Главная страница

Мы в соцсетях











Песни родной Сербии







.......................




/27.12.2005/

БиГ: одна страна - одна армия



     

      2005 год прошел на Балканах под знаком активного политического маневрирования международных и региональных игроков вокруг проблем окончательного закрепления произошедших здесь за последнее десятилетие крупных территориально-государственных трансформаций.

      И хотя основное внимание было обращено на развитие ситуации вокруг проблемы Косово, наиболее крупные и знаковые для региона процессы протекали в этот период все же в Боснии и Герцеговине. Именно в этой стране, имеющей уникальный трехэтнический состав (боснийские мусульмане, хорваты и сербы), Запад во главе с США проводит один из важнейших для него показательных экспериментов по "строительству демократии" методами силового принуждения и внешнего "международного" управления.

      Как известно, после гражданской войны 1992-1995 гг. Босния и Герцеговина в рамках Дейтонских соглашений была разделена на две автономии (энтитета): Мусульмано-хорватскую Федерацию (МхФ) и Республику Сербскую (РС). Реальная же власть в стране принадлежит международной администрации, действующей под эгидой ООН, и командованию НАТО, которое руководит размещенными в БиГ международными войсками.

      При этом, несмотря на формальное наличие межэтнических органов исполнительной и законодательной власти (Президиум БиГ, Совет министров БиГ и Парламентская ассамблея БиГ), все три этнических группы до последнего времени сохраняли свои собственные органы власти, армии и полиции. С 1995 года международная администрация усиленно добивалась упразднения моноэтнических структур и создание вместо них "мультиэтнических".

      Первыми удалось смирить с утратой почти всего собственного суверенитета боснийских хорватов, которые под мощным давлением Запада, слились с мусульманами, образовав МхФ. Республика Сербская сопротивлялась дольше. Однако в последнее время, когда руководство Евросоюза и НАТО жестко обусловили перспективы вступления БиГ в состав этих организаций прогрессом в "межэтническом строительстве" и активно применили экономические рычаги воздействия, руководство боснийских сербов, не надеясь более на поддержку Белграда и Москвы, стало менять свою прежде непреклонную позицию.

      Дополнительную роль в этом сыграл, видимо, и град обвинений в адрес РС в укрывательстве "военных преступников" Радована Караджича и Ратко Младича, а также "низком уровне" ее сотрудничества с Гаагским трибуналом. В итоге руководство боснийских сербов пошло на крупные уступки.

      Так, в августе 2005 года парламент РС согласился принять план формирования единых вооруженных сил и министерства обороны для всех трех этнических групп БиГ в рамках широкой оборонной реформы страны. В ноябре 2005 года парламент РС также принял план реформирования полиции БиГ, предложенный Eвросоюзом и предусматривающий создания единых многоэтнических правоохранительных органов. А в декабре 2005 года в Сараево под эгидой международной администрации БиГ начались трехсторонние переговоры об изменении конституции страны путем усиления роли и полномочий единых межэтнических властных структур, т.е. по сути, об отмене Дейтонских соглашений.

      По мнению международных экспертов, среди этих шагов согласие боснийских сербов на оборонную реформу имеет особое значение, ибо наличие собственной армии всегда является наиболее значимым и психологически важным атрибутом суверенитета. Предполагается, что создание единых органов военного управления позволит центральным институтам БиГ формулировать военную политику без учета мнений двух энтитетов страны и облегчит развитие сотрудничества с НАТО.

      Президент РС Драган Чавич, комментируя решение об упразднении министерства обороны РС, отметил, что оно было "болезненным, но все-таки вкладом в будущее". Он также подчеркнул, что боснийские сербы заинтересованы во вступлении БиГ в НАТО, поскольку это отвечает "интересам общей ситуации с безопасностью в стране". Как отметили наблюдатели, еще год-два назад никто бы не поверил, что услышит нечто подобное из уст лидера боснийских сербов.

      После одобрения парламентами обоих энтитетов плана военной реформы, Совет министров БиГ вносит в Парламентскую ассамблею БиГ проект закона об обороне и едином военном бюджете по финансированию единой профессиональной армии страны уже с января 2006 года. В соответствии с упомянутым законопроектом, предполагается, что с 1 января 2006 года на всей территории БиГ отменяется призыв на военную службу и распускаются 40-тысячные резервные формирования.

      Новая регулярная армия БиГ будет иметь численность около 10 тыс. человек и состоять из трех отдельных бригад и центров военного управления, которые будут дислоцироваться соответственно в сербской, мусульманской и хорватской частях БиГ. Каждая бригада будет иметь по три комплектуемых по этническому принципу батальона, каждый из которых, в свою очередь, будет связан с такими же батальонами в других бригадах в рамках символических сербского, мусульманского и хорватского полков.

      По плану международной администрации БиГ и командования НАТО, новая структура вооруженных сил БиГ должна быть окончательно создана к июлю 2007 года. Единая армия является одним из ключевых условий для вступления БиГ в НАТО, хотя на первом этапе эта страна должна сначала стать участником натовской программы "Партнерство ради мира" (ПРМ). Однако на этом пути существует одно весьма серьезное препятствие. Руководство ЕС и НАТО настаивает, что условием допуска БиГ в ПРМ является арест находящихся в бегах бывших лидеров боснийских сербов Караджича и Младича.

      Впрочем, поспешность Вашингтона и Брюсселя в формировании единых институтов БиГ, в т.ч. вооруженных сил, сопровождаемая "выламыванием рук" и бесцеремонным давлением, вызывает у местных и международных наблюдателей определенную озабоченность. Баланс межэтнических отношений в стране все еще крайне хрупок, а обильно пролитая в ходе гражданской войны кровь не дает сербам, мусульманам и хорватам легко забыть взаимные претензии и обиды.