Главная страница

Мы в соцсетях











Песни родной Сербии







.......................




/8.7.2004/

Внешнеполитическая деятельность патриотического сообщества






     1. Обоснование участия общественных организаций во внешнеполитической деятельности.




     




     




     Известную фразу о том, что внешняя политика есть отражение внутренней политики, можно иначе сформулировать – внешняя деятельность есть отражение внутреннего духовного состояния. На наш взгляд подобное определение верно не только для больших и славных государств, но и для отдельных людей, а также для разных общественных групп. Можно вывести два основных типа поведения людей. В первом случае человек или некое сообщество вступают в сношение с другими людьми исключительно с целью эгоистического удовлетворения своих интересов. Данный тип поведения людям хорошо знаком и понятен, ибо он являлся основным с самого начала существования человечества в его нынешнем виде. Напротив, пришествие Христа явило человечеству совершенно иной тип поведения, в основе которого лежит не желание удовлетворить страсти или расчётливый интерес, а потребность самореализации в любви и жертвенном служении. Стоит правда отметить, что люди изначально знали об этом типе поведения, и о том свидетельствуют древние удивительные литературные памятники, воспевающие любовь, братство, дружбу. Но именно Христос возвёл принцип жертвенного служения в ранг непреложного Божественного Закона, лежащего в основании устройства Вселенной.




     Данные типы поведения людей на самом деле носят универсальный характер и распространяются практически на все виды человеческой деятельности, и особенно на внешнеполитическую.




     Внешние сношения для людских сообществ становятся необходимыми по мере роста материального потребления. Естественно в этом случае внешние сношения обуславливаются исключительным интересом. Апостолы ученики Христовы, явили совершенно иной образ внешней деятельности. Служа Богу и всем людям, они кардинально изменили сами основы жизни человечества, в том числе подход к внешнеполитической деятельности. В результате появился даже новый вид дипломатии – миссионерский, который включал в себя не только распространение Слова Божьего, но и поддержка тесных братских сношений с другими христианскими Церквями и народами, их взаимная поддержка вплоть до совместной вооруженной борьбы против неприятелей. Наиболее полно этот миссионерский подход воплотился в Византийском, а затем и Русском государствах. В этой связи можно вспомнить какое благотворное влияние оказала Византия на соседние славянские народы. Византия не только не производила геноцида в отношении славян, но и пробуждала в них творческие силы для собственного державостроительства, вместе с тем ограничивая негативное влияние на них стран иного культурно-исторического типа, в частности западного. Так, например, из истории известно, что контроль Византии над внешней торговлей Руси препятствовал распространению на ее территории крепких алкогольных напитков. Напротив, соседство с немцами привело к почти полному уничтожению полабских славян и к утрате на долгие столетия государственности чехами, хорватами, словенцами.




     Однако в силу множества причин Российское государство постепенно утрачивало понимание основного оправдывающего мотива своего существования. Вследствие этого в чрезвычайно важный момент роста национального самосознания славянских народов (середина и вторая половина XIX века), которые на тот период томились под турецким и германским гнетом, позиция России была более чем невнятна. Подобная ситуация привела к активизации здоровых, патриотически мыслящих людей, которые не могли примириться с самоустранением России от выполнения своей основной миссии. По сути это был практически первый опыт широкой деятельности общественных организаций. И если на Западе общественные массовые движения возникали с целью выторговывать вытребовать или вырвать часть государственных полномочий в пользу некой общественной группы, что в конечном счете ослабляло государство в целом, то в России первые массовые общественные организации возникли совершенно с обратными намерениями, побудить государство выполнять свои основные полномочия с целью его еще большего усиления. Справедливости ради стоит отметить, что славянские движения середины 19 века в действительности является вторым успешным опытом общественного движения, первым можно считать общественное движение во главе с Мининым и Пожарским, главной целью которого тоже являлось восстановление и усиление Российского государства.




     Рассматривая опыт деятельности здоровых патриотических общественных сил в дореволюционной России, можно прийти к выводу что они в соответствии со своим внутренним духовным устроением брали на себя по сути функции слабеющего Российского государства, особенно на определенных направлениях внешнеполитической деятельности. Таким образом деятельность подобных общественных сил имела чрезвычайно важную духовную функцию, в некотором роде оправдывавшую бытие России перед Богом.




