Главная страница

Мы в соцсетях











Песни родной Сербии







.......................




/19.10.2007/

Русско-сербский межкультурный диалог в геополитических условиях конца 20-го начала 21-го века



     Краеугольный камень сербско-русского и каждого последующего диалога заложен еще в далёком 12 веке на встрече Растка Неманьича и русских царей и потом постригом Растко Неманича в русском монастыре святого Пантелеймона на Святой Афонской Горе. В 13 веке, начиная от Стефана Немани до архиепископа Саввы (заслугой которого в 1219. году Сербская Православная церковь стала автокефальной). Русским монастырям Неманичи дарили церковные утвари и церковные книги , поэтому многие, самые ранние сербские книги и рукописи и сегодня находятся в русских святогорских монастырях.

     В 14. веке князь Лазарь Хребелянович подарил русским, которые жили в Сербии храм и село во Хвосне (Метохия), а княжеская вдова, княгиня Милица подарила русскому афонскому монастырю Св. Пантелеймон большое монастырское имение (метох) в Сербии. Присутствие в те времена русских в Сербии подтверждается свидетельством о том, что первую запись о Косовском бое оставил русский паломник Игнатий, описав битву 12 дней спустя.

     В 15 веке южные славяне внесли большой вклад в утверждение Кирилло-Мефодиевской письменности на Руси. В истории литературы это известно как Первое южнославянское влияние. В то время Сербское государство достигло своего наивысшего культурного расцвета, потом, после гибели политической самостоятельности Сербии – многие ученые сербы уехали в Россию и в её культуру внесли свой духовный и интеллектуальный капитал. В то время стало известно сербское имя Пахомий – серб Логофет, монах из сербского монастыря на Афоне. В России того времени он был одним из образованейших людей. Написал около 35 разных художественных произведений, среди которых обширный Русский хронограф в котором, кроме описаний русской истории, нашли места многие сербские произведения в том числе и жития сербских королей Стефана Высокого и Стефана Дечанского.

     В 1472.г. внучка Елены Деянович, которая была правнучкой Теодоры Неманича (дочери Стефана Дечанского) Зораида Палеолог, сестра Елены Палеолог, жены Лазаря Бранковича, вышла замуж за великого московского князя Ивана III, Частью приданого Зораиды(в Москве она названа Софьей) составляли книги богатые и содержанием, и переплетом. Так как они большей своей частью принадлежали Либерее, её внука, первого царя России, Иоанна IV, их и по сей день ищут. Не только бабушка первого русского царя была сербского происхождения. Мать Иоанна IV и есть внучка знатного сербского вельможи Стефана Якшича. Будучи Иоанн IV с пяти лет остался сиротой, без обеих родителей, его воспитывала, вырастила и сберегла от убийц, мать Елены – бабушка Анна Якшич.

     В 1550. году в Москву приехал игумен афонского сербского монастыря Хиландар Паиссий, который был сердечно принят царём Иваном IV. Монастырь Хиландар получил от русского царя богатые дары и подворье в Москве. По возвращению Игумен Паисий унёс с собой Граммоту с обращением к турецкому султану, в которой русский царь требует освобождения от дани православных монастырей на Святой Горе. Это первый дипломатический документ, где Россия выступила в защиту сербов перед Турцией.

     В то время сербскому народу угрожала не только Турция. С Запада наступал католический прозелитизм, что представлял собой большую опасность. Католическая церковь через свои организации ,(collegium Graecum, collegium Illyricum), «Конгрегация пропаганды веры» в 1622 году, и «Коллегия урбанум » в 1627. году постоянно и настойчиво трудилась над уничтожением православной веры в самых западных сербских областях. Многие монахи из этих областей уезжали в Россию за помощью. Так, 31 января 1651 г. русский царь Алексей Романов пожаловал лепавинским монахам Грамоту, в которой им предоставлялась возможность каждые семьм лет приезжать в Россию за помощью.

