Главная страница

Мы в соцсетях











Песни родной Сербии







.......................




/28.2.2013/

Заветы Сербского Старца Фаддея



     Старец Фаддей, в миру Фома Штрбулович, родился 19 октября 1914 г. в Петровце на реке Млаве от благочестивых родителей-земледельцев. У новорожденного младенца не открывались глаза и мать, думая, что младенец не выживет, сразу же позвала священника. Как только окрестили малыша - глаза его открылись, и младенец заплакал. С рождения мальчик был слаб здоровьем. В течение всей своей жизни он не мог есть ничего мясного.

     В 15 лет доктора сказали, что если не будет сделана операция, то юноша проживет не более пяти лет, а он прожил полных 89 лет и скончался на 90-м году жизни. Его духовником до монашеского пострижения был старец Амвросий (Курганов), ученик Оптинских Старцев, пребывающий в монастыре Мильково с русской братией из Оптиной пустыни после свершения революции в России.

     Монашеский постриг будущий Старец принял в монастыре Горняк в 1935 году, затем его послали в монастырь Раковица для обучения иконописному делу. Там он принял чин иеромонаха в 1938 г. от Харьковского епископа Митрофана. Произведён в чин игумена в 1949 г., пребывал на службе, исполняя должность наместника в Печкой Патриаршии. В 1959 г. четыре месяца находился в монастыре Хиландар на Святой Горе Афон. С 1962 года был старейшиной монастыря Витовница, где и похоронен, окончив земной путь Великим постом в воскресный день 13 апреля 2003.

     Старец Фаддей говорил о Косове и Метохии: «Не будет мира на земном шаре, пока Косово опять не станет сербским. Косово должно быть сербским. Это - наша святыня». Косово было болью старца Фаддея. По поводу того, что албанцы и международные силы готовились к признанию независимости Косова, отец Фаддей говорил: «Пусть делают, что задумали, все равно они вернут нам нашу святыню. Не будет мира, пока Косово не станет снова сербским. Господь попустил происходящее, чтобы мы увидели, кто мы есть на самом деле. Оккупанты как пришли, так и уйдут. Им нечего делать на нашей земле. Бог Отец попустил это по нашим грехам. Если кто-то из руководителей виноват, то виновен перед своим народом и перед Богом, а не перед Гаагским трибуналом». Старец говорил, что Сербы сами избрали своих руководителей и добавлял: « Важно покаяться, а все остальное Господь Сам даст. Землю не могут отнять. Бумагами пусть машут сколько угодно - ничего у них не выйдет». Отец Фаддей говорил, что Запад все хорошо спланировал, но не учёл сербский характер, сербский менталитет. «Придет время, - говорил он, - и Господь даст православного Серба, который будет носить Господа в сердце своем и будет молиться Господу, - он в свое время и поведет народ. И этот Серб, искренне носящий Господа в сердце, избавит нас от беды».

      Старец Фаддей всегда утверждал, что Господь сохранит Православие до скончания века, и что только православные спасутся. И это не гордость, но Истина. Бог есть Любовь. Старец говорил: «Все, что доброго делаешь, все от Господа получаешь. Если зло делаешь, то зло к тебе и возвращается. Каковы твои мысли, такова и жизнь твоя. Нельзя иметь гордые или плохие мысли». Отец Фаддей говорил, что всегда надо молиться Богу: «Хотя бы ты упал духовно тысячу раз - тысячу раз и вставай. И приучи себя молиться непрестанно. Если молитва не идет, то надо себя заставлять».

     Основное учение Старца заключается в том, что Бог везде и помогает всем: «и слабым, и сильным, всем, кто нуждается в Его помощи. Поэтому надо всегда жить с открытым сердцем перед Господом». Он учил, что если постоянно понуждать себя к молитве, то молитва переходит в чувство. Кто молится от сердца Богу, тот стяжает постепенно мир и радость. Следуя Святым Отцам, старец Фаддей указывал на то, что не только монахи, но и миряне должны упражняться в Иисусовой молитве. И когда она начинает сама действовать внутри ума и сердца, тогда человек обретает несказанную божественную силу, которая зовётся Божественной благодатью. Старец утверждалл, что все призваны к Свету, каждая душа сотворена быть светлой. Всем подобает быть Святыми. Ведь жизнь – это Божественный дар. Бог – единственный Жизнедавец. Отсюда Старец особо обращает наше внимание на хранение ума от злых мыслей. Надо предаваться на волю Божию и быть мирным. Размышления о том, что и как будет с нами, создают мысленный хаос и приводят в уныние. В плохом душевном расположении мы наносим окружающим людям большой вред. У каждого человек есть недостатки, поэтому надо прощать людям их недостатки и любить их. Кроткие, смиренные души светятся добром, которое ощущается на расстоянии.