     Возникновение общественных организаций в сферах, ранее бывших прерогативой государства, является глубоким знаковым явлением. Под действием негативной массы проблем выкристаллизовались носители доброй воли, которые стали локомотивами организационных процессов общества снизу. Эта ситуация является характерной для общества в условиях, когда государство ослабевает и погружается в хаос, независимо от времени, в прошлом или в настоящем.




     В такой специфичной сфере как внешняя политика роль общественных организаций очень велика, ее нельзя принижать. Достаточно вспомнить какие негативные последствия имела так называемая «народная дипломатия» в конце 1980-х начале 1990-х годов в СССР, ставшая важнейшим фактором разрушения советского государства. Источником этих общественных движений была не добрая воля западных государств а воля враждебно настроенных к СССР правительств Европы и США. В этом проявляется особенность феномена западных общественных организаций – они либо расшатывают государство, либо исполняют его волю, но редко являются носителями доброй воли как таковой.




     Деятельность русских общественных организаций направлена не на разрушение, а на созидание – и в XIX веке, и сейчас в начале XXI-го века. Во внешней политике это проявляется как стремление к укреплению потерянного родства и братства славянских и православных народов, в первую очередь входивших в состав Византийского царства.




     




     2.Исторический обзор




     




      Общественные организации в 60-е годы XIX века не только стали оказывать серьёзное влияние на политическую жизнь в стране, но и стали играть самостоятельную внешнеполитическую роль. Речь идёт о Славянских комитетах. Эти организации были необычайно сильными и самодостаточными. Они были независимы от государственных структур в финансовом, организационном отношении, при этом сами оказывали существенное влияние на государственную политику. выступали как самостоятельный внешнеполитический субъект, имеющий собственные вооруженные формирования. Случай даже для мировой практики уникальный.




     Первое Славянское общество было основано в 1858 году в Москве. Предшественниками и идейно-духовными вдохновителями, безусловно, являлись славянофилы. Первоначально оно создавалась для оказания помощи студентам болгарам, которые учились в России. Но очень быстро славянские комитеты стали выполнять множество функций, которые ранее были исключительно в компетенции государства, при этом само движение стало приобретать массовый характер. Можно без преувеличения сказать, что тем или иным образом к славянскому движению были причастны сотни тысяч людей. Славянские комитеты были практически во всех губернских городах России, а также имели зарубежные отделения в Австрии, Пруссии, Франции. Стоит также отметить, что славянское движение по своему устройству было движением в полном смысле этого слова. У движения отсутствовали центральный аппарат, каждый славянский комитет формально был полностью самостоятельной структурой. На, тем не менее, при детальном рассмотрении на лицо проявление единоволия в действиях всех славянских организаций. Самым авторитетным среди комитетов был Московский Славянский благотворительный комитет, возглавляемый Аксаковым. Уже к середине 1860-х годов славянское движение стало настолько сильным, что его действия и позиция оказывали существенное влияние на политику России, Сербии и Черногории и на положение славян в Турции, Австрии и Пруссии. В недрах славянских комитетов разрабатывались военные и политические планы по освобождению и устройству славянских народов. О высоком уровне деятельности в этом направлении свидетельствует миссия полковника Раевского под эгидой славянcских комитетов на Балканах в конце 1860-х годов. Раевский не только собирал важную военную информацию для сербского военного командования, но и разработал подробный план ведения боевых действий повстанцев в Болгарии, южной Сербии и Боснии, а также план реорганизации сербских вооруженных сил.




     Пик развития славянских комитетов пришелся на войну Сербии и Черногорией против Турции в 1876 году. Напомним, что поводом к войне послужили восстания болгар и сербов в балканских границах Турции. Нет никаких сомнений , что эти события во многом вдохновлялись самоотверженной работой славянских комитетов .В Сербию непосредственно перед войной и в течение её славянскими комитетами было отправлено более 7000 добровольцев, многие из которых специально ради горячего желания сражаться за свободу славян оставляли военную службу в России. Сохранившееся документы свидетельствуют, что набор отправка и снабжение добровольцев велась толково и организованно. Во главе добровольцев стал генерал Черняев герой взятия Ташкента. Сербы, кроме того, поручили ему командовать всей сербской армией.




     Несмотря на неудачи на фронте. Турки превосходили сербско-русские болгарские силы во много раз, славянско - добровольческое движение выполнило свою миссию. Славянские комитеты выступили организаторскими центрами в самый тяжелый и драматический момент для борьбы балканских славян за своё освобождение и своими активными действиями вынудило царя Александра II выполнить свой долг – встать на защиту православных славян. В результате этих событий Сербия и Черногория получили полную независимость, а для Болгарии после 600 лет рабства открылся путь к свободе. После русско-турецкой войны 1877-1878 годов славянские комитеты продолжили помогать славянским народам, а также организовывали посильную помощь семьям погибших добровольцев. После воцарения царя Александра III славянское движение пошло на убыль. Это было связано, прежде всего, с тем, что Государство Российское вновь стало в полноте выполнять наложенную на него Богом миссию.