     Между турецким и австрийским царствами, сербский народ был как между молотом и наковальней, все прочие европейские государства искали свои геополитические интересы на Балканах. В то время огромное русское царство было на подъёме и часто воевало со многими пограничными государствами с целью выйти к двум морям Балтийскому и Чёрному. Во второй половине 17. века, 20. мая 1668. года братья Бранковичи (из города Арада), Эрдельский митрополит Савва II и Георгий представили перед русским царём план освобождения православных сербов, болгар и румын. Тогда Турция была на пике развития и Россия не имела сил ей сопротивляться.

     В течение всего 17. века укреплялись связи с Россией, они носили церковный, духовный и литературный характер. сербские монахи и светские лица часто ездили в Россию за помощью, но туда они увозили много сербских книг. Легко можно сделать вывод, что туда часто ездили и с политическими миссиями.

     В начале 18 века капитан Богдан Попович прибывает в Москву с письмом к русскому царю Петру I. В письме было предложение о совместном нападении сербов и русских на Турцию с целью возрождения сербского государства. Письмо написали сербские офицеры из городов Сегедина и Арада в присутствии Иована Текелии, Петр I объявил войну Турции, рассчитывая, что через Молдавию он дойдёт до Сербии, потом, вследствие поражения русских войск на реке Прут, был заключён мир, который, откровенно говоря, устроил русских, но в котором сербы не упоминались.

     Со времен Петра I сербско-русские связи носили разносторонний характер и, , были частыми, вероятно этому благопрятствовал и факт, что в 90-х годах 17. века Россия открыла посольство в Вене. Без русско-сербского диалога не обходится начало создания школ на сербских землях, что связано с прибытием учителей из России и Малороссии Максима Суворова, который в 1726 году открыл школу в Сремских Карловацах и Эммануила Козачинского, с которым из Киево-могилевской академии (в 1773. году) приехала группа учителей.

     В первой трети 18. века, точнее в 1724. г., в Россию впервые организовано переселились сербы из Австрии. Сербы( их было около тысячи) имели хорошее военное образование (шайкаши-краишники), офицеры имели техническое образование и были хорошими стратегами, в таком качестве, их писутствие повышало техническую готовност и общее качество русской армии, т.е. переселялись в пограничные районы и служили пограничниками. 25 сербов получили звание генерала в русской армии.

     В 1756-59. гг. в Россию прибыли новые переселенцы, численность которых составляла около 2500 человек. На правом берегу Днепра, место где остановились и построили свои дома назвали Новой Сербей, а между Луганском и Бахмутом, на левом берегу Дона, целая область где жили переселенцы – сербы названа Славяносербией. Считается, что в Россию в восемнадцатом веке прибыло 10 000 сербов из тогдашней Австрии.

     В начале 19. века, в 1803. г. проигумен монастыря Хиландар, архимандрит монастыря Пивы хаджи – Арсений Гагович отправился в Россию к русскому царю с просьбой помощи сербскому народу из Австрии, Сербии, Черногории и Герцеговины для осуществления новой идеи освобождения Славяно-сербского царства, во главе которого стал бы один из русских великих князей. Он три раза ездил в Росси по делу основания Славяно-сербского царства и по вопросу помощи в книгах и деньгах дл основании школы в Старой Герцеговине- в области Пива, в самом монастре. Ясно бло, что в этой школе будут учиться и готовиться к освобождению от турок будущие воины. Архимандрита Арсения Гаговича можно считать первым сербско-русским разведчиком. Он серьёзно готовился к совместном восстании сербов из Сербии, Черногории и Герцегровины в 1812. году. Он не раз встречался с Вождем Карагеоргием и между ними велась оживлённая и интересная переписка.

     В 1804г. митрополит карловацкий Стефан Стратимирович отправил в Россию свой Меморандум о воскресении сербского государства под покровительством России. Стратимирович отстаивал идею, что не уместно восстановлять Греческое царство с престолом в Царьграде (по проекту царицы Екатерины II Сербия принадлежит Австрии), а вместо этой идеи предлагает создание Славяно-сербского царства в состав, которого вошли бы сербы, населяющие побережье Адриатического моря, междуречье Дуная и Савы. Стратимирович предлагал, что бы главой этого царства стал брат русского царя Александра I или его зять – немец. В Меморандуме упоминалось, что греки никогда не могут быть так преданны России как сербский народ.

