Главная страница

Мы в соцсетях











Песни родной Сербии







.......................




/19.12.2013/

«Равна-Гора», или Радошу Байичу это не по зубам


     
     Господину Байичу следует либо отказать в праве дальнейшего использования такой важной темы, либо назначить компетентных советников из числа историков, которые не дадут ему позориться во всех сегментах
     
     Пишет:
отставной полковник Драган Крсманович, канд. наук, бывший начальник Военного архива
     
     
     Художникам всегда была дана свобода в своих произведениях толковать историю «гибко». Время и пространство для них являются лишь окружением, в котором они размещают людей и события, рассказывая универсальные истории про людей, и никто их в этом не упрекает.
     
     Когда же речь идет о специальности и науке, все обстоит совсем иначе. Требуются надежность, объективность, факты и достоверные источники. Их тоже в этом не упрекают.
     
     Проблема возникает тогда, когда художники утверждают, что их произведения одновременно являются и научными, и что они в своей работе соблюдали не только художественный порыв, но и научную методологию. Господин Радош Байич свой сериал мог назвать как угодно, представить в нем крылатых драконов, мечь в камне или людей, превращающих свинец в золото. Фильмы на подобные темы известны, и люди охотно их смотрят. Но господин Радош Байич не посмел в анонсе своего сериала, откровенно обманывая граждан Сербии, утверждать, что его сериал «объективно представит историю Сербии в период 1941-1945».
     
     Пять серий вполне достаточно для того, чтобы сделать первые выводы, и чтобы сообщить, как в сказке по новую одежду царя, что царь-то голый, и что сериал Байича не оправдал ожидания как профессиональной общественности, так и публики, как минимум по трем причинам:
     
     1. Сериал до сих пор не дает действительную картину событий весны 1941 г. Наряду с целым рядом хронологических и материальных неточностей, гораздо большую проблему представляет то, что упущено. Где же героические примеры борьбы на позиции у Страцина, подвиги наших пилотов (в том числе и упоминаемого 6-го истребительного авиаполка), монитор «Драва», борьбы в Ужице, при защите которого погибло свыше ста солдат и граждан? Вместо этого мы смотрим поезд набитый пьяными дезертирами, солдат стреляющих в сорок или развлекающих брошенных девочек игрой с бумажным змеем. Это чрезмерно даже для художественной свободы. И кто же тогда убил свыше тысячи немецких солдат в течение этих двенадцати дней? Распад армии на деле начал набирать обороты 14-го апреля, а катастрофа последовала на следующий день, когда под впечатлением начала переговоров о перемирии подразделениям 1, 2 и 3 армий на севере Боснии приказано прекратить сопротивление и сложить оружие. Нет даже намека на борьбу «Быстрого отряда» Михаиловича с немцами под Добоем.
     
     Ключом «нового подхода» к толкованию истории является принятие того факта, что Югославия продолжала существовать и после апрельского краха и перемирия, что полковник, потом генерал Михаилович являлся легитимным членом данной армии, которая существовала, и которую признали все союзнические страны, а также что в его компетенцию входило определение стратегии и тактики сопротивления, чем он и занимался. С другой стороны, коммунисты являлись партийной армией, использовавшей оккупацию для осуществления революции и силового захвата власти. При сообщении этих истин Байич имеет свободу, но она не должна выходить за рамки фактов.
     
     2. Сериал по структуре и ритму, мягко говоря, скучен.
     
     Даже с учетом того, что сериалы являются особой формой кинематографа, где для «созревания» героев нужно больше времени, и где крупные исторические темы вписывают в историю обычных людей и семей, не можем не констатировать, что основной акцент не ставится на исторических деятелях, а на истории про наши нравы и характеры, что можно было представить в другом сериале, не связанном с войной.
     
     Война – это период исполненный динамикой и оборотами, и это должно почувствоваться в сериале. Стремительные прорывы немецких бронетанковых подразделений, спорадическое сопротивление югославских армий, бои в воздухе и на земле, погибшие и раненые, беженцы, неизвестность, драматическая политическая ситуация. Ничего из этого не чувствуется в сериале, все показано на волне представления о «бывшей» Югославии как отсталой стране, в которой даже известие о начале войны получают листовками из самолета. Королевство Югославия было серьезной страной. Когда начнется мобилизация, бьют церковные колокола, жандармы разбегаются по уезду с призывами, уж и не говоря о радиоаппаратах.
     
     У господина Байича смерть может наступить только из-за скуки, что и является большой проблемой данного сериала.
     
     3. Финансирование, т.е. простой вопрос: сколько это стоит и кто это оплачивает?
     
     Трудно дать точную оценку, так как цифры не опубликованы, но очевидно, что стоимость подобного вида сериала чрезмерна. Здесь нет массовых сцен, какие данная тема заслуживает, нет сцен борьбы, горящих танков, вылетов самолетов. Байич прибегает к старому трюку – начать длинный проект, гарантирующий многолетнее финансирование. Пять серий охватило 15 дней. При подобном ритме и 300 серий окажется недостаточно для описания нашего участия в злополучной войне.
     
     Господину Радошу Байичу данный проект оказался не по зубам. Из актера он стал режиссером, потом сценаристом и продюсером. Попытка стать историком у него пока не получается. Тем, кто финансирует данный проект, нелишне было бы получше оценить как расходуются их деньги. Господину Байичу следует либо отказать в праве дальнейшего использования такой важной темы, либо назначить компетентных советников из числа историков, которые не дадут ему позориться во всех сегментах, начиная с вооружения (сабли и немецкие шмайсеры там где им не место), пространства (отдельные события все-таки происходили не в Баране) и времени (не только даты, но и погодные условия в сериале совсем не соответствуют тому, что было), вплоть до событий (кто кого на деле резал) и характеров.
     
     Тема слишком серьезная, чтобы ее погубить плохой и поверхностной реализацией, недостаточно представить генерала Михаиловича обходительным, не зарезать слишком много людей в одной серии, и прославлять мужество сценариста и режиссера. Сербия слишком долго ждала эту тему, чтобы удовлетвориться сериалом ниже среднего уровня, исторически неточным и скучным. Сербия заслужила лучшего!
     
     Источник: http://www.pogledi.rs/ravna-gora-ili-preveliki-zalogaj-za-radosa-bajica/