать себя и окружающих себя людей и обстановку. как таковой он часто находится во власти собственных желаний и иногда пагубной неосторожности, - считает критика. И видеоинсталяция Наталии Вуйошевич, которую автор назвала "В случае, если мы никогда больше не встретимся" вызвала большой интерес посетителей и критики. В стиле великих авангардистов она представила на мониторе два профиля - мужской и женский, которые совершают чуть-заметные движения, а на боковых экранах быстро сменяются картинки из их будней. Субтильный рассказ об эросе и сохранении близости внесло нечто новое и интригирующее общую картину бьеналле. Видеопроект Игоря Ракчевича "Было когда-то" хотя и был самым минималистским в смысле увиденного, но не менее интересным и загадочным. Для многих посетителей и критиков осталось тайной, что автор хотел сказать статической картинкой ванной комнаты и звуком периодически открываемой и закрываемой двери и постоянно звонящих телефоном. Селектор черногорской экспозиции сказала на встрече с журналистами в Венеции, что в искусстве ее прежде всего интересует феномен запрета и его нарушения, поэтому первоначальное рабочее название выставки было "Запретный плод". "Маленькие отступления" значит запрета как такового не существует, никто ничего не запрещает и никто преднамеренно ничего не нарушает.