     Россия внесла большой вклад в Первое сербское восстание. Русские дипломаты, офицеры, военные активно участвовали во многих в акциях восстания. В 1811. г. в Белграде находился русский гарнизон, в то время Карагеоргий Петрович уже сотрудничает с Михаилом Кутузовым. К сожалению из-за нападения французов на Россию в 1812.г. царь отозвал Кутузова с войском из Молдавии в Москву и история развернулось в другом направлении. После подавления восстания в 1814. г. Карагеоргий перехал в Россию, где получил пенсию и дом. В 1816. г. его пригласили в Петроград, где ему дал официальную аудиенцию царь Александр I, который ещё в 1812.г. наградил его орденом Святой Анны и пожаловал его чином генерал-лейтенанта.

     Многие русские слависты были увлечены Первым сербским восстанием и образом вождя Карагеоргия. Его образом и сербским эпосом заинтересовался и А.С. Пушкин, который часто встречалса с знаменитыми Сербами – беженцами от турецкого ига. В Хотине жила семья Карагеоргия, точнее: сын Карагеоргия, Алексей. Он часто в своём доме угощал Пушкина. Пушкин не мог не откликнуться на борьбу за свободу Славян на Балканах, в том числе и сербского народа. Об этом говорят его стихотворения которыми он своим могучим словом откликнулся на страдания сербов : Дочери Карагеорги, Бонапарт и черногорцы , Над Сербией Смилуся ты Боже.

     Из Летописи старейшей культурно-просветительской организации Матицы Сербской известно, что в 1826. г. напечатана статья о Пушкине, а первые официальные связи Матицы Сербской с каким либо културно – просветительским заграничным учреждением были связи с Академией наук Санкт-Петербурга. Современник А.С. Пушкина,молодой государь Черногории великий поэт и философ Пётр II Петрович Негош в два раза побывал в России. К ней его направил его предшественник Пётр I, сказав перед смертью:»Молись Богу и держись за Россию». В августе1833.года, в Санкт-Петербурге во храме Преображения Негош был возведён в сан епископа. Вернулся в Черногорию с богатыми дарами, денежной помощью и около 400 книгами.

     В начале 20. века, 24. июля 1914. г. накануне австрийского ультиматума Сербии, сербский король Александр Карагеоргиевич послал телеграмму русскому царю Николаю II, в которой он заявил, что Сербия может принять только те части ультиматума, которые не наносят урон достоинству независимого государства, но Сербия готова принять и условия которые ему посоветует русский царь. Сербский король просил русского царя о помощи так как на границе Сербии с Австро-Венгрией уже начала скапливаться вражеская армия. Русский царь 27. июля ответил, что Россия ни в коем случае не оставит Сербию.

     Страшные сражениях первой мировой войны на Балканах и страдания сербского народа при отступлении через Албанию, были хорошо известны официальной России и её союзникам, Франции и Англии. Весь русский дипломатический корпус аккредитованный в Сербии отступал вместе с сербскими войсками в сторону Албании. Подобного прецедента не было в истории. Сербы на берегах Адриатического моря, казалось, тщетно ожидали помощи. Союзники торговались. Энергичная телграмма русского царя союзникам Франции и Англии, в которой он грозил расторжением Союза, если сербской армии не позволят вступить в самый надёжный албанский порт Валлону. Только после этой угрозы союзники послали свои пароходы эвакуировать сербских солдат из Валлоны на Корфу и Бизерт.

     28. июля 1932. года в королевстве Югославии, в Белграде епископ Николай Велимирович в своей проповеди «Святой князь Владимир – креститель Руси» сказал, что долг сербов перед русскими и долг Сербии перед Россией за помощь в войне 1914 г. огромен и, что определение Николая II Романова к Царству Небесному напоминает на царя Лазаря и указывает на новую духовную глубину славян.

     Вследствие нападения в 1941 г. на Югославию, т.е. на Сербию, фашистской Германии пришлось на месяц отсрочить нападение на Советский Союз, т.е. на Россию. Во второй мировой войне погибло примерно 24 млн. русских (некоторые источники указывают цифру до 26 млн.) и около 2 млн. сербов.

