Главная страница

Мы в соцсетях











Песни родной Сербии







.......................




/9.6.2004/

Святосаввский путь



      Если говорить о Сербии и ее истории, то, конечно же, одну личность при этом обойти никак нельзя. И действительно, святой Савва Сербский является для Сербии ее основой и стержнем, рядом с которым все другие сербские святые и подвижники кажутся менее значительными, менее великими. В истории России, как и других православных держав (Византии, Болгарии), таких личностей не было. Так, например, судьбоносные для России времена (оформление государственности, крещение, иноплеменные нашествия и избавление от них) не были органически связаны с каким-либо одним человеком. Вероятно, Промыслу Божьему было угодно, чтобы мальчик-монах, стремившийся к уединенной молитве в афонских пещерах, получил особую благодать печалиться за народ свой во все времена. Именно трудами св. Саввы в конце XII-начале XIII вв. было окончательно оформлено Сербское государство, Сербская Православная Церковь получила автокефальность, на престоле утвердилась сербская средневековая династия Неманичей (ее основателем был жупан Неманя - св. Симеон Мироточивый, отец св. Саввы). В то же время был построен монастырь Хиландар на Афоне, и этот список достижений первого периода сербского государства можно продолжить, и все они так или иначе связаны со св. Саввой, его трудами. Кроме того, мало кто знает, что помимо понятия "православие", в Сербии существует и широко употребляется понятие "святосаввие", которое отражает приверженность тому пути, который выбрал для своего народа св. Савва. Нет, пожалуй, ни одного храма, где не было бы его иконы, множество географических названий связано так или иначе с его именем, его именем называются образовательные учреждения. Имя св. Саввы живет уже много сотен лет в народном предании, в таких сказаниях, как "Св. Савва и чабан", "Св. Савва и волки" и других. Сила воздействия этого святого на свой народ настолько велика, что даже явственно чувствуется его врагами. В конце XVI века турецкий наместник в Белграде приказал взять мощи св. Саввы из монастыря Мелешево и принародно сжечь на окраине Белграда - Врачару (сейчас на этом месте возводится величественный храм св. Саввы). Факт, можно сказать, единственный в своем роде. Осквернение, поругание и уничтожение святынь как таковых, конечно же, были и есть, но чтобы гонениям подвергался конкретный святой, случай действительно редкий.

      Святость св. Саввы воистину вызывает благоговейный трепет и умиление в суровых сердцах неизбалованных балканской действительностью сербов. Особенно тот факт, что первосвятитель сербский, будучи сыном сербского правителя Немани, с мирским именем Растко, имея 14 лет, презрев, как поется в гимне, царскую корону и порфиру, тайно оставил дом своего отца и пешком отправился на Афон. История эта действительно необычайная и дивная. При внимательном ее рассмотрении можно увидеть, что судьбоносные моменты в жизни молодого королевича отразились необычайным образом на всей истории Сербии. Здесь, конечно же, на первом месте стоят отношения Саввы со своим отцом жупаном Неманем, впоследствии св. Симеоном Мироточивым, а также с братьями Вуканом и Стефаном, а также сложный клубок взаимоотношений между Православием и западным миром, на границе с которым как раз и находится Сербия.

      Хотелось бы особо остановиться на одном из подобных моментов, значение которого намного шире и выходит за границы Сербии, а может быть, даже является определяющим - особенно в свете последних событий, для судеб всего Вселенского Православия. Мало кому известно, что отрока Растко, будущего сербского святителя, на Святую гору Афонскую увели два русских монаха, или калуджера, как говорят сербы. История не сохранила даже их имен. По одному предположению, они собирали деньги для своего монастыря на Афоне, по другому - они шли на Афон с Руси. Но как бы там ни было, именно они появились при дворе сербского жупана в престольном граде Рас, зажгли в царственном отроке пламя любви к жизни подвижнической, монашеской. Конечно же, смиренные странники не могли дерко увести Растко без благословения на то его отца, и поэтому они ушли из Раса еще перед восходом солнца. Поняв это, Растко незамедлительно покинул город и сам отправился за ними. Вскоре он догнал их, и уже вместе они пошли на Афон. Первый монастырь на Афоне, в который попал Растко, оказался русский, старый Россикон, в сербском произношении Русик. В этом же монастыре он принял постриг с именем Савва.

      Россикон был первым русским монастырем на Афоне, сейчас он оставлен, в старой его части отшельнически подвизается сейчас отец Иона, в другой части совершенно отдельно от него отец Пахомий, оба русские монахи. Один серб так вспоминает свою встречу с о. Ионой: он и его спутник очень долго задержались в Корее (центре Афона) около кельи св. Саввы, там их и застал мрак, в этой келье они остаться не могли, это запрещает устав келии, а до этого они познакомились с о. Ионой из Россикона, который находился недалеко от Кореи. Не имея возможности где переночевать, они приняли решение идти в Россикон, в который пришли, когда уже совсем стемнело. Увидев своих гостей, о. Иона, молчаливый монах, повел обоих в старую церковь, где, очевидно, и св. Савва принял постриг. Этот храм имел невероятно ветхий вид, а в самом иконостасе стояли две огромных, с человеческий рост, иконы св. Саввы и св. Симеона Мироточивого. О. Иона пал на колени перед иконами, его примеру последовали сербы, и начал читать акафист сербскому первосвятителю, попеременно передавая текст акафиста своим гостям.

      Сербам не легко понять русских, как и русским сербов, особенно если это касается церковной жизни. В массе своей среди сербов верующих гораздо больше, чем среди русских, но воцерковленных во много раз меньше, да в самое воцерковление сербы вкладывают несколько иной смысл, нежели русские. Русским людям, побывавшим в Сербии, в глаза сразу же бросается, что в сербских церквах людей не так много, хотя, конечно, есть и праздничные дни, когда в храмы просто войти нельзя.