     Основной вывод из деятельности славянских комитетов заключается в том, что патриотические организации не только могут самостоятельно решать внешне - политические задачи в условиях самоустранения или недееспособности государственных органов (как это было в конце XX века во время войн в Хорватии, Боснии, Косово и Македонии), но и обязано этим активно и компетентно заниматься, так как это диктует внутренний духовный смысл любой православно- патриотической организации в России.




     В заключение этого раздела хотелось бы обратить внимание на этот факт, что ни одна либеральная организация в России ни в XIX, ни в XX веке даже близко не имела такого уровня организованности и массовости, какой был показан славянским движением в XIX веке. Возможно отсутствие понимания внутреннего оправдательного смысла общественной деятельности (заключенного в идеях служения и проявления воли к добру) привело к краху приемника славянских комитетов черносотенного движения, вместе с ним и гибели Российского царства.




     




     3. Современное состояние




     




     Переходя к современному состоянию в области внешних сношений православно-патриотических обществ необходимо отметить, что в последнее время славянский мир столкнулся со множеством испытаний, как внутреннего, так и внешнего характера, Кроме множество внутренних проблем сильно обострились противоречия между славянскими государствами. Сложность современной ситуации обуславливается ещё и безучастностью Российского государства к собственным и общеславянским проблемам. Но, несмотря на эти неблагоприятные обстоятельства можно сказать всё таки имеет место тенденция к единству между славянскими народами. Непоследную роль в этом играет очевидность понимания того обстоятельства, что проблемы внутренние и внешние возможно решить при наличии этого единства. В качестве примера можно вспомнить войну в Югославии и экономические проблемы Белоруссии и Украины. Очевидно, также наличие духовно-идейного стремления славянских народов к России, как средоточию славянского мира. В государственном масштабе это проявилось, прежде всего, в Белоруссии и Сербии, кроме того, во многих славянских государствах существуют прорусски ориентированные силы.




     Все эти причины и особенно слабость, и невнятность Российского государства налагают на общественно - патриотические организации, как и в 19 веке особую миссию в области внешне – политической деятельности. На этой ниве с начала 1990-х годов подвизалось несколько общественных групп. Первой среди них нужно выделить сообщество русских деятелей культуры, их основная деятельность была связана с Фондом Славянской письменности и культуры, и Союзом писателей. Эти люди, по сути, проторили дорогу современному патриотическому сообществу во внешнюю политику, но узкая общественная направленность действии этой группы не привело к серьёзному развитию этого направления. Примерно с 1993 года во внешнеполитическую деятельность вступают так называемые системно патриотические силы, среди них особенную активность проявляли партии Жириновского, Бабурина, Конгресс Русских Общин. Один из лидеров КРО Рогозин несколько раз приезжал в Республику Сербскую, а впоследствии, будучи на посту главы думского внешнеполитического комитета, создал общественную внешнеполитическую комиссию, где нередко озвучивалась сугубо православная позиция. Это направление тоже не имело развития из - за непоследовательности, отсутствие ориентированности на широкую поддержку в славянских народах.




     Усиление церковных структур привело к самостоятельному выходу на внешнюю арену отдельных русских епархий, монастырей, приходов. Несмотря на множество сложностей за последние 10 лет контакты упомянутых субъектов привели к росту авторитета Русского Православия в других Православных странах. Параллельно этому направлению со второй половины 1990-х годов начало развиваться неформальная православная дипломатия, которая в отличие от западного аналога активно созидала утраченные связи между славянскими, православными народами. Как бы это парадоксально не звучало , но последние два направления в неофициальной дипломатии, сделали для сближения славянских народов и роста авторитета России больше, чем всё Российское Министерство Иностранных Дел. В частности активное влияние русской православной общественности замедлили обновленческие тенденции в Сербской Церкви, и возможно в ближайшее время полностью нейтрализуют западное влияние на Сербское Православие.