     Современный русский геополитик Александр Дугин считает, что судьба сербов и судьба русских на геополитическом пространстве, сливается в одну судьбу.

     Основной закон геополитики – это принцип Великого Пространства, на котором национальный суверенитет любого государства зависит не столько от его военной мощи, экономической базы, технологического развития, сколько от его величины и географического положения его территорий. В наше время такую самодостаточность может иметь только очень большое государство, которое находится в стратегически безопасном регионе от возможного нападения (экономического, политического или военного) других государств.

     Во время противостояния капитализма и социализма существование блоков Великого Пространства было настоятельной и неизбежной необходимостью. «Неприсоединившееся» государство могло быть неприсоединившимся только в силу своей самоизоляции в сфере международной геополитики и политической маргинальности. Разрушение одной сверхдержавы серьёзно и безусловно изменило геополитическую ситуацию на земле. Сейчас все больше распространяется геополитический проект Глобализация, смысл которого является превращение всей планеты в одно Великое Пространство, которым управлялось бы из американского центра.

     В новых геополитических условиях, условиях экспансии глобализма (мондиализма) глобалистические силы в лице Горбачева включили блок Евроазии в проект мондиализма , последствия которого известны: Горбачев получил Нобелевскую премию за мир и попытался предать забвению 26 миллионов жертв фашизма.

     Проамериканский проект Атлантического Великого Пространства, создание планетарного „Pax Americana“ или установление «нового мирового порядка» с единственным мировым правительством, в самом деле, одно и тоже. Пол Вульфовиц: американский советник по безопасности в марте 1992 г. прямо и открыто говорил о том, что не допустит на европейском и азиатском континентах формирование стратегической силы, которая была бы способна противостоять планам США.

     Современная ситуация ставит перед каждым государством и народом неизбежный выбор: или интеграция в „Pax Americana“ или организация Нового Великого Пространства, которое будет в состоянии сопротивляться ей. К этому лучше других регионов подошла бы Россия как сердце Евразийского Пространства.

     В современной геополитической ситуации всё яснее ставится вопрос, или планетарный «новый мировой порядок» под руководством США, технократическая, атеистическая, потребительская, «диснейлендовская», космополитическая модель, или срочно создание геополитической оппозиции атлантизму и глобализму и неважно под чьим началом и под каким политическим знаком.

     Сейчас все ответственные люди должны понять, что установление глобалистической модели означает полное и окончательное уничтожение самобытности, идентичности исторического лица государства и нации, крах их национальной истории.

     Альтернатива Нового Великого Пространства могла бы быть и Европа, в которой некоторые политические и идеологические круги сопротивляются – англосаксонскому миру – США. Это не утопия и связана с историческим прецедентом (вспомним Де Голля). Геополитическую карту Европы можно распределить на три основных региона.

     Запад – первый ареал во главе с континентальной Францией и Португалией, затем Англия и США, которые вопреки многим различиям выступают как единая геополитическая сила.

     Другой ареал– Срединная Европа, она противостоит и Западу, и Востоку, в неё входят государства бывшей римской империи (германские нации), бывшие страны Австро-Венгрии, Германия, Италия.

     Россия – третий ареал, она противостоит в Европе не только от своего имени, но и от имени евразийского народа Востока.

     Эти три геополитичсеких блока в Европе создают на континенте стабильную зону напряжённости. Политическая напряжённость и серьёзный конфликт произошёл в Югославии 90-х годов прошлого века. Югославия как государство представляла собой Европу в миниатюре, с населявшими её народами, которые также можно встретить в самых крупных континентальных государствах.

     Югославский конфликт через который прошли последнее десятилетия прошлого века, который раз заставил европейских деятелей определить и обозначить свои приоритеты на югославском просторе. Там решались не только конфессиональные, исторические, этнические и политические симпатии тех или иных народов или государств. Речь шла о будущем Европы, о будущем Евразии.