      Одним таким днем является 14/27 января, в русском календаре - 12/25 января. В этот день после обедни в церкви царит звенящая тишина, священник вещает проповедь о св. Савве и его делах, а затем на призыв иерея весь народ от мала до велика, солидные и простые люди, имеющие голос и слух и таковых не имеющие, все как один, совершенно единодушно воспевают гимн своему первосвятителю:

      "Все воскликнем с любовью

      Святителю Савве,

      Сербски церкви и школы

      Святительской главе.

      Тамо крест и тамо слава,

      Где наш пастырь святой Савва.

      Пойте сербы, пойте,

      Пойте и утройте".

      Гимн этот имеет 8-9 куплетов, и сербы, совершенно не привыкшие задерживаться в храмах более одного часа, гимн этот поют по два-три раза, по щекам людей текут слезы умиления, кажется, что сам святитель, который положил душу свою за народ свой, сегодня здесь и как любящий отец обнимает своих детей, так долго бывших без родительской ласки. И, несмотря ни на что, становится совершенно ясно, что этот народ никогда не отступится от Православия, от того пути, на который его поставил св. Савва, который он и сам прошел вместе с двумя русскими иноками, на котором он освятил трепетную любовь сербов к великой и дивной стране - России.

      Контакты между русскими и сербами в том или ином виде существовали с глубокой древности. Когда-то это был один славянский народ. Сознание славянского единства не исчезло с появлением у тех и других государства. Любопытно, что и название одной из исторических областей - Рашка, которая наряду с Косово считается колыбелью Сербии, в некоторых речевых оборотах старосербского произносится фонетически очень близко слову Россия. Так, например, в некоторых древних текстах о св. Савве говорится, что когда святитель пересек пограничную реку, он возблагодарил Бога, произнес, что въезжаем в землю Расейскую (т.е. Рашку), центром которой и был тот самый Рас, из которого св. Савва отправился в дорогу на Афон.

      Стоит также добавить, что племенная раздробленность у славян западной части Балканского полуострова продолжалась довольно долго, особенно если учесть другой исторический путь Болгарии или Руси. Причина тому в отсутствии державообразующей силы или идеи: по сути, до начала XIII века эта часть славянского мира находилась далеко позади своих собратий на севере и востоке. Племя сербов на Балканах было большим, но далеко не единственным, и, вероятно, это племя занимало довольно ограниченное пространство областей Косово и Рашка. Все остальные территории занимали другие племена, не менее именитые в словесном предании, так, например, территорию сегодняшней Герцеговины населяло племя смолян.

      В памяти сегодняшних сербов, конечно же, ничего не осталось о тех древних племенах, но в жизни, в обычаях, в языке разных групп сербов различия настолько выражены, что на ум приходит порой вопрос - один ли это народ? Народ, конечно, один. Хотя австро-венгерские наместники когда-то и сегодняшние их наследники из ОБСЕ и Евросоюза и пытались говорить о многих народах. К XIII веку племя сербов заметно выделилось и вобрало в себя ряд меньших племен, что было вполне достаточно для создания государства, но оформление сербского самосознания (как и русского) шло особым путем, через исповедническую любовь к Родине. Одним словом, осознание своего единства в духе, т.е. в вере Православной, позволило балканским славянам создать государство, получившее название Сербии. Не было бы Православия, не было бы и Сербии.

      Сербское средневековое государство, как уже говорилось, начало бурно развиваться с начала XIII века. В 1207 году прошла коронация первого сербского короля Стефана Первовенчанного, брата св. Саввы, а в 1219 году Сербская Церковь стала автокефальной. Примерно к тому же периоду относится и нашествие Батыя на Русь, и ее временное угасание. Наверное, этим и объясняется ограниченность контактов между сербскими королями и русскими князьями. Хотя достоверно известно, что во второй половине XIII века сербские короли взяли на себя все содержание русского монастыря на Афоне. Довольно подробное описание Косовской битвы можно встретить в русских летописях XV века, где на миниатюрах изображен св. муч. князь Лазарь. Господу было так угодно, чтобы время заката сербского королевства совпало со временем начала освобождения Руси от татарского ига. В 1380 году произошла битва на поле Куликовом, а в 1389 - битва на Косовом поле. Уже через сто лет после этих сражений ситуация на Балканах и в России кардинально изменилась. На территории бывшей Византии почти не осталось ни одной пяди земли, которой не владели бы турки; некогда величавые церкви и монастыри превращались в мечети, и сотни тысяч греков, сербов, болгар, албанцев насильно переводились в ислам.

      А в России в это время процесс строительства православного государства оформился в идею Третьего Рима. Этот же период - XV-XVI вв. - довольно смутен в русско-сербских отношениях, однако, доподлинно известно о том, что Иван Грозный активно помогал афонским монастырям, в том числе и сербскому - Хиландару. Ризница этого монастыря в основном состоит из подарков русских царей, однако, подарки первого русского царя выделяются и между ними своей необыкновенной щедростью.

      По свидетельству писателя Шуртакова, в 1993 году у берегов Афона произошел следующий случай. Парусный корабль с русскими писателями совершал плавание по Средиземному морю, корабль проходил недалеко от Афона, и русские люди обратились с просьбой к игумену Хиландара отслужить молебен на палубе судна. Игумена на корабль доставил моторный катер, во время этого небольшого плавания он стоял на катере с иконой в руках, как бы благословляя путь к русскому кораблю. После совершения молебна люди стали подходить к иконе, целовать ее и класть деньги. Увидев это, сербский игумен строго-настрого запретил это делать и уже положившим велел забрать свои деньги. На недоумения русских он сказал: "Иван Грозный за все вперед заплатил".