     Особо хотелось бы отметить добровольческое движение, родившееся на полях сражения за Приднестровье в 1992 году.В отличие от XIX века. когда политические процессы в российском обществе предшествовали и подкрепляли добровольческое движение, современное добровольческое движение не только определило политические процессы, но и в какой то мере их инициировало и даже оправдало. Добровольцы участники войны в Сербии в 1997 году создали свою организацию, а в 1999 году совместно с представителями разных славянских народов подписали Успенскую грамоту, которая должна была лечь в основу общеславянской добровольческой структуры.




     Трагедия братской Сербии в 1999 году в одночасье перед всем русским патриотическим сообществом поставило целый ряд сложнейших задач, решить которые русские патриоты могли только сообща. Появившиеся в те дни организация «Святая Русь » и газета «Сербский Крест» ставили своей задачей не только оказать существенную поддержку Сербии, но и объединить всех русских патриотов. К сожалению, эти задачи не были достигнуты, хотя, безусловно, деятельность организации «Святая Русь » оказала большое положительное влияние на развитие внешне – политического сознания у русских патриотов.




      В 2001 год началось развиваться и молодёжное направление.Группа русских студентов совместно с сербами, проживающими в рассеянии, открыла сетевой журнал "Национальное возрождение России", которое имеет раздел "Русско-сербская служба новостей". Работа над этим проектом привела к очень тесным контактам с сербским родолюбивым движением "Образ". Это движение представляет собой довольно сильную организацию, строящуюся на чисто православных и святосаввских основах. Методы работы, уровень организации "Образ", на фоне общей неразберихи пришёлся по душе русским студентам и они, посоветовавшись с сербами решили создавать в России аналог сербской организации. Так как сербы оказались во главе борьбы против мирового зла, сражаясь против него уже не силой слова, а силой оружия, нет ничего удивительного, что именно их формы организации патриотических сил находят сторонников не только в России но и во всём мире. Этот факт привел к подписанию Успенской Грамоты и созданию движения "Русский Образ". В марте 2003 года вышел первый номер журнала "Русский Образ". На данный момент вся работа этого движения сводится к выпуску одноименного журнала.




     Анализ прошлого и современного состояния, очевидно, указывает на необходимость решения двух проблем в области развития внешнеполитической деятельности патриотических организаций. Во первых необходимо стремиться к объединению уже имеющих место быть внешних контактов патриотов с целью повышения эффективности этой деятельности и авторитета всего российского патриотического сообщества в глазах наших друзей и врагов. Стоит заметить в этой связи что, например, в Сербии нас, прежде всего, воспринимают как русских, а уж потом как членов какой-либо партии и организации. Во вторых необходимо усиливать тенденцию перерастания отдельных эпизодических действий в области внешних сношений в более системный и упорядоченный процесс, опять же для усиления результативности. Очевидно, что в этой связи напрашивается идея по созданию некоего координационного органа, так сказать МИД (или Посольского приказа) патриотического сообщества, который бы с одной стороны координировал действия разных организаций в области внешней политики, а с другой способствовал качественному и количественному росту в этой области. Предлагаемая нами идея создания Славянского общества есть один из шагов в этом направлении.




     Идея создания Славянского Общества не возникла на пустом месте. Кроме славной истории Славянского Движения XIX века, его основой становится Русское Добровольческое Движение на Балканах 1990- х. годов, деятельность организации «Святая Русь» и плодотворное сотрудничество и взаимная помощь Русско-Сербского Братства в честь Святых Новомучеников Царя Николая и Владыки Николая и Русского собрания г.Москвы и Московской области.. Логика братских отношений привела к возникновению, а теперь и воплощению идеи объединения усилий этих двух организаций.




     Основной целью создания Славянского Общества является объединение усилий этих двух упомянутых организаций в деле развития братских отношений между славянскими православными народами, а также придание этому делу более широкое общественное значение в рамках сети Русских собраний.




     Деятельность Славянского общества не только предполагает простое сложение уже существующей деятельности и ресурсов, но и проведение самостоятельных мероприятий исключительно в рамках Славянского общества.




     Планируется регулярно проводить открытые собрания Славянского Общества, где помимо обмена информацией будут представляться тематические доклады по вопросам внешних сношений. На этих заседаниях предполагается вырабатывать новые основы внешнеполитической деятельности России, с целью предложить их патриотическому сообществу и государственным органам. Славянское общество намерено проводить мероприятия, имеющие важное общественное значение для России, Православного, Славянского мира.




     Славянское Общество будет вести работу по открытию подобных организаций в других городах России, а также в Сербии, Черногории, Республике Сербской, Македонии, Болгарии, Украине, Белоруссии.