     Старец говорил: « Мы живём в страшное время, когда из новостей мы ежедневно узнаём о новых злодеяниях, совершаемых по отношению к ближним из-за банальных вещей. Следует бороться с гневом внутри себя. Святые Отцы называют гневливого человека добровольным эпилепсиком (см. «Лествицу»), а гнев является последствием нашего самоволия. Вместо того, чтобы положиться на волю Божию, мы огорчаемся и допускаем внутренний бунт оттого, что наша греховная воля не исполняется. Старец Фаддей указывал на необходимость следить кроме мыслей и за собственными желаниями. Не обращать внимания на оскорбления, не полагаться на какие-то планы. Человек думает одно, предполагает второе, а на деле выходит нечто десятое. Не надо огорчаться. Следует сохранять благодушие. Большая радость бывает, когда встречаешь человека в добром настроении, а мрачного человека все избегают, говорят: «Глаза бы мои его не видели». Бывает, утешает кто-то унылого, а толку нет. Другой пытается утешить – напрасно. А тот человек через мгновение утешится улыбкой малого ребенка и мрачность отступает. Так Бог заботиться о всех нас. Мы все Его дети. Отец Фаддей называл депрессию комбинацией плохих мыслей или плодом гордости и самолюбия.

     О будущности Сербов Старец Фаддей говорил, что надо каяться, без покаяния нет примирения с Богом. Вот одно письмо из личного архива сербского писателя Владимира Димитровича:

     «В Господе милая и благородная душа.

     В нашем народе нет покаяния. Почти половина Сербов не крещены, а те, что крещены, своим поведением доказывают своё богоборчество. <…> Вот сам поразмысли и увидишь, что пока в Сербии больше тех, кто ненавидит Бога, чем тех, которые молятся и просят милости и спасения Сербов и Сербии. Только великая милость Божия может нас избавить сейчас от погибели.

     Мир тебе и радость и всего самого доброго от Господа и Пресвятой Богоматери.

     Архимандрит Фаддей с братией».

     Самым большим бедствием нашего времени Старец Фаддей называл наркоманию и телевидение, тлетворно влияющие на молодёжь. Он замечал, что всё зло современного мира направлено на то, чтобы лишить людей возможности молиться. Говорил, что сатана нынче сильно ополчился на Православие, стремясь подчинить себе мысли людей. Именно мысли православных христиан не позволяют силам зла благополучно совершать устроение нового мирового порядка. Хоть православные люди и удалились от добра, но всё-таки среди нас есть ещё много кротких и смиренных душ. Старец предупреждал: «Говорят, что в ООН совершаются служения сатане, будто существует некий ритуал. <…>Применяются разные технические ухищрения для воздействия на мысли людей, существует такая система HARP. Нынче нужна усиленная молитва, чтобы эти воздействия не причиняли нам вред. <…> Конец света наступит только тогда, когда мысли всего человечества будут направлены против Бога. <…>Страха у нас не должно быть, но должна быть память о Боге и уверенность в Его милосердии, осуществляемая в молитвах. <…>Вспомним VI век, когда Византия подверглась разным бедствиям. Ереси накалили внутреннюю борьбу Церкви. Еретиками были высокообразованные люди из бывших православных, часто епископы и патриархи. Еретик Арий из Македонии первым совершил раскол в Церкви. Потом у него было много последователей. Христиане тогда забыли благочестие и вели себя часто хуже язычников. И Господь отступил от православного народа, предоставив ему пожинать плоды своеволия, посеянные вместе с диаволом. Только молитвы Пресвятой Богоматери и трех Святых отвели погибель от всего человечества. Это были прп. Илия из Коринфа, прп. Иоанн из Рима и Святой Варсонофий Великий из Иерусалима. Вместе с Пречистой Матерью они умолили Бога Отца дать людям ещё время до Страшного Суда. <…>Господь помиловал род человеческий , но казнь за богоотступничество приходиться терпеть православным народам по сей день. Господь попустил незаконному сыну изгнать законного. Мы, христиане, Новый Израиль, законные дети, оказались изгнаны исмаилитянами, потомками служанки Агари, ставшими бичом для христиан. До сих пор бич этот Господь не склоняет, потому что мы все еще не таковы, каковы должны быть. <…> Человек не понимает, что он существо духовное. Он весь погружен в тело и живет телом. А ведь наша душа подобна ангельской, она обладает огромной богодарованной силой. От состояния человеческих мыслей зависит не только отношение людей к друг другу, но и ко Творцу. Очень многое зависит от нас самих, каждая личность влияет на события в будущем».

     Все меньше среди нас остается таких людей, как отец Фаддей, благодатных учителей молитвы и смирения. Поэтому мы всюду переживаем кризис: и в семье, и в государстве, и в Церкви. Следуя за собственной волей, мы утопаем все глубже и глубже. Но тот, кто желает помочь и себе, и ближнему, обязан слушать голос Истины, Который есть Кроткий и Смиренный Христос, Чьим вестником и был отец Фаддей.

     

     Перевод Екатерины Василевич