     Когда в ходе югославского конфликта сербское самосознание пробудилось, когда снова проявился старый геополитический, национальный и духовный архетип и стала актуальной идея Великой Духовной Сербии – тогда миссия Югославии завершилась. На сцену вышла идея Востока, идея Великой Евразии. Как только сербы перешли критическую черту, т.е. когда их борьба приняла характер борьбы с самой идеей Запада, идеей атлантизма, Сербия была выделена как главное препятствие на пути установления «нового мирового порядка», последовали экономические и политические санкции, затем жестокая бомбардировка.

     Политические аналитики увидели в этом «генеральную репетицию»,

     осуществления огромной континентальной войны, которая могла бы быть спланирована против России потому, что сербы на Балканах представляют Россию. Геополитическая перспектива требует от сербов иметь евразийский, прорусский характер. На протяжении веков, испытывая религиозное, этническое, культурное, национальное, военное и политическое давление, сербы стоят рядом с Россией и представляют собой продолжение России на юге Европы. Сербы должны повернуться на Восток, должны понять смысл и цель русской геополитики, и осуществить проект православного неовизантизма, проект Великой Евразии, осью которого была бы Россия. Это проект должен стать путеводной звездой и основой сербской геополитики.

     Вследствие всего этого Сербии от России требуется одно, на каждый мощный удар, по-возможности, поддерживать и помогать ей.

     Сербы, которые борются за сохранение традиций, за православную веру, являются политической силой и фактором, который несет славянское, духовное наследие, сербы ориентированы на создание новой, гармоничной прорусской, геополитической структуры с постоянным антизападным и антиатлантическим ориентиром. Русское государство должно помогать им, не только политическим группам и партиям, а и отдельным борющимся за эту идею лицам.

     Слависты Сербии непременно являются такой силой. Они не являются непосредственным политическим фактором, но, принимая во внимание их действия и контакты с молодыми, они являются надёжным опосредственным политическим фактором и это очень важно.

     Встают два основных вопроса. Первый, что самостоятельно славяне (сербы) могут сделать без помощи России, и второй, - с чего начинать, каким способом, в какой мере и кому в Сербии и Черногории, Россия должна помочь.

     Что нам славистам - русистам делать?

     Обнаружилась главная проблема – это изучение русского языка в школах и на факультетах университетов Сербии и Черногории. Слависты - русисты должны изучать и решать эти проблемы. Это - первый и наиважнейший шаг потому, что ещё Гераклит утверждал, что язык, т.е. слово - гнездо, где поселяется знание. Все формы диалога между Россией и Сербией основываются на языке, т.е. на изучении русского языка в Сербии и Черногории.

     Горячие проблемы, это изгнание русского языка из начальных и средних школ.

     От грубого и вульгарного изгнания, на радость заботливо выращенным русофобам в Сербии и Черногории и до упраздненя места советника по русскому языку в министрестве просвещения, в Белграде и в Нови Саде, а также в городах и регионах, где были частые и активные сербско-русские связи.

     Эти дейстия министерства равносильны варварству. Законное, постоянное изучение иностранного языка в школах так построена, что можно выбирать изучение иностранного языка. В отдельных школах выбор зависит от директора или какого-то злонамеренного или не компетентного, школьного совета родителей.

     Решение проблемы изгнания русского языка из школ требует ясности и, вообщем, активной общественно-политической жизни, помощи от политического, про-русски настроенного фактора, возведения проблемы изучения языка на высочайший уровень и законного его решения.

     Слависты смогут много сделать на основании учреждения филиалов славянских обществ или аналогичных организаций, которые бы в основе своей имели решение проблемы изучения русского языка.

     Прежде всего необходимо написать такой учебник русского языка основой которого были бы тексты о России и русском народе. Обязательно в учебнике должны быть основные понятия русской истории и цивилизации и светлые страницы русской литературы. Учебник, в котором систематически и наилучшим образом представлялись бы наиважнейшие моменты сербско-русского культурно-исторические диалога.

     Славянское общество Сербии скорейшим образом длжно провести ревизию программ преподавания русского языка ( и предложить их Министерству просвещения), ещё по объему согласовать количество уроков преподавания и в этих обстоятельствах возможность их реализации.

