Главная страница

Мы в соцсетях











Песни родной Сербии







.......................




/30.1.2006/

Косово остается главной проблемой Балкан



     

      Балканский регион всегда оставался в поле зрения традиционных интересов России. Там продолжаются – пусть зачастую неравномерно – стабилизационные процессы, которые определят будущее Балкан, их место в Европе и перспективы нашего сотрудничества с этими государствами.

      Очевидно закрепление тенденций постконфликтной стабилизации на пространстве бывшей СФРЮ. Этому содействуют открывшиеся для западнобалканских стран евроинтеграционные перспективы. Другое дело, что, по нашему убеждению, они должны равномерно распределяться на регион. Создаваемые порой искусственные разделительные линии между более успешными на евротреке странами и «отстающими» будут лишь подпитывать сохраняющийся на Балканах конфликтный потенциал.

      В целях предотвращения новых кризисов нужна скоординированная линия международного сообщества, опирающаяся на общепризнанные международно-правовые принципы.

      Острейшая из проблем – косовская. В течение 2005 года наблюдалась растущая динамика в ее урегулировании. Россия поддержала эту тенденцию, исходя из того, что сохранение в крае статус-кво – по опыту последних шести лет – не вело к примирению между албанцами и сербами.

      Перелом в развитии ситуации в крае и вокруг него был необходим прежде всего для того, чтобы дать толчок выполнению косово-албанским руководством международных стандартов для нацменьшинств. Дело сдвинулось с мертвой точки, хотя, как показал всеобъемлющий обзор, проведенный летом, перед Приштиной стоит масштабная задача реального улучшения положения нацменьшинств, обеспечения возвращения беженцев, перевода обещаний в практические дела.

      Без улучшения обстановки внутри Косово трудно рассчитывать на позитивный исход начавшегося в соответствии с резолюцией 1244 Совета Безопасности ООН процесса определения статуса края. Запущенный без исчерпывающего выполнения стандартов, он сопряжен с немалыми рисками. Тем более стороны и ныне находятся на диаметрально противоположных позициях: албанцы ратуют за независимость края, Белград – за его сохранение в составе Сербии и Черногории или Сербии.

      Поиск формулы статуса был открыт СБ ООН, а итог процесса предстоит «освятить» в новой резолюции Совета Безопасности. Выработка компромисса потребует времени, немалых усилий и специального посланника генсека ООН по статусу Косово, и Контактной группы.

      Только переговорное, а не одностороннее решение может быть поддержано СБ ООН. Только переговорное решение не создаст негативного прецедента для других «замороженных конфликтов». Всем очевидно, как тесно переплетаются косовская и в целом балканская проблематики с более широкими европейскими и мировыми интересами.

      Все больше тревожит возможность распада сербско-черногорского госсообщества. Эта проблема не может не проецироваться на переговоры по статусу Косово. Дезинтеграция СиЧ чревата негативными последствиями для региона. Мы предпочли бы сохранение сербско-черногорского государственного союза, оптимальную форму совместного существования Сербии и Черногории. Лучший путь для этого – конструктивный диалог между Белградом и Подгорицей.

      Черногорское руководство, похоже, твердо взяло курс на организацию весной 2006 года референдума по вопросу о государственной самостоятельности республики. Проведение референдума – безусловно, внутреннее дело Черногории. Мы тем не менее считаем, что к организации плебисцита надо подходить предельно ответственно с учетом не только внутричерногорских условий, но и фактора Косово, интересов Сербии, в полном соответствии с общепризнанными международными критериями.

      Важный фактор обеспечения долгосрочного мира и безопасности на Балканах – Республика Македония. Устойчивая стабильность в стране имеет для международного сообщества исключительное значение. Именно в этом контексте идут усилия руководства страны, направленные на укрепление суверенитета, территориальной целостности и унитарного характера государства, на восстановление правопорядка на всей территории РМ.

      Эта цель может быть достигнута путем последовательной реализации Рамочного (Охридского) соглашения. Нельзя допустить, чтобы перестройка системы административно-территориального деления страны, начавшийся процесс децентрализации властных полномочий были использованы экстремистами в своих сепаратистских целях.

      Очевидно, что на нынешнем этапе международное сообщество должно продолжать оказывать содействие правительству Македонии в решении сложных проблем, связанных с выполнением охридских договоренностей.

      В этом году отмечено десятилетие Мирного соглашения по Боснии и Герцеговине. За десять лет Дейтон показал себя как эффективный инструмент поддержания стабильности в этой стране. В последнее время как в самой Боснии, так и в международном сообществе активно обсуждается вопрос изменения устройства страны, обновления Дейтона.

      Не считаем Мирный договор догмой и в принципе позитивно воспринимаем идею оптимизации дейтонской конструкции БиГ, укрепления центральных институтов власти, внесение поправок в конституцию страны.

      Принципиальное значение, видимо, будет иметь сохранение федеративного устройства Боснии. Однако его окончательные контуры должны определять сами боснийцы, а не предпочтения тех или иных международных факторов.

      Хорошо известно, насколько трудно достигается процесс в такой чувствительной сфере, как конституционные изменения, затрагивающие сами основы послевоенного устройства БиГ. Тем более и с учетом начавшегося статусного процесса в Косово не следует перегружать боснийскую повестку дня. Слишком велика цена возможного перелива нестабильности из Косово в БиГ.

      У нас нет «аллергии» на европейскую перспективу БиГ, на растущую роль ЕС в боснийском урегулировании, год назад взявшего на себя ответственность за военные аспекты Дейтона. В то же время Евросоюзу также необходимо максимально учитывать дейтонскую специфику страны.

      Принципиально важно, чтобы предстоящая передача Высоким представителем «гражданского досье» Евросоюзу была осуществлена под эгидой ООН, зафиксирована в соответствующей резолюции Совета Безопасности.

      По мере упрочения мира и безопасности на Балканах, развития многостороннего сотрудничества все больший вес приобретает и двусторонняя составляющая в российской внешней политике в этой части Европы. В последние несколько лет окончательно устранены имевшиеся у некоторых стран региона стереотипы в отношении России, налажен динамичный политический диалог, в полной мере задействован экономический потенциал, прежде всего в топливно-энергетической сфере.

      Для всех западнобалканских стран Россия является сейчас одним из ведущих экономических и инвестиционных партнеров, привлекательным рынком сбыта их продукции. Характерно, что при всем стратегическом устремлении постюгославского пространства в ЕС и НАТО российский вектор внешней политики для государств этого региона сохраняет особое значение.

      Предстоящий год станет во многом определяющим для Балкан. Россия твердо настроена сохранять свою роль в регионе как в рамках многосторонних международных усилий, так и в плане двустороннего политико-экономического сотрудничества со странами региона.