     Славянское общество Сербии может проявить активность и внести вклад в организацию и реализацию конкурса за хорошее знание русского языка, добиться, чтобы проводили олимпиады по русскому языку как второму иностранному языку в гимназиях и средних школах. Существущий регламент является устарелым, нелогичным, и необходимо договориться о новом, савременном.

     В тяжелой экономической ситуации покровительство Общества в изучении русского языка принесло бы огромную выгоду. Все проблемы могут быстро и легко решены – если есть соответствующие кадры и добрая воля. Официальные представители России, кроме активной помощи обществу србско-русской дружбы, могли бы сразу начать с необходимого, с помощи школам и преподавателям русского языка в средних школах, где ещё учат язык. Я как русист «до мозга костей» преподаватель практик предлагаю:

     Сначала ежегодно каждой школе, где преподают русский язык, посылать, по крайней мере, компакт диск на котором был бы снят материал по страноведению, описанию страны, фильмы, книжные тексты, материалы по обычаям, песни и картины.

     Достаточно часа работы за компьютером опытного профессионала, чтобы записать материал и расходы не велики, для русского государства распределить по одному Макрософту-Windows или MS Office на русском языке в школы, где ещё учат русский язык, а школам с наибольшим количеством часов русского языка выделить компьютор.

     Российскому Министерству просвещения и внешних дел дать не одну,а несколько степендий молодым сербам, особенно будущим дипломатам (в 18 веке 28 сербских учителей учились в Киевско-Могилевской академии), не большие денги, а польза большая.

     Глобальные преспективы……

     Где русские культурные центры в Подгорице, Нови Саде, Нише, Крагуеваце, Лесковаце, Заечаре?....

     В Подгорице, в Черногории, где русско-сербские связи были самымы крепкими, где за последнее десятилетие поселились около 50 000 русских, нет ни одного русского культурного центра, а черногорское русофильство уже испустило дух в муках и на его месте утвердились черногорские глобалисты. Если в Подгорице существует русское консульство, то почему бы не создать русский культурный центр? Это было бы место, где, между прочем, можно было бы изучать русский язык, который во многих черногорских школах уже не учат. (В центре Подгорице есть пямятник, на одной скамейке сидит Пушкин, Знаю, что вместо стихотворения «Черногорцы что такое…..» пора уже написать «Черногорцы и русские что это за такое…..»

     В Нови Саде, где число фрацузов можно сосчитать на одной руке, уже открыт хорошо оборудованный Французский культурный центр, где горожане учат французский язык, изучают французскую культуру и цивилизацию…….

     Связи Нового Сада и его окретностей с русским народом таковы, что об этом можно было бы написать тома книг, но там нет культурного центра (…..Сергий Радонежский в Дунаевском парке, в Нови Саде ждет, чтобы русские и сербы догадались КТО ВИНОВАТ ? и ЧТО ДЕЛАТЬ ?….)

     Русское посольство в Београде и Русское посольство в Подгорице могли бы через свои личные, деловые и официальные связи в большинстве поселков и городов сделать один русский национальный канал на кабельном телевидении (там, где его нет).

     Ворота Русского дома в Белграде могли бы быть открыты по субботам после полудня (библиотека и проекционный зал) для учеников-посетителей из провинции. Русский дом должен гастролировать с культурной программой хотя бы в центральных районах Сербии, т.к. русских культурных центров в Сербии и Черногории уже нет,

     Это список самых горячих проблем, которые, по крайней мере, очень легко решить, только необходимо решительно взяться за них, « старательным людям Бог дает крылья…»….. и закончим словами епископа Николая Велимировича из уже упомянутой беседы: «Придет время, а оно уже близко, когда в России не только возродится икона Святых, что сейчас и происходит, когда войско живых русских святых от Св. Владимира, Св. Серафима и до последних новомучеников с Царем мучеником на челу – огласят небо и землю, что русский народ возродился в страданиях, снова крещён кровью, обращён в христову веру и готов помочь всему миру.»

     Задача славистов и русистов Сербии и Черногории в нынешней геополитической ситуации стать звеном связывающим русскую и сербскую культуры, а русского государства помочь нам.

     

     

     Радойка Тмушич Степанов

     г. Нови Сад

     Сербия